Фото Сергея Киселева /Агентство «Москва»
Почти половина рецептов борьбы со стрессом связана для граждан с новыми затратами: от шопинга до путешествий и от покупки лекарств до посещения клубов, кино и концертов. Благодаря этим тратам средние показатели тревожности населения РФ заметно снизились по сравнению с началом 2022 года. О существовании в состоянии стресса заявляют около 40% населения, подсчитали социологи исследовательского холдинга «Ромир».
Сегодня около 40% россиян в той или иной степени испытывают стресс, сообщают в «Ромире». Свои выводы социологи основывают на опросе 4,3 тыс. человек. В начале 2022 года доля россиян, испытывающих стресс, составляла 57%.
Каждый третий (33%) гражданин РФ, судя по результатам опроса, предпочитает снижать свой уровень тревожности вкусной едой. Причем за последний год доля ответов с таким рецептом антистресса чуть увеличилась. До начала украинского конфликта – в январе 2022 года – вкусную еду в качестве лекарства от стресса выбирали 30% опрошенных.
В конце прошлого года сервис по поиску работы и персонала «Работа. ру», опросив 3,1 тыс. респондентов из всех регионов страны, констатировал, что 57% опрошенных россиян признались, что испытывают проблемы, связанные с эмоциональным перееданием. Причем каждый четвертый респондент сообщал, что использует еду, чтобы справиться со стрессом. Каждый пятый снижает уровень тревоги с помощью заедания. Почти столько же едят, чтобы снять напряжение и усталость.
Почти половина (42%) участников опроса заявили, что предпочитают заедать стресс сладким. При этом мучные и кондитерские изделия пользуются популярностью у 29% опрошенных и лишь 15% заедают эмоции фруктами. По 13% респондентов выбирают чипсы, а также мясо и рыбу. Фастфуд предпочитают 12% участников опроса, сладкие напитки – 10% опрошенных, а овощи – 8%.
Страсть россиян к сладкому заметна и по статистическим данным. По итогам прошлого года, доля продаж кондитерских изделий в общем объеме розничных продаж составила 3,6%. Это куда больше, чем доля свежих фруктов (2%) или мяса (3,1%). Сами продажи сладкого тоже увеличиваются. По итогам 2023 года они выросли на 3,3%. Аналогичный рост показали по итогам года общие продажи продовольствия.
В различных сервисах доставки также обращали внимание на рост спроса на торты и пирожные, а также сладкую выпечку и конфеты.
Россияне заедают стресс не только дома, но и в ресторанах, приходили к выводу в «Ромире». В своем ноябрьском исследовании эксперты обращали внимание на рост сегмента HoReCa (отели, рестораны и сервисы выездного обслуживания), даже несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в стране. По их замерам, общепит смог увеличить свою аудиторию на 10% в прошлом году. В целом же две трети россиян хотя бы раз за год посещают кафе или ресторан.
Еда для россиян стабильно остается одним из любимых способов борьбы со стрессом, подтверждают в «Ромире». Так или иначе, более 50% наших соотечественников отмечают еду в этом контексте. Треть наших соотечественников (34%) заявляют о заедании стресса «вкусной едой». Также пятая часть россиян (20%) признаются, что используют здоровое питание для повышения настроения. «Рынок общественного питания в России продолжает демонстрировать устойчивый рост, успешно адаптируясь к различным экономическим колебаниям. Наблюдается увеличение числа покупателей… ключевыми каналами, привлекающими новую аудиторию, являются бургерные, пекарни и столовые», – обращала внимание директор по работе с клиентами «Ромира» Маргарита Абрамкина.
Вероятно, тренд на заедание стресса в ресторанах продолжится и в этом году. По итогам января оборот общественного питания увеличился на 2,1% в годовом выражении, составив почти 240 млрд руб., следует из данных Росстата. К уровню двухлетней давности рост составил 14,2%, сообщают в Минэкономразвития.
Помимо еды граждане РФ выбирают и такие привычные способы борьбы со стрессом, как алкоголь. Его в качестве «лекарства» выбрало 17% россиян, опрошенных «Ромиром». Для сравнения: в начале 2022 года такой способ ухода от проблем предпочитало почти 20% респондентов.
