Добыча редкоземельных элементов в РФ остается трудозатратной. Фото с сайта www.armz.ru
РФ занимает второе место в мире по запасам редкоземельных металлов (РЗМ), однако их добыча в стране составляет менее 1%, а переработка практически отсутствует, заявляют чиновники. Львиная доля необходимых отечественным предприятиям РЗМ ввозится из-за рубежа, а главный поставщик – Китай. Экономисты помимо Китая выделяют и другие проблемы: удаленность месторождений, дефицит специалистов, а также отсутствие необходимых технологий.
По минерально-сырьевой базе РФ уверенно занимает второе место, рассказал в понедельник советник руководителя Роснедр Дмитрий Олейник на форуме «Атомэкспо-2024». «Мы на сегодняшний день имеем 18 месторождений редкоземельных металлов, которые характеризуются довольно большим и широким спектром редкоземельных элементов», – сообщил он.
Как следует из презентации Олейника, запасы редкоземельных металлов в России сейчас составляют 28,7 млн т. В Минприроды РФ в начале этого года заявляли, что запасы редкоземельных металлов на территории РФ могут обеспечить текущее мировое потребление более чем на 100 лет.
Несмотря на огромный сырьевой потенциал, у России совершенно незначительные успехи в разделении и производстве конечных элементов. По словам чиновника, это происходит из-за отсутствия достаточного спроса на редкоземельные элементы, высокой конкуренции со стороны доминирующего игрока на рынке – Китая, а также из-за отсутствия промышленных технологий по разделению металлов.
В Китае, по словам чиновника, переработка редкоземельных металлов сейчас превышает их добычу за счет того, что на переработку принимаются и коллективные концентраты. «Китай строит всю технологическую цепочку от добычи до переработки редкоземельных элементов. Наша страна в этом случае в добыче мировой занимает менее 1%, а разделительные производства у нас практически отсутствуют», – добавил Олейник.
Кроме Китая, по его словам, на мировом рынке редкоземельных металлов набирают силу разделительные производства, которые появляются в Малайзии, Индии, Таиланде, Вьетнаме и Эстонии.
Китай на сегодняшний день действительно является важным поставщиком редкоземельных элементов. По данным агентства Bloomberg, на долю Китая в 2022 году пришлось более двух третей добытых редкоземельных металлов, доля страны в их мировой переработке достигает 90%. Запасы Китая этих элементов оцениваются в 44 млн т, или 34% от мировых запасов.
Причем западным странам также сложно конкурировать с КНР в производстве РЗМ. Западные компании по производству редкоземельных элементов с трудом внедряют новые технологии из-за технических сложностей и опасений загрязнения, отмечало агентство Reuters. Западным производствам сложно конкурировать с китайскими, которые в меньшей степени озабочены вопросами сохранения экологии.
Счетная палата РФ ранее обращала внимание на значительную зависимость РФ от внешних поставок стратегических видов минерального сырья. Так, потребности российской экономики в марганце, хроме, титане и литии полностью обеспечивались за счет импорта, по цирконию данный показатель в среднем за период превышал 87%. «Указанные виды минеральных ресурсов имеют важное значение для развития экономики РФ», – предупреждала СП (см. «НГ» от 26.12.23).
Редкоземельные металлы (или элементы) – это группа из 17 элементов, куда входят такие элементы, как скандий, самарий, европий и прочие. При этом важно уточнить, что существуют также стратегические минералы, не все из которых относятся к РЗМ. В эту группу специалисты включают уран, марганец, хром, титан, бокситы, медь, никель, свинец, молибден, вольфрам, олово, цирконий, тантал, ниобий, кобальт, скандий, бериллий, сурьму, литий, германий, рений, редкие земли иттриевой группы и прочие.
В 2022 году правительство России утвердило новый перечень дефицитных минеральных ресурсов вместо действовавшего с 1996 года. Министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов говорил, что в новой версии перечень расширен с 29 до 55 видов полезных ископаемых. Так, в него впервые вошли гелий, фосфаты, цинк, редкие и редкоземельные металлы, калийные соли, подземные воды, графит. Среди редких металлов в перечне оказались литий, рубидий, цезий, бериллий, скандий, индий, галлий, германий и другие, среди редкоземельных – иттрий, церий, неодим, самарий и другие (см. «НГ» от 21.06.23).
По многим из них Россия также является мировым лидером. РФ обеспечивает 27% мирового производства металлов платиновой группы, контролирует 22% мировых запасов никеля, 13% кобальта, 15% титана, 12% вольфрама, 4% редких земель и графита, перечисляли в Минприроды.
Чиновники постоянно подчеркивали важность сырьевого суверенитета страны в новых экономических условиях. «Полное самообеспечение страны видами минерального сырья, которые критически важны для развития экономики, – это цель, к которой мы стремимся», – заявлял в прошлом году глава Минприроды Александр Козлов. В конце 2022 года министр природных ресурсов говорил, что ведомство нацелено на поиск дефицитных видов полезных ископаемых. «В плане семь объектов по хрому, марганцу, титану, урану, вольфраму. Если в прошлые годы по благородным и цветным металлам отношение к дефицитным было 80 к 20%, то с 2023 года наоборот. Это смена приоритетов геологоразведки», – подчеркивал министр.
