Вице-премьер Татьяна Голикова рассчитывает, что меры поддержки затронут до 100 тысяч пациентов с гепатитом. Кадр из видео с сайта www.government.ru
В понедельник на оперативном совещании с вице-премьерами глава кабмина Михаил Мишустин анонсировал выделение субъектам 13,5 млрд руб. на закупку лекарств от гепатита С. За счет этих средств за три года будет пролечено 76 тыс. россиян, ожидают чиновники. Общая же численность пациентов с таким диагнозом в РФ в несколько раз больше. В тот же день кабинет министров внес в Госдуму поправки в Налоговый кодекс, которые частично снижают налоговую нагрузку и являются мерами «донастройки налоговой политики».
«Глава государства поставил задачу обеспечить поэтапную реализацию мероприятий по борьбе с гепатитом С и минимизировать риски его распространения. Правительство направит российским субъектам 4,5 млрд руб. на закупку лекарств, необходимых при столь серьезном заболевании. По столько же запланировано на следующие два года», – рассказал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. С учетом средств регионов общая сумма за три года составит 18 млрд руб. и позволить обеспечить терапией около 76 тыс. человек, уверены в правительстве. По словам же вице-премьера Татьяны Голиковой, за счет всех источников финансирования лечение дополнительно получит около 100 тыс. пациентов.
В феврале правительство направило дополнительные 3,3 млрд руб. на закупку лекарственных препаратов для больных гепатитами В и С и инфицированных вирусом иммунодефицита человека. Тогда же, в феврале, было подписано распоряжение о распределении более 360 млн руб. на транспортировку в регионы лекарств для лечения пациентов со сложными и редкими заболеваниями.
В свою очередь, вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что организация медицинской помощи пациентам с гепатитом С была включена в программу государственных гарантий бесплатного оказания медпомощи с прошлого года. «Были сформированы отдельные тарифы на оплату медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС) как в условиях круглосуточного, так и в условиях дневного стационара. И это позволило в 2023 году уже охватить терапией 39 тыс. пациентов», – рассказала Голикова.
По данным Роспотребнадзора, только в 2021 году на диспансерном учете состояло 882,9 тыс. пациентов с вирусными гепатитами В и С. Главный внештатный специалист по инфекционным болезням Минздрава РФ Владимир Чуланов в 2022 году заявлял, что общее число пациентов с диагнозом «гепатит С» может составлять до 2 млн человек. Глава правительства также напомнил, что ранее кабинет министров уже предусмотрел более 1 млрд руб. ежегодно на централизованное приобретение препаратов пациентам с ВИЧ-инфекцией в сочетании с гепатитами. По оценкам Голиковой, эта сумма позволит пролечить более 10 тыс. человек. «Профинансировали также развитие донорства костного мозга, на что выделили 400 млн руб.», – рассказал в понедельник премьер.
«Второе не менее важное решение… касается лиц, страдающих раком крови и нуждающихся в трансплантации костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток. Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА) по поручению главы государства в 2023 году был создан и ведется регистр не только нуждающихся пациентов, но и доноров. Уже в регистр включены данные более 320 тыс. доноров костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток», – уточнила в понедельник Голикова. Но сейчас стоит задача увеличить количество потенциальных доноров, продолжила она. «На сегодняшний день более 100 тыс. человек, желающих стать донорами, подали свои заявки в ФМБА», – отметила вице-премьер.
Еще одна тема встречи с вице-премьерами – развитие комфортной городской среды. «Президентом РФ установлены национальные цели, которые должны быть достигнуты не позднее 2030 года. В том числе – улучшение качества городской среды в полтора раза. Это большой показатель. Необходимо увеличить долю граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30% населения страны», – обратил внимание Мишустин, заметив, что для этого было запущено всероссийское онлайн-голосование за объекты благоустройства.
Кроме того, ранее в понедельник правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, направленный на сокращение регуляторной и налоговой нагрузки на граждан и бизнес. Документ вносит в Налоговый кодекс изменения, включающие меры «донастройки налоговой политики» в части администрирования и социальной направленности. Так, предусматривается смягчение условий для доступа компаний к налоговому мониторингу – форме налогового контроля, которая заменяет традиционные проверки на онлайн-взаимодействие между налогоплательщиком и инспекцией. Так, после принятия поправок требования для перехода компаний к налоговому мониторингу снизятся с 1 млрд руб. до 800 млн руб. по размеру оборота и активов, и со 100 млн до 80 млн руб. по уплаченным налогам.
Сам налоговый мониторинг появился в 2016 году. Перешедшая на такую форму взаимодействия с налоговыми органами компания предоставляет им доступ к данным своего бухгалтерского и налогового учета. Изначально налоговый мониторинг был доступен только для крупных компаний с доходами и активами от 3 млрд руб. и налоговыми платежами от 300 млн руб., но затем эти требования снижались. Кроме того, эти пороговые критерии были отменены для участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), а также для участников промышленных кластеров. В Федеральной налоговой службе (ФНС) ранее оценивали численность участников налогового мониторинга в 588 организаций.
