0
10977
Газета Экономика Интернет-версия

04.04.2024 20:44:00

Внутренний спрос станет убывать вместе с населением

Розничная торговля скоро ощутит на себе влияние демографического спада

Тэги: убыль населения, демографический спад, розничная торговля, демографический прогноз, росстат

Все статьи по теме "Санкционные войны"

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

убыль населения, демографический спад, розничная торговля, демографический прогноз, росстат Поставщикам и производителям предстоит борьба за экономически активных россиян. Фото Светланы Холявчук/PhotoXPress.ru

Убыль населения влечет за собой множество проблем в масштабах как всей страны, так и отдельных отраслей. Одной из первых негативное влияние демографического спада ощутит на себе розничная торговля. Как показало исследование, проведенное холдингом «Ромир» с опорой на прогнозы Росстата, за пять лет численность населения РФ сократится на 1,6%. Это равноценно гипотетическому исчезновению с карты страны сразу двух таких городов, как Краснодар и Красноярск. Еще сильнее сократится численность наиболее активных с экономической точки зрения граждан – в возрасте 30–49 лет. На этом фоне, по оценкам «Ромира», оборот рынка товаров повседневного спроса просядет за пять лет почти на 4%, что станет вызовом для экономики.

Когда страна столкнулась с санкционным давлением, логистическими трудностями, необходимостью пересмотра экспортной политики, стало очевидно, что именно внутренний спрос становится той живительной силой, которая помогает расти отечественным производителям и в целом всей экономике.

Правда, пока этот спрос пытаются ограничивать – в частности, мерами денежно-кредитной политики. По поводу обоснованности мер можно дискутировать, помня все же и о том, что ускоряющаяся инфляция – это тоже негативный фактор, ухудшающий материальное положение граждан. Но проблема еще и в том, что помимо временных ограничений уже сейчас для внутреннего рынка формируются в том числе долгосрочные ограничения, связанные с убылью населения РФ.

Исследовательский холдинг «Ромир» проанализировал демографические прогнозы Росстата и оценил, как ожидаемая официальным статистическим органом убыль российского населения скажется на рынке FMCG (fast-moving consumer goods) – обороте розничной торговли товарами повседневного спроса. Результаты этого исследования были обнародованы на прошедшей в Москве конференции.

Как указано в презентации (есть в распоряжении «НГ»), за основу был взят средний вариант демографического прогноза Росстата, опубликованный в 2020 году. Напомним, также Росстат публикует еще низкий вариант прогноза, который можно назвать пессимистическим, и высокий – скажем так, оптимистический. С учетом же произошедших затем событий авторы исследования даже средний вариант изученного ими прогноза охарактеризовали именно как позитивный.

Из проведенного ими анализа следует, что в течение ближайших пяти лет – к 2029 году – численность населения РФ сократится примерно на 1,6%, или на 2,4 млн человек. «Если мы возьмем два миллионника – такие как Краснодар и Красноярск, то по факту эта динамика говорит о том, что с карты исчезнут практически два подобных города», – пояснила, выступая на конференции, директор по работе с клиентами исследовательского холдинга «Ромир» Анастасия Сидорина.

Кстати, отметим: на официальном сайте Росстата в открытом доступе можно обнаружить таблицы с разными вариантами прогноза, описывающего изменение численности населения РФ, которые были опубликованы в декабре 2023-го. И данные из этих таблиц тоже подтверждают те цифры, которые приводятся в исследовании холдинга.

Еще больше опасений у экспертов вызывают перспективы, касающиеся наиболее активного с экономической точки зрения населения – тех, кому от 30 до 49 лет. Это, как сообщается в презентации, «основное кредитоспособное ядро», на которое, к слову, приходится чуть более 30% всего населения РФ, – такие данные на начало 2022 года привели авторы исследования. Как сообщается, за пять лет численность граждан указанной возрастной группы сократится еще сильнее, чем в целом всего населения РФ, – сразу на 3,4 млн человек. И изменения численности других возрастных групп не компенсируют эту убыль, следовало из выступления Сидориной.

Проведя дальнейшие расчеты с опорой на сведения потребительской цифровой платформы «Ромир», авторы исследования выяснили, что такой демографический спад чреват сокращением оборота рынка FMCG на 3,7% за ближайшие пять лет. И даже такие, как может показаться со стороны, «всего несколько процентов» – это для всей сферы розничной торговли серьезный вызов, который будет иметь свои последствия. По мнению экспертов холдинга, это будет означать «усиление кросс-форматной конкуренции, кросс-категорийных и кросс-товарных переключений».


