Стимулировать китайцев тратить больше не так-то просто. Фото Reuters
Китайские власти обещают стране 5-процентный экономический рост и победу над снижением цен – то есть над дефляцией. Однако потенциал экономических стимулов в Китае ограничен большими долгами некоторых провинций. Пекин рекомендует таким проблемным регионам-должникам «потуже затянуть пояса» и не расходовать средства на инфраструктурные проекты. Западные экономисты полагают, что такие призывы ставят под сомнение возможности быстрого экономического роста. В России, где уровень долговой нагрузки субъектов Федерации также является проблемой, решение проблемы региональных долгов видят иначе.
Совокупный долг китайских регионов оценивается примерно 66 трлн юаней (или 9,2 трлн долл.), пишет агентство Bloomberg. По оценкам Goldman Sachs, общий долг местных органов власти составляет уже 13 трлн долл.
Международный валютный фонд по итогам прошлого года оценивал общий объем внебалансового госдолга в КНР от 7 до 11 трлн долл. В эту сумму входили облигации, выпущенные финансовыми структурами местного самоуправления, которые занимали деньги для строительства дорог, мостов и других объектов инфраструктуры или для финансирования других своих расходов.
В самом Китае публикуют несколько иные данные по уровню долговой нагрузки. По итогам 2023 года госдолг КНР составил 4,2 трлн долл. При этом объем непогашенного долга местных правительств вырос до 5,7 трлн долл., сообщается в правительственном докладе. Эти ресурсы регионы использовали для реализации местных программ развития.
Но сегодня ситуация меняется. Ряд инфраструктурных проектов в регионах-должниках поставлены на паузу, пишет Financial Times (FT). Однако именно заимствования местных органов власти являются ключевым источником финансирования инфраструктурных проектов. И именно эти проекты стимулировали в стране экономический рост.
На сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) министр финансов КНР Лань Фоань предложил властным структурам на всех уровнях «затянуть пояса потуже» в расходовании бюджетных средств. То есть улучшать структуру расходов и обеспечить, чтобы «бюджетные средства использовались там, где они больше всего необходимы, и с наибольшим эффектом». Кроме того, с 2024 года 12 регионам с высоким уровнем задолженности запрещено запускать новые проекты вроде строительства автомагистралей или правительственных зданий. Также им рекомендовано отказаться от реализации таких строек на ранней стадии. «Мы приложим согласованные усилия для снижения долговых рисков местных органов власти, обеспечивая при этом стабильное развитие», – подчеркивал премьер-министр КНР Ли Цян. Пекин надеется, что сокращение расходов в 12 проблемных провинциях будет компенсировано ростом инвестиций в инфраструктуру в более богатых регионах, таких как Чжэцзян или Гуандун. По данным Goldman Sachs, на 12 проблемных областей пришлась пятая часть всех китайских инвестиций в основной капитал и 18% ВВП.
Аналитики ждут, что в результате государственных мер инвестиции могут упасть на 11–15% в некоторых областях. В провинции Гуйчжоу инвестиции в основной капитал сократятся на 60%. «Наш анализ бюджетов на 2024 год в 12 проблемных регионах показывает устойчивую тенденцию. Их запланированные капитальные вложения на 2024 год сократятся на 23% по сравнению с 2023 годом, при этом провинции Гуйчжоу, Нинся, Хэйлунцзян и Юньнань прогнозируют наибольшее сокращение расходов», – следует из отчета экспертов из международного рейтингового агентства Fitch.
Западные экономисты критически оценивают решения китайских властей по «затягиванию поясов». По мнению аналитиков, политика жесткой экономии может затруднить достижение цели 5-процентного экономического роста. В Goldman Sachs считают, что китайским властям будет сложно одновременно ограничивать расходы регионов и стимулировать экономический рост. «Это (сокращение расходов. – «НГ») может привести к рискам для экономического роста», – сообщают аналитики из международного рейтингового агентства Fitch.
По мнению экспертов, задержка или даже приостановка инфраструктурных проектов для регионов с высоким уровнем задолженности также может привести к проблемам с погашением долга. «Без экономического роста как вы сможете генерировать больше ресурсов для погашения существующего долга?» – рассуждают экономисты рейтингового агентства Moody’s. Хотя Пекин намерен сдерживать расходы неблагополучных регионов, китайские власти также планируют стимулировать внутреннее потребление, чтобы обеспечить экономике КНР 5-процентный рост.
