Депрессивные субъекты РФ развиваются неравномерно. Фото РИА Новости
Основной темой совещания президента РФ Владимира Путина с правительством была объявлена оценка выполнения индивидуальных программ развития (ИПР) отстающих российских регионов. Десятка самых депрессивных регионов страны была названа еще в 2020 году. Тогда каждому такому региону был назначен высокопоставленный куратор из российского правительства. За пять лет действия программы прорывного развития в этих субъектах РФ не произошло. Реальные доходы населения в этих регионах снижались несмотря на постоянное шефство федеральных министров.
Индивидуальные планы развития отстающих регионов были утверждены еще в 2019 году. В список проблемных были включено 10 субъектов РФ: Адыгея, Алтайский край, Калмыкия, Карелия, Курганская и Псковская области, Марий Эл, Республика Алтай, Тува, Чувашия. Индивидуальные программы регионов должны были создать условия для опережающего развития, улучшить их показатели по безработице и бедности, по доходам населения и по темпам прироста инвестиций.
В конце февраля этого года в Послании Федеральному собранию Владимир Путин вернулся к теме развития проблемных регионов и поручил правительству продлить программы еще на шесть лет. При этом он подчеркнул, что к 2030 году все регионы РФ должны стать более экономически самостоятельными. Уже на этой неделе было опубликовано поручение президента правительству по итогам Послания. Глава государства, в частности, поручил к 1 октября утвердить индивидуальные программы для 10 российских регионов с наиболее низким уровнем социально-экономического развития, не имеющих поддержки в рамках госпрограмм, и выделять на их реализацию не менее 10 млрд руб. ежегодно до 2030 года.
В среду, представляя Госдуме отчет правительства, премьер РФ Михаил Мишустин сообщал, что кабинет министров представит президенту обновленные программы поддержки 10 отстающих регионов, а список самих регионов будет обновлен. «Сейчас по поручению президента РФ работаем над продлением программы. Сразу скажу – есть там изменения, не буду говорить (пока о них), потому что мы буквально завтра-послезавтра президенту РФ будем докладывать, предлагать 10 новых регионов. Там все критерии прозрачны, никаких секретов нет», – говорил он.
Мишустин сообщал, что отдельные регионы покинут список отстающих. «Программа (для них) сработала. Это хорошо, они продолжат уверенно, эффективно работать, а отстающим обязательно продолжим помогать», – заверил он. Премьер считает механизм такой поддержки эффективным. «Снизилась безработица по этим регионам в 2,5 раза, выше среднероссийского темпа снижения... Внебюджетных инвестиций на 104 млрд руб. привлекли, на рубль бюджетных инвестиций получилось 2,5 руб. внебюджетных», – рассказывал премьер, отмечая, что была поддержана 1 тыс. инвестпроектов в регионах.
В январе этого года свой анализ эффективности поддержки депрессивных регионов публиковала и Счетная палата. Согласно выводам аудиторов, государство выделило недостаточно средств для кардинальных перемен в проблемных субъектах РФ. А утвержденное финансирование не отвечало тем амбициозным задачам из-за введения санкций.
Напомним, утвержденный объем финансирования для всех 10 регионов на пять лет составлял 52 млрд руб., из которых 50 млрд руб. – за счет федерального бюджета. По данным же СП, общий объем фактического финансирования в 2020–2022 годах составил 30,3 млрд руб. «Реализация ИПР с учетом объемов их финансирования изначально не может привести к кардинальным изменениям социально-экономического развития в соответствующих субъектах, – констатировала Счетная палата. – В связи с этим для получения значимого эффекта на региональном уровне требуется увеличение финансирования ИПР регионов».
Однако определенные положительные изменения все же произошли. По оценке аудиторов, регионы, где действовала программа, последние три года развивались несколько быстрее средних темпов по стране и существенно лучше других менее развитых регионов, прежде всего Северного Кавказа. Наиболее позитивные изменения аудиторы увидели в Псковской области, Марий Эл, Адыгее и Чувашии. Наименьшие изменения – в Республике Алтай и Калмыкии. «По состоянию на 1 июля 2023 года в результате реализации мероприятий создано более 12 тыс. рабочих мест и привлечено более 172 млрд руб. инвестиций», – отмечалось в докладе СП.
Одна из целей программ – увеличение доходов населения проблемных регионов. Однако если проанализировать данные Росстата, то сложно говорить о том, что в отстающих регионах после принятия ИПР доходы граждан выросли. Так, в Алтайском крае реальные доходы населения в 2020 году сократились на 0,3%, а в 2022-м – еще на 2,4%. В Калмыкии доходы упали на 2 и 3,8% соответственно, в Карелии – 0,1 и 3,2%. В Курганской области доходы снизились на 0,3% в 2020 году и на 1,1% в 2022-м. В некоторых регионах доходы населения даже после роста в 2020 году значительно сокращались в 2022-м.
Аудиторы СП в своем отчете также предлагали пересмотреть список проблемных регионов. В ведомстве, в частности, предлагали разработать ИПР для Хакасии, Томской области, все регионы Северо-Кавказского федерального округа (кроме Ставрополья), Мордовию, Бурятию, Забайкальский край.
Некоторые регионы, наоборот, в СП предлагали исключить. Так, они не считали целесообразным продолжать программу для Адыгеи и Карелии.
Стоит отметить, что чиновники регулярно отчитывались о проблемных регионах. В течение всего 2021 года правительство неоднократно в своих совещаниях возвращалось к проблемам депрессивных регионов и необходимости расширения списка (см. «НГ» от 17.10.21, 02.02.21).
Эксперты считают, что недостаточная прозрачность и неоптимальное распределение финансов могут снизить эффективность осуществляемого финансирования. «Годами сформированные структурные проблемы в экономике отдельных регионов требуют комплексного подхода, включая развитие инфраструктуры, образования и здравоохранения. При этом эффект от принимаемых мер может реализоваться через несколько лет», – рассуждает директор по стратегии «Финам» Ярослав Кабаков. По его мнению, дефицит профессионалов в некоторых сферах замедляет реализацию проектов и снижает их эффективность. Инвестиции в образовательную инфраструктуру и профессиональное обучение способствуют подготовке квалифицированных специалистов, необходимых для развития региона, но эффект будет получен только через несколько лет.
«Если взять топ регионов по уровню дотаций, то там найдутся вполне успешные территории. За последние 10 лет показатели в большинстве ранее отстающих и депрессивных регионов кратно улучшились, и это явный маркер, что внимание федерального Центра работает. Это не только финансы, но и помощь корпораций развития в поиске инвестиций под региональные проекты. Качественное изменение ситуации в так называемых отстающий регионах – это долгий процесс, который может занять до 10 лет», – считает эксперт компании «Полилог» Александр Хазариди.
Об эффективности ИПР говорить преждевременно, считает завкафедрой мировых финансовых рынков РЭУ им. Плеханова Светлана Фрумина. «Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций увеличилась в Адыгее (сравнивался период декабря 2022 и декабря 2023 годов) на 13,9%, в Калмыкии – на 19% (для сравнения: самые высокие значения данного показателя приходятся на Ульяновскую и Тульскую области – 29,2 и 26,4% соответственно). Однако в Республике Тыва увеличение составило менее 4%. Изменения в регионах ИПР проходят неравномерно, и четкая поступательная динамика не прослеживается. Усложняет оценку эффективности ИПР множество выделяемых трансфертов, рассредоточенных по разным мероприятиям», – замечает она.