0
3791
Газета Экономика Интернет-версия

12.03.2024 20:19:00

Банковские мошенники добрались до выборов президента

Новый фактор экономической неопределенности – телефонные и кибермахинации

Тэги: преступные схемы, выборы президента, личные кабинеты, госуслуги, банковские карты, телефонные мошенники, кибермахинации


преступные схемы, выборы президента, личные кабинеты, госуслуги, банковские карты, телефонные мошенники, кибермахинации Уже обманутые кибермошенниками люди скорее всего будут затем с недоверием относиться и к финансовым организациям, и к цифровым технологиям. Фото сайта kosoblduma.ru

Мошенники опробовали новый повод для реализации преступных схем – выборы президента. Главная цель злоумышленников – личные кабинеты на портале «Госуслуги» и данные банковских карт, предупредили в Роскачестве. Телефонные и кибермошенничества стали серьезным вызовом для страны. Вал сомнительных звонков, сообщений и писем, даже если человек умеет их отфильтровывать, подрывает доверие – к банкам, правоохранительным органам, любой госсистеме. На это указали участники состоявшегося во вторник в Высшей школе экономики (НИУ ВШЭ) круглого стола.

Почти каждое знаковое событие для страны – теперь это еще и удобный повод для телефонных и кибермошенников внедрить очередную преступную схему.

Например, в преддверии Международного женского дня в России появлялись поддельные сайты, на которых предлагалось приобрести подарочные карты разных маркетплейсов. В общей сложности экспертам удалось насчитать около 30 фейковых ресурсов, сообщил глава Центра мониторинга внешних цифровых угроз группы компаний «Солар» Александр Вураско.

По оценкам аналитиков компании «МТС RED», в преддверии 8 Марта объем фишинга в России вырос сразу почти на 30%. Предыдущий заметный всплеск аналогичных атак был зафиксирован накануне Дня святого Валентина. Фишинг – вид мошенничества, нацеленный на то, чтобы выведать у жертвы ее персональные данные, например реквизиты банковской карты. Для этого могут использоваться поддельные сайты, очень похожие на сайты настоящих ведомств или магазинов, а также поддельные письма или сообщения в мессенджерах, разосланные якобы от представителей этих организаций. В таких сообщениях обычно содержатся ссылки для перехода на опасные сайты-клоны.

Добавим к этому постоянные сомнительные звонки от лица якобы сотрудников банка, неких следователей либо представителей ФСБ и Центробанка, которые перемежаются со звонками от настоящих, но от того не менее настойчивых сотрудников финансовых организаций, агрессивно навязывающих свои услуги. Все это создает ощущение тотальной незащищенности и провоцирует сильнейшее недоверие в принципе к какой бы то ни было системе – банковской, правоохранительной и в целом государственной. Потому что теперь даже выборы президента – это, как выяснилось, тоже вовсе не священная корова.

Cпециалисты Центра цифровой экспертизы Роскачества зафиксировали всплеск мошенничества, связанного теперь с выборами президента. «Мошенники рассылают фишинговые письма по почте или в мессенджерах с сообщениями о денежном вознаграждении за участие в тестировании системы электронного голосования. Рассылки происходят якобы от официальных представителей Центризбиркома, а также от «Госуслуг», через которые избиратели могут подать заявку на голосование с помощью ДЭГ (дистанционное электронное голосование)», – сообщают в Роскачестве.

Избирателям предлагается за вознаграждение – от 2,5 тыс. руб. и более – протестировать систему голосования на наличие технических ошибок. Главное условие – заполнить анкету, которая размещена, конечно, на поддельном сайте. И в анкете предстоит указать как раз все необходимые злоумышленникам сведения: это данные личных кабинетов в системе «Госуслуг» и банковских карт.

«Чтобы не попасться на уловки мошенников, необходимо быть внимательным и знать, что подобных выплат со стороны государства не существует, как и подобного тестирования», – пояснил руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества Сергей Кузьменко. Совет хороший, другое дело, что он может затеряться в потоке вполне официальной рекламы, приуроченной к выборам и обещающей избирателям настоящие розыгрыши призов.

Мошенничества в финансовой сфере – будь то телефонные или кибермахинации (хотя порой эти два вида в принципе взаимосвязаны) – имеют вполне конкретные негативные социально-экономические последствия. К ним относятся прежде всего возрастание уровня недоверия в обществе и повышение неопределенности экономической ситуации. Об этом предупредил во вторник главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев в ходе своего выступления на круглом столе, организованном Центром медиапрактик Института коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ.

Еще одно негативное последствие, по уточнению экономиста, – это разрастание теневого сектора экономики. Было бы наивно ожидать от различных махинаторов, что все те средства, доступ к которым они незаконно получили (в том числе с помощью дропперов, дропов – подставных лиц, обналичивающих деньги), затем потекут в белую экономику. А теневой сектор, в свою очередь, предполагает в самом, скажем так, «безобидном» варианте уход от налогов.

Николаев указал и на другие последствия, которые на первый взгляд могут показаться неочевидными, однако они вполне логичны и связаны с уже упомянутыми негативными факторами. Например, это риски снижения потребительской активности или торможение внедрения передовых технологий.

Говоря о потребительской активности, эксперт уточнил, что, конечно, нынешние масштабы кибермошенничества пока не способны кардинально на нее влиять. Но если доводить ситуацию до предела, то гипотетически именно к этому различные финансовые махинации как раз вполне могут привести. Потому что различные мошенники не только лишают граждан миллиардов рублей, но и вынуждают их быть сдержаннее в приобретении товаров и услуг или по крайней мере в оплате этих товаров и услуг с применением цифровых технологий.