72-4-5480.jpg
Российские потребители не только меняют
свои предпочтения, но и в принципе исчезают
из статистики. 
Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru
Другими словами, если в стране будет становиться физически все меньше людей, способных платить, то за одного и того же потребителя предстоит побороться, во-первых, магазинам разного вида и формата: допустим, онлайн-площадкам и офлайн-магазинам или, например, небольшим лавочкам в шаговой доступности у дома и крупным супермаркетам за пределами города.

Во-вторых, за одного и того же потребителя будут бороться также поставщики, а значит, к слову, и производители продукции разной ценовой категории, разного качества, да и в принципе разных товаров. Ведь, образно выражаясь, кошелек у потребителя тоже имеет свои лимиты: придется выбирать одни товары в ущерб другим.

Обозначенные тенденции повлекут за собой переформатирование сферы торговли как таковой. Тем более что некоторые форматы – уже сейчас динозавры, уходящие в прошлое: прежде всего это касается гипер- и супермаркетов, следует из исследования.

Между тем уже в комментарии для «НГ» Анастасия Сидорина все же уточнила некоторые детали. «Стоит пояснить, что речь идет в первую очередь не о продуктовом ретейле. Сколько бы людей ни проживало в стране, есть они не перестанут», – отметила она.

Так что все же наиболее серьезное сокращение доли скорее всего грозит секторам торговли товарами длительного пользования и дорогостоящими категориями, начиная от одежды и обуви и заканчивая бытовой техникой и электроникой, автомобилями и недвижимостью, перечислила Сидорина. Хотя в условиях демографического спада это не отменяет сделанных выше выводов о рисках в том числе для рынка товаров массового спроса.

И как же тогда компенсировать возможные физические потери покупателей из активного кредитоспособного ядра? «Вряд ли в этом вопросе можно делать ставку на молодежь – даже при своей нынешней численности молодежь не сможет восполнить потери. Единственный способ – провоцировать дополнительную покупательскую нагрузку на экономически активное население со смещением на возрастную категорию 50+», – считает Сидорина.

По словам эксперта, не стоит сбрасывать со счетов предпенсионеров и «молодых» пенсионеров: «Они все равно тратят активнее молодых поколений, многие продолжают работать в первые годы после выхода на пенсию. Поэтому скорее эта категория россиян может способствовать компенсации потерь».

Опрошенные «НГ» эксперты между тем напомнили о некоторых оговорках по поводу прогнозов Росстата, которые стоило бы знать. «Демографический прогноз Росстата составлен без учета населения, проживающего в новых регионах России», – обратил внимание аналитик компании «Финам» Игнат Иванов.

Средний вариант прогноза Росстата предполагает, что доля трудоспособных граждан в общей численности населения РФ все же увеличится – с 58% на начало 2024 года до почти 61% на начало 2029-го. Другое дело, что эта возрастная группа больше, чем «кредитоспособное ядро», да и границы трудоспособного возраста расширяются за счет повышения пенсионного возраста.

Добавим к этому тенденции, которые касаются в целом потребительского рынка. Как, например, быть с инфляцией? Даже покупая меньше в натуральном выражении, население в денежном выражении, наоборот, может тратить больше из-за роста цен.

Но допустим, что инфляционный фактор учтен. Тогда многое будет зависеть от роста потребительской активности населения. «Рост доходов населения вместе с его высокой потребительской активностью могут оказать значимый положительный эффект на розничную торговлю, который перекроет негативное влияние демографического спада», – пояснил Иванов.

Похожие выводы сделал и профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов – о том, что в прогнозах действительно стоило бы прописать тот рост доходов, который будет обеспечен, например, более быстрым увеличением минимального размера оплаты труда. 


Читайте также


Розничная торговля нащупала пульсацию цен

Розничная торговля нащупала пульсацию цен

Анастасия Башкатова

Магазины оказались под двойным давлением издержек

0
1461
В России обнаружилось несколько минимальных продуктовых корзин

В России обнаружилось несколько минимальных продуктовых корзин

Ольга Соловьева

Стоимость базового набора еды в торговых сетях оказалась ниже, чем у Росстата

0
2431
Россия планирует догнать Францию по рождаемости к 2036 году

Россия планирует догнать Францию по рождаемости к 2036 году

Михаил Сергеев

За девять месяцев убыль населения в РФ составила 400 тысяч человек

0
2949
Либо рост численности населения, либо роботы

Либо рост численности населения, либо роботы

Анастасия Башкатова

Будущее российской экономики зависит от инвестиционной проактивности

0
5259

Другие новости