0
3733
Газета Экономика Интернет-версия

27.03.2024 10:00:00

Против санкций и расстояний

Бизнес разработал новые решения и продукты для гражданской авиации

Тэги: русал, санкции, алюминий, промышленность, бизнес, авиация, транспорт


русал, санкции, алюминий, промышленность, бизнес, авиация, транспорт Благодаря алюминиевым площадкам авиасообщение становится доступным для самых отдаленных уголков России. Фото пресс-службы Алюминиевой ассоциации

Санкции, необходимость импортозамещения и сложности с обеспечением транспортной связности огромной страны обусловили появление в России нескольких новых алюминиевых решений для гражданской авиации. Все привыкли, что алюминий традиционно используется в конструкции воздушных судов. Но этот металл благодаря легкости и прочности оказывается незаменим также для инфраструктурных проектов и производства наземного оборудования.

В последний год в России появились решения, которые выглядят незаменимыми для инфраструктуры гражданской авиации и способны дать мощный импульс в развитии авиационного сообщения на труднодоступных территориях. Транспортная связность страны – одна из стратегических задач государства, ее решению посвящен национальный проект «Модернизация транспортной инфраструктуры». Для понимания масштабов задачи: протяженность России с запада на восток составляет почти 10 тыс. км, площадь – более 17 млн кв. км. И если в европейских регионах страны и крупных городах Сибири и Дальнего Востока развиты наземные перевозки и магистральное авиасообщение, то для отдаленных или труднодоступных территорий Севера и Сибири – а это большая часть РФ – единственным круглогодичным видом транспорта является малая авиация.

Большие расстояния и малая плотность населения делают организацию наземного сообщения здесь экономически нецелесообразной. Поэтому воздушные линии для труднодоступных территорий это и пассажирское сообщение, и доставка товаров, и санитарная помощь. Оба новых решения основаны на применении таких качеств алюминия как легкость, прочность и универсальность.

Доступная цивилизация

Новейшим, самым эффективным решением для развития инфраструктуры гражданской авиации являются сборно-разборные вертолетные площадки из алюминия. Возведение стандартных вертодромов зачастую осложнено коротким строительным сезоном и невозможностью доставки материалов. Длительность только подготовительных работ на труднодоступных территориях может составить несколько месяцев, а затраты – сотни миллионов рублей.

Наоборот, алюминиевый вертодром площадью 440 кв. м, рассчитанный на вертолеты Ми-8 (один из самых массовых вертолетов в мире) и Ми-26 (самый тяжелый серийный грузовой вертолет в мире), собирается за 4 часа, весит всего 12,7 т и доставляется на место в разобранном виде одним рейсом вертолета, рассказала руководитель направления Алюминиевой ассоциации Елена Котельникова. Такие покрытия могут эксплуатироваться при температуре до минус 60 градусов.

Сочетание легкости и прочности алюминия позволяет значительно экономить при доставке и монтаже объекта. Аналогичная по размерам традиционная вертолетная площадка из бетона будет в 10 раз тяжелее.

Вертодромы из алюминиевых покрытий уже поставлены в самые разные по климатическим условиям регионы России – в Тыву, Краснодарский край, Иркутскую область, на Сахалин, рассказала Елена Котельникова. В этом году начались поставки в Казахстан, также ведутся переговоры с потенциальными клиентами из Азербайджана. Заказчикам в этих странах интересны алюминиевые вертолетные площадки для организации авиасообщения в том числе с отдаленными нефте- и газодобывающими районами.

Идею использовать алюминий для вертолетной инфраструктуры Алюминиевая ассоциация выдвинула еще в 2018 году. В реальность ее воплотил входящий в ассоциацию крупный производитель алюминиевых конструкций завод «Сегал». На стадию серийного производства алюминиевых ламелей для вертодромов «Сегал» вышел в конце 2022 года.