По данным, которые обнародовал во вторник Всероссийский центр изучения общественного мнения, некоторые ответы россиян на вопрос о том, как, по их версии, новые технологии, будь то умные устройства или искусственный интеллект, повлияют на сохранность личной информации, распределились почти поровну. Около 32% из 1,6 тыс. опрошенных считают, что новые технологии скорее понизят сохранность личной информации и персональных данных. Одновременно с этим 33% респондентов полагают, что новые технологии скорее никак не повлияют на сохранность сведений. Кроме того, около 23% опрошенных предположили, что новые технологии скорее даже помогут повысить сохранность различной персональной информации. Остальные 12% затруднились с ответом.

По мнению же Николаева, уже обманутые кибермошенниками люди скорее всего будут как раз с большим недоверием относиться к различным новым цифровым технологиям.

"Самый распространенный способ кибермошенничества – телефонные звонки. Но сейчас очень активно развивается мошенничество с помощью мессенджеров и современных технологий по изменению внешности и голоса (дипфейков), – рассказал «НГ» исполнительный директор экспертного клуба Центра стратегических разработок Асхаб Индарбаев. – В последнее время этот механизм работает крайне эффективно, поскольку понять достоверность по короткому видео или аудиосообщению практически невозможно".

Каким же образом можно «пощупать» тот ущерб, который наносят телефонные и кибермошенники? Если опираться на данные Центробанка, то в прошлом году мошенники украли у банковских клиентов 15,8 млрд руб. Банки смогли вернуть жертвам 8,7% от этой суммы, тогда как годом ранее показатель составлял всего 4,4%. «Однако если мы возьмем статистику за 2021-й (6,8%), 2020-й (11,3%), 2019-й (15%), то увидим, что в 2023 году мы имеем далеко не рекордный возврат средств. Причина в том, что большинство операций мошенников связаны с социальной инженерией. Жертва сама сделала все операции и отдала свои средства злоумышленникам», – пояснила «НГ» соруководитель практики защиты прав инвесторов юридической компании «Интерцессия» Анастасия Чумак.

"Сумма ущерба (для человека. – «НГ») в большинстве случаев (64%) составляет около 20 тыс. руб. Ущерб более 1 млн руб. получили только около 4% граждан, – сообщил Индарбаев. – Чаще всего люди переводят сбережения или сообщают коды из СМС-сообщений. Около 6% пострадавших передают деньги лично, а около 5% берут кредиты и переводят их злоумышленникам".

Как отметила партнер адвокатского бюро «Нордик Стар» Анна Заброцкая, банковское мошенничество создает серьезные проблемы и для правового, и для экономического ландшафта любой страны, Россия здесь не исключение. Между тем она согласилась с тезисом, что такого рода махинации подрывают доверие. «Когда люди теряют уверенность в безопасности своих счетов, они могут не решаться участвовать в финансовых операциях, что приводит к сокращению банковской деятельности и инвестиций», – пояснила «НГ» Заброцкая.

Впрочем, сами учреждения порой уделяют явно недостаточно внимания как сохранности персональных данных, которые могут утекать по вине в том числе конкретных нечистоплотных сотрудников, так и информированию своих клиентов о рисках и методах защиты от злоумышленников. Да и усилий отдельных представителей отрасли тоже недостаточно. Требуется совместная работа. Как следует из комментария Заброцкой, бороться с мошенниками станет намного проще, если будет налажено более эффективное сотрудничество между банками, регуляторами, правоохранительными органами и экспертами по кибербезопасности. 

Хотя, как уточнил Индарбаев, Центробанк совместно с Генпрокуратурой, Минцифры, участниками финансового рынка и операторами связи уже сейчас активно занимается решением проблемы кибербезопасности. Результатом совместной работы стала блокировка почти 576 тыс. телефонных номеров, около 43 тыс. мошеннических сайтов и страниц в социальных сетях, 35 приложений, также удалось снизить более чем на 75% количество звонков с использованием городских телефонных номеров.

Кроме того, как напомнил эксперт, с июля 2024 года вступит в силу закон и заработает новый механизм противодействия мошенническим операциям, связанным с переводами средств. «По новым правилам банк будет на два дня приостанавливать подозрительные переводы, чтобы клиент смог отказаться от транзакции, – пояснил Индарбаев. – Если банк не приостановит перевод денег на мошеннический счет, информация о котором есть в специальной базе Центрального банка, и перечислит средства преступникам, то он будет обязан вернуть клиенту средства в течение 30 календарных дней после получения заявления от пострадавшего".


Читайте также


Молдавия еще на шаг приблизилась к ЕС

Молдавия еще на шаг приблизилась к ЕС

Виктория Панфилова

Выборы президента и референдум о европейском будущем республики состоялись

0
3301
Вест-индская кампания 2024

Вест-индская кампания 2024

Михаил Стрелец

Индуисты во властной элите Соединенных Штатов

0
13670
Развитой социализм «экономики возможностей» Камалы Харрис. Опубликована программа кандидата в президенты от демократов

Развитой социализм «экономики возможностей» Камалы Харрис. Опубликована программа кандидата в президенты от демократов

0
10378
Адвокаты застряли в электронной очереди

Адвокаты застряли в электронной очереди

Екатерина Трифонова

Попасть к клиентам в СИЗО по цифровой записи сейчас крайне трудно

0
4503

Другие новости