Динамику цен в Центробанке оценивают по-разному. Фото Reuters
Текущую динамику потребительских цен в российском Центробанке оценивают крайне противоречиво. «В феврале 2024 года текущий рост потребительских цен сохранился на уровне предыдущего месяца». «Инфляция в феврале немного ускорилась». «Месячный прирост потребительских цен в феврале замедлился в 64 регионах». Все эти три противоречивых сообщения буквально соседствуют на главной странице ЦБ. Эксперты привыкли к подобному разнообразию оценок из одного и того же источника. И предлагают ориентироваться на годовую инфляцию с ее сезонными колебаниями, которая пока ускоряется. Экономисты сомневаются, что темп роста потребительских цен приблизится к целевому для ЦБ уровню в 4%. Мешать этому будет сохраняющийся высокий потребительский спрос и дорожающие услуги, считают они.
В материалах ЦБ, посвященных динамике потребительских цен в регионах, указывается, что в среднем по стране текущий рост цен в условиях высокого спроса оставался близким к январским показателям. При этом уже в следующем предложении отмечается, что годовая инфляция в феврале ускорилась в 59 регионах. «Текущий темп роста цен пока выше, чем годом ранее», – заявляют в ведомстве Эльвиры Набиуллиной. Там же отмечается, что в 64 регионах РФ месячный прирост цен в феврале на потребительские товары и услуги замедлился. В годовом выражении быстрее стали повышаться цены на непродовольственные товары и услуги. Наиболее заметно – на одежду и обувь, товары для дома и ремонта, а также услуги пассажирского транспорта. В то время как годовой рост цен на продовольствие остался на уровне января.
В разрезе федеральных округов (ФО) годовая инфляция в феврале ускорилась в большинстве округов, следует из данных ЦБ. Так, годовая инфляция в Приволжском ФО ускорилась до 7,54% – с 7,23% в январе. «По-прежнему сохранялся повышенный спрос на отдельные непродовольственные товары, что позволяло их производителям продолжить перенос возросших издержек в цены. Повышению инфляции также способствовали эффект низкой базы прошлого года в динамике цен на некоторые продукты питания и разовые факторы в сфере пассажирских перевозок», – объясняют в ЦБ.
Годовая инфляция в Центральном ФО в феврале 2024 года увеличилась и составила 7,49% после 7,31% в январе. «Инфляция ускорилась в основном из-за роста издержек производителей некоторых непродовольственных товаров, а также сохранения высокого спроса на них», – подчеркивают в регуляторе.
Годовая инфляция на северо-западе в феврале 2024 года ускорилась до 7,45% после 6,98% в январе. Главная причина роста цен в макрорегионе такая же – высокая потребительская активность, которая превышает возможности увеличения предложения товаров и услуг.
В Сибирском ФО годовой рост цен в феврале также ускорился. «Высокая активность потребителей позволяла производителям и поставщикам продолжить перенос возросших издержек в цены широкого круга товаров и услуг.
В феврале 2024 года годовая инфляция в Уральском федеральном округе составила 7,08%, против 6,9% в январе. Годовая инфляция в Дальневосточном ФО в феврале ускорилась и составила 8,56% после 8,2% в январе.
Единственный округ, где годовая инфляция в феврале снизилась, – это Северо-Кавказский ФО. В феврале она снизилась до 7,95% после 8,07% в январе. В ЦБ такую динамику объясняют увеличением предложения некоторых продовольственных товаров. В свою очередь, в Южном ФО инфляция практически не изменилась: в феврале она составила 7,56% после 7,61% в январе. Причина та же: расширение предложения некоторых продуктов питания.
Удивительно, но в другом отчете ЦБ под названием «Динамика потребительских цен» говорится уже не об ускорении, а о замедлении инфляции в стране. «В феврале текущая инфляция с учетом сезонности была значительно ниже, чем осенью, но все еще выше 4% в пересчете на год. Годовая инфляция достигла 7,7%», – рассказывают некоторые чиновники в ведомстве Набиуллиной.
