Замглавы Минэнерго Павел Сорокин уверен, что самоограничения добычи нефти в РФ увеличили доходы казны на 30 триллионов рублей, что составило около двух третей всех социальных расходов бюджета. Фото фонда «Росконгресс»
Министерство энергетики США повысило ожидаемые средние цены нефти на 2024 и 2025 годы после продления ограничений на добычу нефти странами – участницами соглашения ОПЕК+. Это соглашение было заключено в 2020 году под давлением Саудовской Аравии, которая объявила тогда ценовую войну на мировом нефтяном рынке. Сегодня молодые российские чиновники – победители конкурса «Лидеры России» считают соглашение ОПЕК+ своим достижением. А президент РФ Владимир Путин указывает на негативные последствия самоограничений добычи, поскольку не участвующие в соглашении страны, прежде всего США, увеличивают свою долю на мировом нефтяном рынке.
Минэнерго США повысило прогноз цены на нефть Brent и на 2024, и на 2025 годы из-за продления странами ОПЕК+ ограничений по добыче. Как следует из нового отчета управления энергетической информации (EIA) ведомства, в 2024 году прогноз цены барреля нефти сорта Brent повышен с 82,42 до 87 долл.
«В результате продления ОПЕК+ сокращения добычи нефти мы снизили наш прогноз роста мировой добычи нефти в 2024 году. Более низкий рост способствует значительному сокращению мировых запасов нефти в нашем прогнозе на второй квартал 2024 года», – говорится в новом американском отчете. Прогноз цены барреля нефти марки Brent в 2025 году повышен с 79,48 до 84,8 долл.
Наша газета уже писала, что благодаря согласованным сокращениям добычи в Саудовской Аравии и в других нефтедобывающих странах картеля ОПЕК Россия может надеяться на относительно высокие нефтяные цены в ближайшие годы (см. «НГ» от 28.02.24). Страны – участницы соглашения ОПЕК+ показали свои возможности и намерения не допустить снижения мировых нефтяных цен ниже 70 долл. за баррель, утверждают аналитики Bank of America. Однако участники ОПЕК+ не смогут поднять цены выше 90 долл. за баррель, считают американцы.
«Мы ожидаем, что более жесткий баланс на рынке нефти в 2024 году сохранит цену Brent выше текущих уровней, составив в среднем 88 долл. за баррель во втором квартале 2024 года, что на 4 долл. выше, чем в отчете за прошлый месяц. Мы ожидаем, что цена останется относительно неизменной до конца года, прежде чем увеличение запасов (когда истечет срок сокращения добычи ОПЕК+) начнет оказывать небольшое понижательное давление на цену в 2025 году», – говорится в последнем американском отчете.
В базовом российском прогнозе среднегодовая цена барреля Brent ожидается в этом году на уровне 85 долл. А в консервативном сценарии она может снижаться в 2024 году до 78,8 долл. за баррель.
Американское Минэнерго отметило, что прогнозы нефтяных цен остаются весьма неопределенными. Так, «хотя никакая добыча нефти не была потеряна из-за нападений на коммерческие суда, следующие через Красное море, добыча все еще может быть нарушена или часть добычи нефти на Ближнем Востоке может быть остановлена, что, вероятно, приведет к росту цен на нефть». «Еще неизвестно, насколько строго будет соблюдаться последний раунд добровольных сокращений добычи ОПЕК+, что потенциально может добавить дополнительные поставки нефти обратно на рынок и уменьшить ожидаемую напряженность в добыче нефти в краткосрочной перспективе», – считают в Минэнерго США.
История соглашения ОПЕК+ и его последствия обсуждались вечером во вторник и в Кремле, где президент РФ Владимир Путин прокомментировал альтернативную версию появления соглашения ОПЕК+, которую представил замглавы Минэнерго Павел Сорокин – один из молодых победителей конкурса управленцев «Лидеры России».
В изложении Павла Сорокина финансовый успех от глобальных сокращений нефтедобычи обеспечили его начальники: глава Минэнерго Николай Шульгинов и вице-премьер Александр Новак. «Это ОПЕК+ в первую очередь: 30 трлн руб. в бюджет страны принесло с того момента, когда началось это взаимодействие. А это примерно две трети всех социальных трат за этот период бюджета.
Президент Владимир Путин на встрече с молодыми победителями конкурса «Лидеры России» объясняет негативные последствия самоограничений добычи нефти. Фото РИА Новости |
Нефть подешевела в понедельник, 9 марта 2020 года, более чем на 20%, после того как Саудовская Аравия (СА) произвела первые выстрелы в ценовой войне, призванной увеличить ее долю на мировом рынке нефти, в том числе за счет России, описывает эти события Интерфакс. «Королевство СА намерено увеличить собственную добычу и предложило покупателям 20-процентные скидки на апрель 2020 года, после того как Россия на прошлой неделе отказалась присоединиться к новому соглашению о снижении добычи», – уточняет российское агентство.
Но у «молодых управленцев» в Минэнерго своя версия истории, которую разделяют и некоторые пиар-службы. Сразу после заявления замглавы Минэнерго в Кремле в Сети появились поддерживающие альтернативную версию истории пресс-релизы: «Сделка ОПЕК+ за 8 лет обеспечила 2/3 социальных расходов бюджета России». При этом в этих релизах были приведены прошлогодние исходные оценки гендиректора Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилла Дмитриева, которые и воспроизводил во вторник в Кремле победитель конкурса Павел Сорокин.
«Сделка ОПЕК+, может быть, одна из самых важных сделок для мира за последние 10–20 лет. И это важно не только для потребителей энергии, для производителей энергии, для людей, потому что она позволила стабилизировать цены по всему миру, стабилизировать спрос и предложение, но и для российского бюджета. Она уже принесла дополнительно 30 трлн руб. в бюджет. Это больше, чем 300 млрд долл. наших активов, которые были заморожены за рубежом. И все это результат очень плотного доверительного сотрудничества с Саудовской Аравией, с другими членами ОПЕК. Россия, Саудовская Аравия, другие страны ОПЕК+ показывают пример конструктивного созидательного сотрудничества, которое полезно всему миру», – объяснял Кирилл Дмитриев в декабре 2023 года.
Президент Владимир Путин после слов молодого замглавы Минэнерго указал и на негативные последствия соглашения ОПЕК+ (которое некоторые оптимисты почему-то называют «сделкой»).
«ОПЕК+ действительно помогает нам удержать цены на нефть, обеспечить доходы бюджета. Но все-таки добыча-то сокращается у нас», – ответил Сорокину Владимир Путин. «На добытый баррель мы зарабатываем больше, чем если бы цены упали. Но, поскольку добыча сокращается, а в других странах, таких как США, растет, мы можем потерять рынки. Тогда мы не сможем осуществлять те инвестиции, о которых вы говорите», – объяснил Сорокину глава государства. И предложил свернуть обмен мнениями относительно соглашения ОПЕК+: «Ладно, хорошо, об этом мы поговорим». При этом Путин подтвердил, что он поддерживает сотрудничество в рамках ОПЕК+.
Россия во втором квартале добровольно сократит добычу и экспорт нефти совокупно еще на 471 тыс. барр. в сутки. Ранее страны – участницы ОПЕК+ тоже объявили о продлении дополнительных добровольных сокращений добычи на 2024 год (см. «НГ» от 04.03.24).