В начале года Минприроды отчитывалось, что в РФ созданы технологии получения разделенных оксидов редкоземельных металлов и строятся промышленные комплексы, на которых они будут производиться. Из руд месторождений РФ, по данным Минприроды, ежегодно производится 160 тыс. т никеля и около 5 тыс. т кобальта – это третье место в мире по производству таких металлов. «Вся добываемая руда перерабатывается в металлы и их соединения. К тому же Россия – одна из немногих стран, обладающая полной цепочкой переработки урана: от руды до ядерного топлива. Имея 8% мировых запасов, страна обеспечивает 35% мирового производства обогащенного урана и занимает треть мирового рынка топлива для АЭС», – сообщало министерство.
«В России есть 17 месторождений лития мирового класса, готовятся к открытию новые центры переработки сырья в карбонат и гидроксид лития, реализуется проект полного технологического комплекса от добычи до производства литийионных ячеек, готовых батарей и электротранспорта», – перечисляли в ведомстве.
По мнению экспертов, основная проблема РФ – отсутствие необходимых технологий и спроса. Академик РАН Николай Бортников обращал внимание, что при добыче редкоземельной руды металлы зачастую не извлекаются, а складируются в хвостохранилище. «Возьмем, например, Ловозерское месторождение: там добываются редкоземельные металлы в виде минерала лопарита, а затем извлекается как коллективный концентрат. Проблема в том, что у нас, к сожалению, на сегодняшний день в стране нет возможности для разделения редкоземельных металлов. В эту группу входит 17 металлов. Вот их и надо выделить из коллективного концентрата. Но разделение происходит только на комбинате, который был построен в советское время, а сейчас он находится на территории Эстонии», – рассказывал академик.
«Для производства чипов необходим прежде всего кремний, но для полупроводников требуются германий и арсенид галлия. Но для производства компьютеров, смартфонов и других средств коммуникации необходимы индий и олово (дисплей), для жесткого диска нужен неодим, аккумуляторы содержат литий, кобальт, марганец. Металлы нужны и в других областях. В наших месторождениях содержатся эти металлы. Но все они, как правило, содержатся в виде примесей в минералах, содержащих главные металлы, и для их добычи требуются определенные технологии», – уточнял Бортников.
Эксперты «НГ» согласны, что до недавнего времени у РФ не было большой необходимости и экономической целесообразности в развитии РЗМ. «Основные месторождения РЗМ в России расположены в труднодоступных и необжитых местах с неразвитой транспортной и энергетической инфраструктурой, в частности – за Полярным кругом. Затраты на получение РЗМ получаются слишком высокими», – рассказывает аналитик «Финам» Алексей Калачев. При этом, по его словам, потребности собственной промышленности в редкоземельных металлах недостаточно велики, чтобы наладить их производство в таком количестве, которое могло бы окупить необходимые инвестиции. «Проще покупать недостающее у того же Китая, который очень преуспел в их поставках на мировой рынок. А отсутствие острой потребности обусловило наше технологическое отставание в этой сфере, у нас не очень развиты технологии извлечения и особенно разделения РЗМ из добываемых пород», – подчеркивает эксперт.
Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов фактором отставания РФ в производстве РЗМ считает технологическое отставание страны от развитых государств и внешние ограничения на экспорт в страну промышленного и высокотехнологического оборудования. «Рентабельность этого вида производства в России очень низкая, так как в стране пока нет полного цикла добычи и очистки и множество редкоземельных элементов продаются как «попутка», а также плохо развита инфраструктура в районах их месторождений, что вынуждает выстраивать с нуля процесс их логистики в том числе», – замечает он. Алексей Калачев также отмечает нестабильность спроса на отдельные РЗМ. «Быстрые изменения технологий, особенно в сфере электроники, на время делают востребованными и дорогими одни металлы и отказываются от других. То, допустим, германий становится вдруг остро необходим, то вдруг становится никому не нужен, таких примеров немало», – рассказывает он. Аналитик сомневается в возможности РФ ориентироваться на внешние рынки в поставках РЗМ. «Это сложно, во-первых, из-за санкций, а во-вторых, из-за Китая, который имеет большое доминирующее положение на рынке РЗМ и может оказывать большое влияние на этот рынок и с точки зрения объемов, и с точки зрения цены», – указывает он.
«Для современной обрабатывающей промышленности редкоземельные элементы являются важнейшими компонентами при производстве уникальных материалов, которые применяются в возобновляемой энергетике, в продукции военного назначения, в нефтепереработке, в аккумуляторах гибридных и электрических автомобилей, в смартфонах, ноутбуках, светодиодных фонарях и т.д.», – перечисляет профессор РАНХиГС Игорь Сергеев. Эксперт считает, что для экономики России в настоящее время более актуальной задачей является не наращивание сырьевой базы РЗЭ, а вовлечение ее в хозяйственный оборот. «Редкоземельная отрасль требует специалистов высочайшей квалификации (которые не очень хотят ехать в отдаленные регионы), большого количества оригинальных технологических решений (которых пока нехватка), колоссальных инвестиционных ресурсов (их тоже не хватает) и, как ни странно, благоприятной рыночной конъюнктуры. Безусловно, грамотным регулятором должно себя проявить государство. И многое будет зависеть от того, как удастся выстроить отношения в данной сфере с Китаем, который в ближайшие 10–15 лет начнет все острее ощущать истощение собственной ресурсной базы», – подчеркивает Сергеев.