Переход на налоговый мониторинг поможет «застраховать себя от дополнительных проверок, риска ошибок и доначислений», отмечал премьер РФ Михаил Мишустин. Эти и другие меры призваны поддержать граждан и предприятия, объясняет он.
Законопроектом также предлагаются изменения в налог на прибыль организаций. Из пояснительной записки к документу, в частности, следует, что для применения нулевой ставки по налогу на прибыль организаций при реализации акций (долей участия) в целях упрощения администрирования предлагается исключить требование о выполнении условия о составе активов эмитента (не более 50% недвижимого имущества, находящегося на территории РФ) в отношении операций по реализации сравнительно небольших пакетов обращающихся акций. Пока что для применения нулевой ставки необходимо, чтобы не более половины активов организации состояло из недвижимого имущества, находящегося в РФ.
Законопроект также меняет правила налогообложения сумм штрафов и неустоек за нарушение договорных обязательств, взысканных после 5 марта 2022 года российскими компаниями с контрагентов из «недружественных» стран, а также с российских организаций, являющихся солидарными ответчиками этих иностранных организаций. До конца 2026 года такие суммы будут приниматься к налоговому учету по мере фактического поступления денежных средств российским компаниям-взыскателям. Подчеркивается, что мера будет применяться в целях поддержки российских организаций в условиях санкционного давления.
В рамках налоговых поправок предлагается также установить возможность использования коэффициента Крента, который применяется для определения ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при исчислении НДПИ в отношении концентратов и других полупродуктов, содержащих платину и металлы платиновой группы. Из финансово-экономического обоснования поправок следует, что при корректировке применения рентного коэффициента сумма выпадающих доходов бюджета составит примерно 75–90 млн руб. в год. «При этом выпадающие доходы федерального бюджета составят 30–36 млн руб. в год, бюджетов субъектов РФ 45–54 млн руб. в год», – следует из документа.
Законопроект вносит также некоторые изменения в налог на доходы физлиц (НДФЛ). В частности, документом предлагается освободить от налогообложения доходы в виде жилого помещения (земельного участка), полученного из государственной или муниципальной собственности с частичной оплатой, а также распространить право на социальный налоговый вычет на расходы, произведенные на оплату медицинских услуг, оказанных детям (подопечным), признанным судом недееспособными, без ограничения по возрасту.
По НДФЛ также можно будет уменьшить выплаты налога на проценты по банковским вкладам, открытым более чем на год. Необлагаемый лимит по таким доходам станет учитываться за каждый год, а не только в конце срока, пояснял ранее Мишустин. Отдельно в документе предлагается обеспечить централизованную передачу сведений о многодетных семьях в ФНС России, что позволит членам таких семей получать «налоговые льготы по имущественным налогам в беззаявительном порядке».
По мнению экспертов, законопроект полностью соответствует категории «донастройка налоговой системы». «Это правильное движение в сторону совершенствования налогообложения и налогового администрирования страны. Многие положения этого законопроекта являются реализацией мер, предусмотренных в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», - обращает внимание ведущий научный сотрудник Лаборатории исследований налоговой политики РАНХиГС Виктор Мачехин.
«Законопроект направлен на улучшение качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков, а также на представление поддержки отдельным категориям налогоплательщиков», - говорит руководитель налоговой практики ЮРЛ Групп Элла Лалуева.
Фактически внесенные поправки создают комфортные условия для добровольной и своевременной уплаты налогов, а также служат толчком к повышению информационной открытости бизнеса и смягчению административной нагрузки, добавляет коммерческий директор сети отелей «Русские Сезоны» Инна Рындина.
«Внесенные в Госдуму поправки, направленные смягчение условий для доступа компаний к налоговому мониторингу, несомненно приведут к увеличению числа участников налогового мониторинга. Данная мера является еще одним шагом в развитии цифровизации налогового администрирования, а также укрепления партнерского взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками», - считает профессор Финансового университета Татьяна Зверева.
По мнению доцента РЭУ им. Плеханова Равиля Ахмадеева, для компаний выгода применения налогового мониторинга в освобождении от камеральных проверок и по большей части выездных проверок. «Во-вторых, более доверительные отношения между организациями и налоговой службой, поскольку в текущем режиме планирования бизнес процессов имеется возможность получить со стороны ФНС РФ мотивированного мнения, скорректировать свою бизнес-модель без применения в дальнейшем налоговых санкций», - поясняет он.
В части снижения налоговой нагрузки для физических лиц важным является введение необлагаемого процентного дохода по НДФЛ в отношении начисленных процентов по вкладам (депозитам) в банках сроком свыше 1 года, продолжает эксперт.
По мнению исполнительного директора Института экономики роста им. Столыпина Антона Свириденко, самое весомое новшество для бизнеса – это возможность применения коэффициента Крента при исчислении НДПИ. «Независимые платиновые проекты могли вообще остановиться, так как повышающий коэффициент 3,5 мог сделать их нерентабельными», - указывает он.