0
3662
Газета Экономика Интернет-версия

18.03.2024 20:31:00

Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Автовладельцы ищут способы сэкономить на запчастях и ремонте

Тэги: автомобиль, авторемонт, цены, расходы, гаражные мастерские, каршеринг, китайские автомобили


автомобиль, авторемонт, цены, расходы, гаражные мастерские, каршеринг, китайские автомобили Услуги официальных мастерских обладают преимуществами, но не всем по карману. Фото РИА Новости

В начале этого года среди российских автовладельцев примерно поровну распределились доли тех, кто стал больше тратить на ремонт автомобиля, и тех, кто сумел сохранить эти расходы на прежнем уровне. Чуть меньше, но тоже значительна доля тех, кто такие расходы даже пустил под нож. Это следует из опроса, проведенного холдингом «Ромир» (есть у «НГ»). Автоэксперты описали небывало пеструю картину. С учетом того, что российские автовладельцы все дольше сохраняют верность своим старым автомобилям, расходы на ремонт – особенно в условиях растущих цен – неминуемо должны увеличиваться. Но не у всех семей бюджет выдерживает такую нагрузку, и тогда придумываются разные стратегии экономии. А кто-то решается даже на то, чтобы законсервировать автомобиль до лучших времен.

Средний срок владения автомобилем в России увеличивается, и он уже превысил семь лет, выяснили эксперты агентства «Автостат». За основу для расчетов они берут данные по машинам, которые были перепроданы в первый раз после их покупки новыми.

Это, конечно, усредненный показатель. Допустим, у наиболее популярной отечественной марки средний срок владения автомобилем превышает восемь лет, а у премиальных брендов он составляет пять с половиной лет. Бывают и другие крайности. В зависимости от финансовых возможностей и даже, без преувеличения, жизненной стратегии одни автолюбители настроены менять свою машину еще чаще, чем раз в пять лет, другие покупают автомобиль на десятилетия – «до конца жизни».

Но даже усредненный показатель говорит о многом – его рост свидетельствует о том, что сейчас россияне в основном не настроены слишком часто менять автомобили. Более того, если опираться на другие сводки «Автостата», то в целом средний возраст легковых автомобилей в стране еще выше, чем средний срок владения личным автотранспортом: в прошлом году сообщалось, что этот возраст уже достигает примерно 15 лет. То есть переходящие из рук в руки машины стареют, а значит, все чаще требуют и ремонта.

По данным нового опроса, проведенного исследовательским холдингом «Ромир» (общероссийская выборка, около 2,9 тыс. респондентов в возрасте от 18 лет), в начале этого года среди тех россиян, для которых актуальны расходы на личный автомобиль, примерно у 40% затраты на ремонт автомобиля на текущий момент выросли.

Еще примерно у трети – 35% – они не изменились. А у каждого пятого – 20% – эти расходы сократились. К этой последней группе можно приплюсовать еще одну: около 5% признались, что они теперь отказались либо планируют отказаться от расходов на ремонт личного автомобиля.

Уточним, в ходе этого опроса 40% от всех респондентов сообщили, что для них в принципе не актуальны расходы на ремонт автомобиля (автомобиль есть не у каждого). Поэтому доля ответов о том, как менялись расходы на авторемонт, высчитывалась не от всех 100% респондентов, а от тех 60%, у которых в семейном бюджете числится статья расходов на личный автомобиль и его обслуживание.

Единого ответа на вопрос о том, как интерпретировать эти данные, у экспертов не оказалось. Допустим, как объяснить, что у существенной части автовладельцев выросли расходы на авторемонт? «Главными причинами роста стоимости обслуживания стали подорожавшие комплектующие и выросшие цены на работы», – сообщили «НГ» в пресс-службе компании «Открытие Авто».

57-4-3480.jpg
Некоторые автовладельцы взяли ремонт
машины буквально в собственные руки.
Фото Алексея Круглова/PhotoXPress.ru
По данным представителей компании, за год цены на обслуживание и комплектующие выросли примерно на треть, причем некоторые детали подорожали даже в два раза. Это касается, например, сложных компонентов, насыщенных электроникой, для которых не найти дешевых аналогов.

Хотя есть и обратные примеры, когда определенные детали затем дешевели – благодаря появлению доступных альтернатив, налаживанию параллельных каналов поставок. Но одновременно с этим все равно «человекочасы только дорожали», уточнили в пресс-службе.