К слову, эксперты из аналитической службы аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на прошлой неделе сообщали о том, что розничные продажи крепкого алкоголя достигли максимума за семь лет. Аналитики подсчитали, что по итогам прошлого года розничные продажи крепких спиртных напитков увеличились на 3,6%, до рекордных 7,2 л на душу населения. «Это максимальное годовое потребление на человека как минимум с 2017 года», – отмечали исследователи. При этом продажи вина выросли на 2,3%, до 5,9 л на человека, а потребление пива – на 2,6%, до 53,3 л. Для расчета использовали также данные Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками (Росалкогольтабакконтроль) о розничных продажах алкогольной продукции в натуральном выражении, включая продажи в заведениях общепита.
«Потребление алкоголя действительно растет. У нас за последние три-четыре года были накоплены интенсивные стрессовые факторы. Сначала это были ковидные ограничения, а затем и обострение геополитической напряженности. Поэтому уровень стресса в обществе неизбежно возрастает, и у людей возникает желание каким-то доступным способом нивелировать этот стресс. Простым, но неправильным лекарством для этого является алкоголь», – соглашался президент Независимой наркологической гильдии РФ Руслан Исаев. По мнению врача-нарколога Василия Шурова, тревога является одним из основных факторов роста потребления алкогольной продукции.
Шопинг как лекарство от стресса используют 14% россиян, сообщают социологи «Ромира». Схожую тенденцию наблюдали и аналитики «АльфаСтрахования». В ходе аналогичного опроса они сообщали о том, что походы в кино и по магазинам в качестве лекарства от проблем выбирает каждый пятый россиянин.
Впрочем, из того же опроса следовало, что почти 60% респондентов в качестве лечения выбрали бы отпуск. К слову, ранее в Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья (АОТ) обращали внимание на увеличение популярности у населения антистресс-программ лечения (см «НГ» от 04.10.23).
Опрос проекта «Здоровье Mail. ru», в котором приняло участие свыше 9 тыс. человек, показал, что, помимо еды, магазинов и алкоголя, популярным вариантом решения проблем становится и «уход в цифровую реальность». Так, согласно их выводам, свыше 20% опрошенных справляются с беспокойством просмотром сериалов и компьютерными играми. При этом только по итогам января этого года россияне потратили на различные электронные услуги и сервисы (куда входят платные подписки на онлайн-кинотеатры и игровые сервисы) свыше 27 млрд руб., что оказалось в два раза больше, чем годом ранее, сообщают в Росстате.
Еду, шопинг и поездки за рубеж как лекарство от стресса тем не менее может себе позволить далеко не каждый россиянин. Самыми популярными способами борьбы со стрессом для россиян оказались прогулки на свежем воздухе. Этот вариант назвали 45% респондентов «Ромира».
По мнению экспертов, распределение ответов в целом говорит о том, что россияне выбирают тот способ борьбы со стрессом, который могут себе позволить. «Многое зависит от возраста, занятости, уровня заработной платы и прочего. И те, кто может позволить себе путешествия, стараются больше путешествовать. Шопинг по субъективным ощущениям как борьба со стрессом остался, но в гораздо меньшей степени плюс сильно трансформированным: если раньше люди ходили в торговые центры, покупали одежду и проводили там время, то сейчас все больше растет доля покупок, совершаемых в онлайн-маркетплейсах», – отмечают аналитики компании «Цифра брокер».
«Есть быстрые варианты снятия стресса, которые почти не требуют никаких усилий. А есть более энергозатратные. Каждый выбирает по своему вкусу. Из самых легких и быстрых способов – это в первую очередь сладости из серии «заесть стресс шоколадкой и тортиком», курение сигарет», – рассуждает доцент РЭУ им. Плеханова Анна Цветкова.
И только 12% опрошенных «Ромиром» в качестве борьбы с тревожностью выберут поход к психологу. Этот ответ также укладывается в логику доступных и недоступных способов. Так, 40% россиян, участвовавших в опросе фонда «Общественное мнение», указывали, что не будут обращаться за психологической помощью из-за ее высокой стоимости (см. «НГ» от 24.08.22).