В месячном выражении потребительские цены во втором месяце года выросли на 0,68%. Это действительно чуть меньше, чем месяцем ранее. В январе месячный прирост цен составил 0,86%.
При этом с поправкой на сезонность в годовом выражении месячный прирост цен не изменился и составил 6,3%, тут же уточняют в ЦБ.
Чиновники ЦБ замечают, что пока замедление роста цен происходит недостаточно устойчиво. «В феврале базовый индекс потребительских цен увеличился по сравнению с январем из-за роста стоимости услуг зарубежного туризма; ряд других показателей устойчивого роста цен снизился», – рассказывают в мегарегуляторе.
Потребительский спрос – главный фактор ускорения инфляции, подчеркивает зампред Центробанка Алексей Заботкин. «Если спрос на товары растет быстрее, чем объемы производства и импорта, то эта разница должна куда-то уйти. Она уходит в свисток – то есть в инфляцию», – рассказал он.
В ЦБ обещают, что проводимая мегарегулятором жесткая денежно-кредитная политика (ДКП) будет и дальше сдерживать избыточное расширение внутреннего спроса и ограничивать его проинфляционные последствия. С учетом этого годовая инфляция снизится до 4–4,5% к концу этого года.
Правда, этим обещаниям верят далеко не все. Большинство профессиональных аналитиков ждут замедления инфляции до 5,2% под конец года. Главный экономист «БКС Мир инвестиций» Илья Федоров обращает внимание, что инфляция с сезонной корректировкой в январе-феврале очень похожи. «Без сезонной корректировки рост цен в феврале замедлился с 0,86 до 0,68% в месячном выражении. В годовом выражении цены ускорились с 7,4 до 7,7%. Но годовой рост цен произошел из-за того, что в феврале прошлого года цены выросли на 0,46% месяц к месяцу», – объясняет он разницу оценок инфляции Центробанком.
При этом эксперт полагает, что в ближайшие месяцы снижение инфляции будет медленным из-за устойчивого роста реальных доходов, сдержанного предложения и индексации тарифов. «Рост реальных доходов и устойчиво высокое кредитование поддерживают инфляцию выше 7% с конца 2023 года. А на фоне сильного спроса производители переносят в цены растущие издержки, в том числе и повышение зарплат», – говорит он.
При этом предстоящая индексация тарифов, которой не было полтора года, и туристический сезон дополнительно скажутся на ценах, уверен экономист. «Уже в феврале рост цен превысил прогнозы (+7,7% против 7,6%) за счет инфляции в выездном туризме и авиаперелетах. Свою роль сыграли сильный спрос и ограниченное предложение. Все эти факторы будут мешать активному снижению инфляции летом», – считает Федоров.
Инфляцию рассчитывают не только в годовом формате, но также в месячном и в недельном, напоминает профессор Российского технологического университета МИРЭА Татьяна Бурцева. «Но именно годовая инфляция используется для долгосрочного анализа инфляции», – сообщает она.
Действительно, в месячном выражении рост потребительских цен в феврале замедлился, соглашается руководитель отдела макроэкономического анализа «Финам» Ольга Беленькая. «Как поясняет регулятор, прирост потребительских цен в годовом выражении – удобный показатель для долгосрочного анализа инфляции. «Но для оценки текущего инфляционного давления и для принятия текущих решений о денежно-кредитной политике используют прирост цен в месячном выражении, обычно с сезонной корректировкой или средний прирост цен со снятой сезонностью за три месяца. Именно они характеризуют текущее ценовое давление, на которое и должна влиять ДКП», – подчеркивает эксперт.
«С поправкой на сезонность в годовом выражении месячный прирост цен не изменился и составил 6,3%. Обычно такой показатель используют экономисты для того, чтобы вывести показатель инфляции, очищенный от сезонных колебаний цен на ряд товаров, спрос и предложение которых может достаточно сильно колебаться в разное время года. Считается, что эту инфляцию более корректно сравнивать с аналогичным месяцем прошлого года, поскольку на «неочищенную» инфляцию влияют сезонные колебания», – объясняет ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.