Фото агентства городских новостей "Москва"
Из-за нехватки бюджетных денег российское правительство ежегодно берет в долг около 4 трлн руб. у коммерческих банков, причем под довольно высокие проценты – больше 10% годовых. И одновременно это же самое правительство объявляет часть денег в бюджете «лишними» и замораживает в резервных фондах. Политика избыточных заимствований при наличии в бюджете «лишних» денег может показаться абсурдной. Но депутаты видят в этом бюджетном абсурде теневые схемы обогащения, которые поддерживаются чиновниками финансового блока правительства и Центрального банка.
В прошлом году Минфин занял у коммерческих банков через облигации федерального займа 2,8 трлн руб. по цене около 10% годовых. И одновременно Минфин пополнил Фонд национального благосостояния (ФНБ) на 1 трлн бюджетных рублей. И это значит, что бюджетной необходимости в избыточных заимствованиях на 1 трлн руб. фактически не было. А прямую выгоду от этих избыточных займов получили только коммерческие банки.
«Вся пирамида госдолга нужна для перекачки ресурсов в банковский сектор и реализации теневых, по сути, бюджетных схем», – утверждает член бюджетного комитета Госдумы Оксана Дмитриева. Она отмечает, что объемы перекачиваемых в коммерческие банки бюджетных средств уже сопоставимы со всеми госрасходами на образование.
Расходы на обслуживание долга за 2005–2023 годы составили около 10 трлн руб., и это в пять раз больше, чем доходы от размещения бюджетных средств в Фонде национального благосостояния. К 2023 году расходы на обслуживание госдолга выросли до 5,3% ВВП, а расходы на образование остались примерно на том же уровне – 4,4%, указывает Дмитриева.
Большие объемы госзаимствований выглядели особенно вызывающе в периоды профицитного бюджета. Но и в нынешних условиях бюджетного дефицита отчисления в ФНБ на фоне растущих заимствований заставляют сомневаться в истинных целях правительственных финансистов.
«В чем сакральный смысл планировать займы при профицитном бюджете и платить проценты? При том, что расходы на обслуживание долга уже превышают расходы бюджета на образование и объем трансфертов на выравнивание регионов», – интересовалась Дмитриева у главы Минфина Антона Силуанова. Но публично признать практику постоянного разграбления бюджета глава Минфина, разумеется, не мог.
Если в 2009 году доля расходов на обслуживание госдолга составляла 1,82% от расходов бюджета, то к 2023 году расходы на обслуживание госдолга выросли почти до 5%, а в перспективе в 2026 году расходы на обслуживание госдолга станут свыше 9% от всех расходов бюджета.
«При обсуждении бюджетных планов по наращиванию госдолга Антон Силуанов пытался подменить понятия и заявил, что Минфин занимает, чтобы погашать предыдущие обязательства. Но я приводила данные только о чистых заимствованиях, то есть разнице между привлечением и погашением, то есть только о тех займах, которые формируют прирост долга», – отмечает Дмитриева. Поэтому остаются вопросы – зачем занимать больше, чем весь дефицит бюджета. И здесь везде речь идет о чистых заимствованиях, то есть после погашения предыдущих обязательств, подчеркивает депутат.
Нижняя граница избыточных заимствований за 20 лет составила порядка 20 трлн руб., заявила Оксана Дмитриева на Московском экономическом форуме. И этот же курс избыточных заимствований Минфин планирует сохранить и на перспективу до 2026 года.
В 2024–2026 годах ожидается рост объема государственного долга РФ, подтверждает Минфин. По итогам 2024 года объем госдолга составит 32,5 трлн руб. (18,1% ВВП). А к 2027 году госдолг превысит 40 трлн руб. (19,8% ВВП). Одновременно с наращиванием госдолга Минфин собирается пополнять Фонд национального благосостояния в 2025–2026 годах на сумму более 1,8 трлн руб. ежегодно.
Фонд национального благосостояния тормозит экономический рост в России, уверена Дмитриева. По ее словам, продолжающееся пополнение ФНБ – один из парадоксов текущей экономической политики страны.
Раньше выгодополучателем абсурдного наращивания госдолга РФ при одновременном росте ее резервов был международный финансовый капитал, считает депутат. В условиях санкций официальная перекачка российского бюджета за рубеж сильно затруднена. «Однако остается возможность для перекачки бюджетных средств в собственный финансовый сектор и банковскую систему, а также бесконтрольное расходование бюджетных средств за балансом бюджета в источниках покрытия дефицита», – считает член бюджетного комитета Госдумы. Для борьбы с теневыми бюджетными схемами, по мнению Дмитриевой, необходимо отменить текущее бюджетное правило, изменить нынешнюю бюджетную классификацию, а также отказаться от практики профицитных бюджетов. «Тогда у нас экономический рост будет не 3,5%, а 7–8%, как в Индии», – пообещала экономист.
Минфин продолжает размещать облигации федерального займа (ОФЗ) в рекордных объемах и по рекордным доходностям на длинный срок, комментируют нынешнюю ситуацию аналитики компании «БКС Экспресс». В первом квартале 2024 года Минфин разместил все 0,8 трлн руб. ОФЗ по номиналу. Около 98% этого объема пришлось на облигации с постоянным и фиксированным купоном (ОФЗ-ПД). Учитывая план размещения в 1 трлн руб. по номиналу во втором квартале 2024 года, давление на рынок ценных бумаг может усилиться.
Средневзвешенная доходность размещаемых сегодня Минфином облигаций федерального займа превышает 13% годовых.
Таким образом, можно видеть работу своеобразного финансового тандема в России. Чем выше ключевая ставка ЦБ, тем больше бюджетных рублей перечисляет Минфин в кассы коммерческих банков.
По итогам 2023 года российские банки получили рекордную прибыль в размере 3,3 трлн руб. Количество прибыльных банков по итогам 2023 года составило почти 90% от общего числа коммерческих банков.
Прибыль банковского сектора в 2024 году может составить от 2,3 трлн руб. до 2,8 трлн руб. Об этом заявила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина на встрече с участниками Ассоциации банков России.