Параллельно с этим Китай борется и с дефляцией, которая прямо указывает на слабый спрос в экономике. В феврале потребительские цены выросли в стране всего на 0,7%, что произошло впервые с августа 2023 года. По мнению экспертов, опрошенных агентством Bloomberg, этот рост будет кратковременным, «поскольку рост потребительских цен в Китае омрачен признаками вялого внутреннего спроса». Для сравнения: по итогам января цены в КНР снизились на 0,8%. При этом продукты питания за первый месяц года подешевели почти на 6%. Снижается стоимость и ряда непродовольственных товаров. Так, цены на автомобили снизились на 5,6%. За весь 2023 год потребительские цены в Китае выросли всего на 0,2% при падении цен производителей промтоваров и сельхозпродукции. По мнению экспертов, самой сложной задачей для китайского правительства станет стимулирование внутреннего потребления.
Проблема роста долговой нагрузки регионов характерна и для РФ. По данным Минфина РФ, объем госдолга субъектов РФ на 1 февраля 2024 года составлял 3,2 трлн руб. На 1 февраля 2023 года долг регионов был равен 2,8 трлн руб. Таким образом, за год он вырос на 373 млрд руб. Именно на бюджетные кредиты пришлась большая часть региональной задолженности: за прошлый год их доля выросла с 71% до 77,4%. Причем только в 11 регионах объем госдолга за прошлый год снизился, а 73 – он вырос.
В конце февраля президент РФ Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию объявил о списании регионам двух третей задолженности по бюджетным кредитам. В общей сложности это сохранит им 200 млрд руб. ежегодно с 2025 по 2028 год, заявлял глава государства. Эти средства должны быть направлены на поддержку инвестиций и инфраструктурных проектов, сообщал президент.
Пакет инфраструктурных бюджетных кредитов (выдаются под 3% годовых на срок до 15 лет на проекты развития) регионам со следующего года будут наращивать не менее чем на 250 млрд руб. ежегодно, добавил президент. По ним не будет списания, но средства, которые регионы возвращают в бюджет, будут снова направлять им.
Путин также предложил дать регионам более широкие возможности распоряжения средствами в рамках реализации национальных проектов. Например, если регион модернизировал поликлинику, у него остались средства – их можно будет не возвращать в федеральный бюджет, а направить на закупку оборудования для учреждения.
В августе 2023 года правительство РФ также корректировало механизм списания долгов регионов по бюджетным кредитам. Право на списание долгов есть у регионов, которые активно развивают инфраструктуру для запуска новых инвестпроектов, при этом объем списания зависит от суммы налогов, которые поступают в федеральный бюджет от реализации инвестпроектов.
По мнению экспертов «НГ», увеличение долговой нагрузки регионов – тормоз экономического роста и для Китая, и для РФ. «Значительное число провинций-должников на сегодняшний день испытывают сложности в обслуживании долга. Важным аспектом является то, что значительный объем заимствований осуществлялся на реализацию инфраструктурных проектов. Увеличение объемов так называемого «спрятанного долга», разумеется, негативно сказывается на темпах роста экономики Китая и, как следствие, на ее спросе на энергоносители и продовольствие», – считает доцент Финансового университета Михаил Хачатурян, добавляя, что снижение экономической активности Китая может привести к дополнительному сокращению мировой экономики.
Влияние долгов провинций КНР на перспективы китайской экономики неоднородно, указывает ведущий аналитик «Цифра брокер» Даниил Болотских. «С одной стороны, рост долга к ВВП влияет на кредитоспособность страны, с другой стороны, стимулирование расходов может подтолкнуть ВВП к опережающему прогнозы росту. Китайская экономика находилась в дефляции на протяжении нескольких месяцев подряд, что стало рекордом с октября 2009 года. Это говорит о том, что в стране наблюдается недостаток спроса и меры по стимулированию способны в этом помочь», – полагает эксперт. «На данный момент правительство Китая использует локальные методы, такие как кредитные каникулы на 12 месяцев для студентов и поддержка фондового рынка на 2 трлн юаней», – уточняет Болотских.
В России также вследствие пандемии и достаточно неравномерного восстановления экономик регионов возникла ситуация, аналогичная китайской, когда региональный долг приводит к замедлению экономического развития, а в некоторых регионах даже к экономическому спаду, продолжает Хачатурян. Он полагает, что решение властей по списанию части региональных долгов положительно скажется на темпах роста экономики регионов. «Диапазон списания может составить от 15 до 70%. Ключевым фактором станет оценка эффективности реализации проектов экономического развития региональных правительств. В целом списание имеющейся региональной задолженности может дать прирост валового регионального продукта российских регионов в диапазоне 2–4%», – говорит эксперт.
«Доля бюджетных кредитов у российских регионов сегодня приближается к 80%. На фоне ужесточившейся денежно-кредитной политики отношения между федеральным Центром и регионами очень далеки от модели кредитор-заемщик. Государство может вполне легко списать в этом году до одной трети накопившегося долга субъектам страны, значительно облегчив финансовое самочувствие. Эта мера эффективная и необходимая, других инструментов на фоне выросших ставок по кредитам и геоэкономическим ограничениям просто нет», – считает финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов.