Вице-премьер Марат Хуснуллин делает упор на строительную отрасль как на важный драйвер роста в условиях санкций. Фото РИА Новости
Без инвестиций экономика не сдвинется с места. Но их наращивание ради наращивания не должно быть самоцелью. Важно не просто потратить деньги и сымитировать активность, а соблюсти необходимый для экономики баланс между финансированием тех или иных суперстроек, вложениями в машины и оборудование, в исследования и разработки. Доля машин и оборудования в технологической структуре инвестиций снижается, предупредили в РАН. А в Высшей школе экономики (ВШЭ) пояснили, что инвестиции – не первопричина, а следствие экономического роста. Такие выводы вновь подталкивают к дискуссиям о курице и яйце – особенно сейчас, когда эксперты вдруг зафиксировали в РФ инвестиционную паузу.
Наращивание инвестиций как таковое не может быть целью экономической политики, считают в Институте народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. «Есть масса примеров (самый показательный из них – СССР) стран, которые имели более высокую, чем современная Россия, норму накопления ВВП, но так и не смогли обеспечить устойчивое развитие экономики с приемлемыми темпами роста», – сообщает директор ИНП РАН Александр Широв в материалах, о публикации которых институт объявил на этой неделе.
По его уточнению, требуется соблюдать необходимый баланс между финансированием строительно-монтажных работ, вложениями в машины и оборудование, а также в исследования и разработки.
«В частности, после событий 2022 года наметилась отчетливая тенденция сокращения доли машин и оборудования в технологической структуре инвестиций, что может негативно сказаться на среднесрочном потенциале экономического роста», – предупредил Широв.
Если брать данные Росстата по инвестициям в основной капитал по видам основных фондов, то, например, в 2021 году на долю закупок машин и оборудования в их структуре приходилось 39,5%, а в 2023-м – 34,5%.
А совокупная доля всего, что связано со строительством – как жилых зданий, так и нежилых, включая различные сооружения, в том числе относящиеся к транспортной инфраструктуре, – увеличилась за тот же период примерно с 50 до почти 52%. Доля вложений в объекты интеллектуальной собственности выросла за эти несколько лет с 4,4 до 5,3%.
По мнению Широва, «в условиях слабого рубля необходимо специально поддерживать необходимые объемы импорта машин и оборудования, а также результатов зарубежных исследований и разработок».
Ведь, как он отметил, главная цель расширения инвестиционной активности – это увеличение потенциала роста на базе повышения эффективности во всех сферах деятельности и усложнения структуры экономики. Более того, как напомнил Широв, вся экономическая политика страны должна предполагать в конечном счете повышение благосостояния населения.
Опрошенные эксперты, комментируя эти тезисы, вернулись к дискуссии, скажем так, об экономических курице и яйце – о том, что должно быть в самом начале: инвестиции, сделанные «в чистом поле», за которыми последует экономический рост, или экономический рост, который подстегнет инвестиционную активность в разных отраслях и регионах?
Строительная отрасль должна стать драйвером восстановления и развития российской экономики в условиях санкций – еще несколько лет назад пояснял вице-премьер Марат Хуснуллин. Это и жилищное строительство, и возведение иных значимых для экономики сооружений, например объектов транспортной инфраструктуры.
Пример того, как одно по цепочке толкает за собой вперед другое, продемонстрировали в среду в правительстве. Пресс-служба кабинета министров сообщила, что на северном обходе Твери на трассе М-11 «Нева» завершился один из ключевых и самых технологически сложных этапов строительства главного сооружения – моста через Волгу. Строители выполнили надвижку пролетного строения моста над руслом реки.
«Открытие нового участка М-11 «Нева» даст импульс развитию не только Тверской области. Северный обход Твери станет ключевой частью скоростного автомобильного сообщения между Санкт-Петербургом и Казанью – это более 1,5 тыс. км без светофоров и пересечений с другими трассами в одном уровне», – сказал Марат Хуснуллин.
Глава госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко рассказал о том, что параллельно ведется создание всей необходимой придорожной инфраструктуры. «На обходе Твери будут две современные многофункциональные зоны дорожного сервиса. Помимо заправки автомобиля, пользователи смогут отдохнуть после дороги, поесть или сходить в супермаркет, размяться в спортивной зоне и сводить ребенка на детскую площадку», – пояснил он.
Открытие нового участка М-11 «Нева» даст импульс развитию Тверской и других областей. Фото с сайта www.government.ru |
С другой стороны, о чем, собственно, и предупреждают экономисты, за многими километрами возведенных в чистом поле дорог и устремленными ввысь пустыми новостройками должно быть что-то еще. На стройках должны создаваться не просто рабочие места, а эффективные и позволяющие семьям повысить свой уровень жизни. Бизнес, который потенциально готов идти развивать прилегающие к новым объектам территории, должен иметь доступ к капиталу (чтобы тоже как раз инвестировать), а также уверенность в завтрашнем дне и в том, что его продукция будет обеспечена именно платежеспособным спросом.
«Подход, направленный на целенаправленное стимулирование инвестиций для поддержки экономического роста, нельзя абсолютизировать, – считает заместитель директора Центра развития ВШЭ Валерий Миронов. – При наличии ресурсов предприятия сами разберутся, когда и куда инвестировать. Животный инстинкт выживания поможет».
По его мнению, нужно выявлять и устранять факторы, ограничивающие в моменте не инвестиции, а экономический рост в целом. «Конечно, это намного сложнее, чем «стимулировать инвестиции», но это именно то, что нужно», – говорит Миронов. Иначе происходящее начнет напоминать поиск кошелька не там, где он потерялся, а под фонарем, где светлее. «Инвестиции – это не первопричина, а следствие экономического роста, увеличения загрузки мощностей», – настаивает Миронов.
«Инвестиции не самоцель», – согласился первый заместитель гендиректора Центра стратегических разработок Глеб Покатович. Но все же он чуть иначе расставил акценты, уточнив, что инвестиции, однако, это один из ключевых факторов экономического развития. «Поэтому поддержка инвестиционной активности для государства – один из приоритетов, – пояснил эксперт. – Но в конечном итоге объем и структура инвестиций – результат совокупности инвестиционных решений компаний, которые принимаются из соображений экономической эффективности и их способности адаптироваться к изменению внешних условий».
Такие дискуссии приобретают особое звучание. Потому что, как сообщили специалисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), уже в четвертом квартале прошлого года «рост инвестиций в основной капитал приостановился». Эксперты опираются на расчеты, проведенные с устранением сезонного фактора. И, по их мнению, отчасти это связано с исчерпанием прежних «идей роста», таких как инфраструктура, импортозамещение, оборонно-промышленный комплекс, жилищное строительство. Помимо этого они упомянули негативное влияние ужесточения условий кредитования и наметившееся падение рентабельности в ряде отраслей промышленности.
Кроме того, в своем мартовском обзоре тенденций в списке негативных факторов эксперты ЦМАКП упомянули вероятное усиление снижения инвестиций в машины и оборудование. А к признакам дальнейшего ухудшения ситуации они отнесли предполагаемый ими «дефицит импорта ряда видов комплектующих, сырья, запасных частей, специфических расходных материалов».
И как же выходить из ситуации, когда внутренние драйверы буксуют? Миронов называет фактором, ускоряющим экономический рост, увеличение экспорта. «Целесообразно уделить внимание созданию более действенной системы мер поддержки экспорта и его диверсификации», – считает он. Это предполагает «не только и не столько наращивание централизованно регулируемых инвестиций, сколько выявление и поддержку экспортно ориентированных секторов».
Однако ориентация на экспорт не должна идти вразрез с задачами внутреннего социального и экономического развития. Эти два направления должны друг друга дополнять.
«С точки зрения долгосрочного планирования, на наш взгляд, инвестиции должны способствовать созданию экономики новых переделов, что, в свою очередь, как раз и решает задачу повышения благосостояния населения, так как прежде всего создает рабочие места и увеличивает добавленную стоимость», – сказала партнер Агентства трансформации и развития экономики Лора Накорякова.
В числе наиболее важных и потенциально высокоэффективных отраслей, которые к тому же обладают большим экспортным потенциалом, доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Денис Перепелица назвал энергетику, авиастроение, станкостроение, химическую, биомедицинскую промышленность, сектор IT, агросектор, логистику. Но, по его словам, важно учитывать проблему кадров в каждой отрасли, заниматься подготовкой специалистов.
Другой момент – уже упомянутые технологии: если делать ставку на отечественные технологии, тогда вновь возникает проблема их окупаемости. Окупаемость же зависит от рынка сбыта, обратил внимание главный макроэкономист компании «Ингосстрах-Инвестиции» Антон Прокудин. «У Китая внутренний рынок – 1,4 млрд человек. У Европы и США тоже большие рынки за счет проникновения в экономики развивающихся стран. Россия не может с ними тягаться, поэтому технологии у нас могут быть либо для экспортно ориентированных отраслей, либо с госсубсидиями на НИОКР. Иначе остается только импорт технологий», – считает он.
«Для адаптации внутреннего производства и выстраивания именно «полного цикла» нужно чуть больше времени, – отметила Накорякова. – Особое внимание, на наш взгляд, также необходимо уделять процессам реинжиниринга, а условия для этого уже созданы – тот же механизм параллельного импорта». «Кроме того, со следующего года правительство запускает мегапроекты в критически важных отраслях, – добавил Покатович. – Среди них станкостроение, новые материалы, микроэлектроника – те сектора, где накопилось определенное отставание».