Как сообщил, в свою очередь, директор по сервису компании «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов, средняя стоимость сервисного обслуживания с 2022 по 2023 год выросла в зависимости от ценового сегмента примерно на 10–25%. По его словам, ситуация с доступностью запчастей для различных брендов неоднородна: одни поставщики до сих пор располагают в России центральными складами, но в ряде других случаев доставка оригинальных деталей от зарубежных производителей, ушедших из России, действительно все еще «сопряжена с некоторыми трудностями».

Одновременно с этим в условиях растущих цен часть автовладельцев сумели свои расходы на ремонт удержать в приемлемых рамках или даже сократить. Никакого волшебства – обычная стратегия очередного затягивания поясов.

Сэкономить на обслуживании получилось у владельцев, решившихся на аналоги запчастей и комплектующих вместо оригинала и освоивших профессию механика хотя бы на начальном уровне, уточнили представители компании «Открытие Авто».

Там же обратили внимание на то, что в январе 2024 года автосервисы выбили на 40% меньше чеков на сервисное обслуживание, чем было год назад.

И это, по уточнению экспертов, может быть связано как с мощным обновлением национального автопарка китайскими машинами, так и с выросшим спросом на «гаражные» мастерские ради экономии.

Причем второй вариант далеко не всегда оказывается по факту более выгодным. «Чтобы минимизировать ошибки подбора деталей, получить гарантию на автозапчасть и работу специалиста, лучше всего обращаться в официальные дилерские центры, – обратил внимание Тимашов. – Обслуживание у дилера в гарантийный и постгарантийный период обладает рядом преимуществ, включая соблюдение регламента техобслуживания, оригинальные запасные части, квалифицированный ремонт, юридическую прозрачность, гарантийную и постгарантийную поддержку».

Отдельно стоит сказать и про новые китайские автомобили. С одной стороны, они действительно привлекают все больше российских автовладельцев. С другой стороны, по данным «Автостата», на начало текущего года в России числится около 1,5 млн легковых машин китайских марок. И хоть это примерно в полтора раза больше, чем было на начало 2023 года, однако в целом сейчас на долю «китайцев» приходится лишь около 3% от всего парка легковых автомобилей в стране. А основная доля у отечественных марок.

Кроме того, китайские машины на волнах спроса дорожали. Новые автомобили из КНР в 2023 году в среднем подорожали в РФ до 3,3 млн руб., то есть примерно на 11%, сообщила ранее пресс-служба автопортала «Дром».

Впрочем, конечно, дорожали не только «китайцы». Судя по данным Росстата, например, в январе этого года новый легковой автомобиль отечественной марки стоил в среднем по стране примерно на 27% больше, чем в январе 2023-го – около 1,2 млн руб.

В итоге, как уточнили опрошенные эксперты, возможна еще и такая стратегия российских автовладельцев, как в принципе законсервировать свой старый автомобиль до лучших времен в гараже. «Полный отказ некоторых россиян от ремонтных расходов связан с желанием приобрести новый автомобиль в будущем, когда цены станут ниже, что подтверждается высоким уровнем отложенного спроса на рынке», – сообщили «НГ» в пресс-службе компании «АвтоСпецЦентр».

Между тем, как сообщила «НГ» старший директор по работе с клиентами исследовательского холдинга «Ромир» Людмила Фукова, «также не стоит забывать о развитии каршеринга в крупных городах, что для многих автомобилистов становится выходом из ситуации».

Правда, как показало исследование Высшей школы экономики, «арендованные на короткий срок автомобили (каршеринг) – пока еще очень редко используемый россиянами вид транспорта».

Лишь считаные проценты респондентов выбирают каршеринг, отвечая на вопрос: «Какой транспорт вы бы могли назвать наиболее частым для вас за последние три месяца?» И наиболее популярны сервисы каршеринга оказались среди жителей прежде всего столицы. Здесь арендованные автомобили используют чаще других видов транспорта около 10% мужчин и 4% женщин. 


Читайте также


Розничная торговля нащупала пульсацию цен

Розничная торговля нащупала пульсацию цен

Анастасия Башкатова

Магазины оказались под двойным давлением издержек

0
1627
В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
3244
Росстат отметил опережающий рост цен на продовольствие...

Росстат отметил опережающий рост цен на продовольствие...

Михаил Сергеев

Социологи зафиксировали увеличение трудовой нагрузки

0
7259
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
4794

Другие новости