0
4092
Газета Экономика Интернет-версия

14.03.2024 20:45:00

Маркетплейсы станут информационно обязанными

В Госдуме и правительстве надеются заставить онлайн-площадки подтверждать безопасность продаваемых товаров

Тэги: госдума, законопроект, интернет товары, безопасность, сертификация, декларация


госдума, законопроект, интернет товары, безопасность, сертификация, декларация Глава Минэкономразвития Максим Решетников уделил особое внимание безопасности продаваемых в интернете товаров. Фото из Telegram-канала Росаккредитации

Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация), маркетплейсы и депутаты близки к консенсусу по поводу законодательных поправок, которые обяжут продавцов на интернет-площадках добавлять в карточки товаров ссылку на реестр деклараций и сертификатов, подтверждающих безопасность и качество. Пока такая система отчетности для онлайн-продавцов работает «на добровольных началах». По данным Росаккредитации, 85% товаров на маркетплейсах подлежат сертификации и декларированию, но достоверные разрешительные документы есть у 10% из них.

Растущие объемы онлайн-торговли, приток новых поставщиков делают все актуальнее проблему контроля безопасности и качества продаваемой маркетплейсами продукции.

Эта тема обсуждалась в четверг на заседании коллегии Росаккредитации, подведомственной Министерству экономического развития.

Как сообщил глава Минэкономразвития Максим Решетников, Росаккредитация – один из ключевых элементов в системе обеспечения безопасности и качества продукции на рынке. Через аккредитованные этой службой лаборатории и органы по сертификации проходят испытания более 80% всех товаров – российских и импортных, – поступающих на наш рынок. Речь идет примерно о 14 млн испытаний ежегодно.

И теперь контроль качества и безопасности товаров переведен службой в том числе в онлайн. Как рассказал министр, на сайтах ведущих маркетплейсов (речь идет о 29 компаниях) Росаккредитация запустила проверку безопасности товаров. В тех характеристиках товара, которые публикуются на сайте маркетплейса, продавец размещает еще и живую ссылку на реестр Росаккредитации, перейдя по которой можно убедиться, что у продаваемой продукции есть сертификат, гарантирующий ее безопасность. «Еще полтора года назад товаров с такими ссылками на сертификаты было около 1 млн, а сейчас уже более 19 млн», – сообщил Решетников. По его словам, важно и дальше тиражировать такую систему отчетности онлайн-продавцов.

Вопрос не праздный, ведь, по данным Росаккредитации, «85% товаров на маркетплейсах подлежат сертификации и декларированию, и лишь около 10% из них обладают достоверными декларациями и сертификатами соответствия». Главное отличие онлайн-розницы от обычной офлайн-торговли в том, что офлайн-магазины обязаны иметь такие документы и предоставлять их по запросу покупателей. Хотя даже и там порой бывают некоторые затруднения с доступностью для потребителей необходимых сведений, следовало из выступлений некоторых спикеров на заседании коллегии.

А в онлайн-рознице такая система отчетности продавцов перед покупателями в принципе пока не обязательна. Все зависит от желания продавца преподнести себя с лучшей стороны. Причем, как отмечали ранее в Росаккредитации, иногда бывают и такие случаи, когда недобросовестные продавцы указывают чужие сертификаты. То есть необходимо разбираться еще и с тем, какие именно сведения размещают для потребителей поставщики.

Поэтому несколько лет назад Росаккредитация инициативно вышла к маркетплейсам, предложив им предоставлять ссылки на свой реестр, чтобы у покупателей была возможность ознакомиться со статусом разрешительных документов на товары. «Когда продавец размещает товар для продажи на маркетплейсе, то он дает ссылку на нашу систему. Главное – чтобы у него был сертификат на этот товар, – пояснил, выступая в четверг на заседании коллегии, руководитель Росаккредитации Назарий Скрыпник. – Сейчас все это работает в качестве эксперимента, на добровольных началах».

Продукция, качество и безопасность которой гарантированы таким способом, получает специальную пометку «Товар проверен». Как рассказали «НГ» в Росаккредитации, данный инструмент позволяет маркетплейсам повысить лояльность клиентов, а покупателям предоставляет дополнительную опцию при выборе товара. Потребители в основном проверяют наличие действующих документов на одежду и обувь, товары для дома, электронику, перечислили в ведомстве. Чтобы подстегнуть к этому инструменту интерес онлайн-продавцов, был также запущен специальный конкурс – рейтинг доверия к онлайн-площадкам.

