Поддержка со стороны государства для россиян оказывается важнее гарантий улучшения качества жизни. Фото Reuters
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) оценил представления россиян о социальной справедливости. Как показывают опросы, в российском обществе главными индикаторами социальной справедливости являются социальные выплаты со стороны государства, а также доступ к бесплатной медицине и образованию. При этом экономическая свобода или юридическое равенство оказываются в списке индикаторов справедливости только на втором месте. Социологи и ранее отмечали, что российское общество буквально заражено «вирусом патернализма» и ждет улучшений своей жизни только со стороны государства. Увеличивающаяся доля пенсионеров и бюджетников в стране только усиливает эти настроения, считают эксперты.
Опрос ВЦИОМ показал, что для россиян куда важнее социальные гарантии и социальные выплаты, чем экономическая или юридическая справедливость. «Существует множество взглядов на социальную справедливость. Для одних это равенство возможностей, для других – компенсация неравенства, для третьих – главенство закона», – объясняют во ВЦИОМ.
Для большинства россиян социальная справедливость – это прежде всего социальные гарантии. Под социальными гарантиями в данном случае респонденты понимали равенство и равные возможности (21% опрошенных), социальную поддержку населения (10%), улучшение жизни пенсионеров и снижение пенсионного возраста (9%). Еще 6% указали на доступную и бесплатную медицину, а 3% – на доступное образование.
В отличие от социальных гарантий, которые важны для каждого второго россиянина, экономические гарантии как фактор социальной справедливости выбирают в качестве основного лишь 23% опрошенных. Так, для 10% опрошенных наиболее важным оказалось повышение уровня жизни, для 6% – отсутствие большого разрыва в доходах между богатыми и бедными, и для 3% – благополучие граждан.
Куда меньшее число россиян сегодня под справедливостью понимают правовые гарантии. На это указало совокупно лишь 14% респондентов. При этом для 8% – это равенство всех перед законом, для 4% – защита прав и свобод граждан. Сами социологи считают, что полученные результаты, с одной стороны, отражают потребности и ожидания граждан от социальной системы и от власти, с другой – обусловлено «историческими факторами».
Интересно и то, что лично для граждан социальная справедливость означает гарантии государства по поддержке населения и предоставлению социальных услуг. Однако на более абстрактный вопрос о том, что такое в целом социальная справедливость, треть россиян отвечает, что она заключается в равенстве всех перед законом. И этот показатель не меняется на протяжении всех замеров с 2007 года. На втором месте по популярности ответов оказалось равенство бедных и богатых по уровню жизни. Так ответили около 16% опрошенных.
При этом только каждый четвертый житель РФ считает российское общество социально справедливым. Противоположного мнения придерживается каждый пятый. Около 44% считают, что уровень социальной справедливости в стране не меняется.
Высокий запрос на социальную справедливость отмечается и у российской молодежи. Это подтверждают последние исследования экспертов из Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Российского института стратегических исследований, Высшей школы экономики (ВШЭ). Исследования основывались на опросах молодежи в возрасте 14–35 лет из 43 регионов РФ.
Молодые россияне под достижением социальной справедливости понимали искоренение коррупции (33,2%), а также соблюдение конституционных прав человека (32,7%). Еще около 18% выступали за расширение возможностей для свободного предпринимательства. В то же время только каждый десятый респондент поддержал идею демократического обновления.
Большинство молодых граждан (68%) не готовы менять образ жизни ради «укрепления мощи России». Абсолютное большинство респондентов до 35 лет (87%), к примеру, не были готовы на повышение налоговой нагрузки. Свыше 86% высказывались против замораживания зарплат и пенсий.
Российскому обществу в целом свойственны патерналистские настроения, отмечают социологи. Так, всероссийское исследование социологов из МГИМО и Финансового университета прямо показало, что россияне заражены «вирусом патернализма». Причем вне зависимости от возраста. Как отмечалось в докладе, «молодые, повзрослев в сытые годы нефтяной стабильности, уверены, что страну возможностей должно создавать государство». «В массовом сознании ни общество, ни бизнес не способны стать агентами изменений», – утверждают авторы.
«Патерналистские отношения между властью и обществом в России – первый параграф неписаного общественного договора», – обращают внимание эксперты.
В качестве иллюстрации приводилось двойственное отношение к коррупции, которой, по версии самих же респондентов, в идеальном будущем быть не должно. Однако и сами респонденты нередко в нее были вовлечены: хоть раз кто-то давал взятки врачам, учителям, сотрудникам дорожной полиции, считая это если не нормой, то вынужденной необходимостью.
Исследователи из ВШЭ приходили к выводу, что чем сильнее население ощущает свою незащищенность в социальном и экономическом планах, тем оно лояльнее к коррупции, которую рассматривает для себя как шанс найти выход из личной кризисной ситуации. В итоге общество ждет, что борьба с коррупцией, проведение реформ будут начинаться исключительно сверху (см. «НГ» от 30.01.23).
Экспертов настроения россиян не удивляют. «То, что социальные гарантии для населения стали весомее, чем экономические возможности – вполне объяснимо. Доля пенсионеров в России около 30%. И для них социальная составляющая гораздо весомее экономических свобод. Пенсионеры хотят иметь доступ к бесплатной медицине, к бесплатному проезду, ко льготным лекарствам. И именно это воспринимается как социальная справедливость. Похожие настроения и у бюджетников», – говорит директор по работе с клиентами «Альфа-Капитал» Анна Гондусова.
В российском обществе экономические гарантии не так важны, как социальные, продолжает доцент РЭУ им. Плеханова Людмила Иванова-Швец. «Возможно, это связано с тем, что у нас не так высок предпринимательский дух. Связано это также и с советским прошлым. И в сложных ситуациях граждане в большей степени рассчитывают на поддержку государства, а не на свои предпринимательские способности», – говорит она.
«Социальные гарантии – важная часть устройства любой государственной системы. И в принципе, люди привыкли жить таким образом, что государство гарантирует бесплатное образование, бесплатное здравоохранение, то есть большое число необходимых для населения услуг покрывается за счет государства», – указывает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
Завлабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН Тимофей Нестик обращает внимание, что в постконфликтных обществах оправдание социальной системы снижается, а чувствительность к несправедливости возрастает.
«Запрос на справедливость становится одной из причин популярности антиэлитных настроений и введения прогрессивного налога для богатых. При кратковременных кризисах, как правило, материальное положение домохозяйств частично выравнивается, но во время длительных кризисов следует ожидать усиления неравенства. Эти факторы, а также структурная перестройка российской экономики будут повышать запрос на наращивание механизмов вторичного перераспределения доходов», – рассуждает он.
По мнению замдиректора Института социальной политики ВШЭ Оксаны Синявской, результаты опроса ВЦИОМ в целом не показывают стремления к патернализму или социальной поддержке в духе советского прошлого. «Они выражают желание равенства возможностей и создания условий для развития, при этом предполагая наличие определенной «подушки безопасности», – считает она.
«Первый вопрос исследования позволял участникам перечислить любое количество характеристик социальной справедливости, выделяя важность разных аспектов, в то время как второй, закрытый вопрос ВЦИОМ, требовал выбрать один наиболее значимый ответ, где равенство перед законом явно доминировало. Разделение на социальные и экономические факторы в первом вопросе было условным, поскольку многие экономические вопросы, такие как неравенство и ценовая политика, также несут социальную значимость», - поясняет эксперт.
Для россиян традиционно свойственно не утилитарное или абстрактное понимание справедливости, а понимание справедливости в контексте равных возможностей, замечает старший научный сотрудник Института социальной политики ВШЭ Василий Аникин.