Экспериментальный проект

Из алюминия можно делать даже взлетно-посадочные полосы (ВПП) – такой экспериментальный проект начали реализовывать в этом году российский производитель алюминия РУСАЛ, инвестиционная компания Mass Group и группа компаний «Сиал». Проект решает ту же задачу, что и вертодромы, – обеспечить доступность отдаленных территорий, для которых малая авиация является безальтернативным видом транспорта. Только ориентирован он уже на самолеты: активно эксплуатируемые в Сибири и на Дальнем Востоке Ан-2 и разрабатываемый «Байкал».

Алюминиевая ВПП будет экспериментальным объектом, первым подобным в России. Ее длина составит до 600 м, на создание уйдет около 300 т упрочненного алюминиевого сплава. В качестве возможных вариантов локации рассматриваются несколько действующих аэродромов.

Преимущества алюминия при строительстве ВПП те же – прочность, антикоррозийная стойкость, а также легкость, позволяющая сэкономить в несколько раз на доставке и строительстве. Стоимость полноценной алюминиевой ВПП с учетом логистики, монтажных и эксплуатационных затрат будет ниже на 15-20% традиционной, подсчитали организаторы проекта. «Мы рассчитываем, что алюминиевые ВПП станут очень эффективным и экологичным решением для инфраструктуры гражданской авиации, особенно на отдаленных и труднодоступных территориях», – отметил директор по развитию рынка Дирекции по сбыту РУСАЛа Евгений Васильев.

186136816_2.JPG
Российским авиакомпаниям понадобятся свыше 1000
авиационных средств пакетирования ежегодно.
Фото пресс-службы Алюминиевой ассоциации

Для пассажиров и самолетов

Импортозамещение в гражданской авиации – еще одна задача, которую решают отечественные производители алюминиевой продукции. Так, компания «Авиа-профит» разработала авиационные контейнеры и паллеты для перевозки багажа и грузов. Они уже успешно прошли тестовую эксплуатацию в авиакомпаниях «Аэрофлот» и Red Wings.

Алюминий благодаря легкости и прочности традиционно используется для производства авиационных контейнеров: контейнер весом 65 кг позволяет перевозить до 1,5 т багажа или груза. Использование таких контейнеров повышает сохранность багажа пассажиров и ускоряет процесс его обработки в аэропортах. Но раньше они в России не производились – отечественные авиакомпании импортировали их в основном из Норвегии, Нидерландов, Германии и Китая. В 2022 году европейские компании ушли с российского рынка и единственным поставщиком остался Китай. Сейчас российские авиакомпании испытывают дефицит контейнеров.

«По нашим прогнозам, начиная с 2025 года российским авиакомпаниям для обновления парка авиационных средств пакетирования (АСП) понадобится ежегодно покупать 950-1300 контейнеров и паллет. «Авиа-профит» сможет удовлетворять весь внутренний спрос и планирует экспортировать свою продукцию в страны СНГ», – рассказал эксперт сектора «Авиация и космос» Алюминиевой ассоциации Артур Арутюнов.

Кроме того, «Авиа-профит» планирует разрабатывать и производить средства наземного обслуживания самолетов и вертолетов – это еще один алюминиевый продукт, необходимый российской гражданской авиации после введения западных санкций. До 2022 года почти 50% средств наземного обслуживания в Россию импортировались. Алюминий – самый предпочтительный материал для этих целей, так как его антикоррозийная стойкость позволяет хранить оборудование вне ангара и не покрывать его защитной краской, рассказал Артур Арутюнов. А легкость этого металла значительно упрощает перемещение средств наземного обслуживания по летному полю и в ангаре.


Читайте также


Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 25.11.24

0
770
Следите за руками

Следите за руками

Денис Писарев

Как Ставропольский суд связал золотые запонки, автомат Калашникова и хищение нефтепродуктов в одном уголовном процессе

0
1132
Новости науки. Научную деятельность предприятия осуществляют в основном своими силами

Новости науки. Научную деятельность предприятия осуществляют в основном своими силами

0
1153
Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
3827

Другие новости