Но, как можно было судить по выступлениям спикеров, все это не отменяет необходимости законодательного урегулирования данного вопроса. Скрыпник напомнил о проекте поправок в закон «О защите прав потребителей», который предлагал именно обязать продавцов на маркетплейсах добавлять в карточки товаров ссылку на реестр деклараций и сертификатов соответствия Росаккредитации, а сами торговые площадки – предоставлять для этого продавцам техническую возможность.

Необходимость такого законопроекта, его основные положения обсуждались весь прошлый год, но по факту эта инициатива забуксовала. Однако теперь, как сообщил Скрыпник, участники обсуждения близки к консенсусу. Поправки буксовали из-за ряда спорных моментов – например, один из них касался того, как быть с онлайн-площадками, на которых реализуются товары, уже бывшие в употреблении.

Инициатором обсуждения таких законодательных изменений была депутат Татьяна Буцкая. Выступая на заседании коллегии в четверг, она рассказала о надеждах на то, что такой законопроект удастся принять. «Мы защищаем покупателя, который в интернете видит только картинку и может столкнуться как минимум с подделкой и потерять деньги, а в худшем случае – купить опасный для жизни и здоровья товар. Особенно это важно в случае с детскими товарами», – пояснила затем депутат.

Опрошенные «НГ» представители ретейлеров рассказали и о других важных нюансах. Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев отметил, что в крупных розничных сетях, использующих омниканальную модель бизнеса (модель, связывающую в единую систему различные каналы коммуникации с клиентом), «контроль качества товаров, продаваемых онлайн, ничем не отличается от проверок офлайн-ассортимента».

«Все товары проходят тщательную многоступенчатую проверку качества на этапах включения в ассортимент и до момента передачи товара в руки конечному потребителю. Проверка включает в себя контроль необходимых документов и сертификатов качества, визуальную оценку характеристик товара экспертами сетей, лабораторные исследования, проверку отдельных категорий через государственные системы цифровой маркировки и другие механизмы контроля», – перечислил Караваев.

А вот рынок посреднических услуг, к которым относятся маркетплейсы, «значимо отличается от продажи товаров в розничных сетях». «Маркетплейсам из-за множества продавцов сложнее контролировать безопасность и качество товаров на своих площадках, при этом покупатели товаров должны быть защищены не хуже, чем в классической торговле», – пояснил Караваев.

По его мнению, целесообразно закрепить инструменты стимулирования такого контроля на законодательном уровне. При этом требования должны быть сопоставимы с теми, которые предъявляют положения закона «О защите прав потребителей» к традиционному ретейлу, считает Караваев.

Представители маркетплейсов, в свою очередь, перечислили меры, которые они уже предпринимают для контроля безопасности и качества продукции. Например, выступая на заседании коллегии в четверг, управляющий директор компании Ozon Сергей Беляков в качестве приоритета упомянул борьбу с контрафактом. «Мы используем комплекс мер по борьбе с подделками и некачественной продукцией: проверяем карточки вручную и с помощью моделей машинного обучения, нейросетей, проверяем маркировку «Честный знак» и общаемся с правообладателями через «Кабинет бренда», к которому подключены уже тысячи предпринимателей. Сотрудничество с Росаккредитацией – один из важнейших шагов в этой работе, – пояснил он. – Благодаря партнерству мы можем подтвердить безопасность миллионов товаров, представленных на нашей витрине, в том числе социально значимых».

Как сообщили «НГ» в пресс-службе компании Wildberries, «принимая оферту, продавцы маркетплейса подтверждают, что их товары соответствуют всем нормам законодательства РФ и правилам площадки». В компании уточнили, что для контроля качества и безопасности продукции маркетплейс использует дополнительные инструменты, в том числе участвует в эксперименте Росаккредитации.

«Более 11 млн товаров уже прошли верификацию ведомства – сертификаты или декларации соответствия загружены в карточки товаров, что подтверждает их безопасность. Топ-5 категорий, продавцы которых наиболее активно загружают сведения о сертификатах, – это «Одежда», «Дом», «Мебель», «Смартфоны и аксессуары», «Красота», – перечислили в пресс-службе. 


Читайте также


Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 25.11.24

0
968
Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
1782
Госдума жестко взялась за образовательную политику

Госдума жестко взялась за образовательную политику

Иван Родин

Законопроект об условиях приема в школу детей мигрантов будет одним из эпизодов

0
2368
Пашинян борется с Декларацией о независимости

Пашинян борется с Декларацией о независимости

Игорь Селезнёв

Премьер Армении считает, что документ создает повод для продолжения конфликта с Азербайджаном

0
2551

Другие новости