В условиях цифровизации рынку труда в РФ придется лавировать между двумя крайностями. Первая – риск социальной напряженности: она не исключена в случае, если определенные группы работников не будут успевать обновлять знания и навыки с учетом внедрения в практику все более современных IT-технологий. Вторая – риск обесценения требований к IT-навыкам: «уверенный пользователь нейросетей» может прийти на смену «уверенному пользователю ПК», который, ко всему прочему, владеет английским языком, правда только в резюме, а не в жизни.
Владение IT-навыками – вопрос выживания на современном рынке труда. Об этом можно судить по данным аналитического центра НАФИ, полученным в ходе апрельского всероссийского опроса 5,8 тыс. респондентов в возрасте от 14 лет.
Каждый пятый на момент опроса не работал. Поэтому далее мы приводим доли только тех респондентов, которые никак не обозначили отсутствие у них работы. Из них как минимум каждый третий – около 36% – сообщил, что, по его мнению, он рискует потерять работу, если не будет обучаться информационным технологиям. У остальных 64% пока таких опасений нет.
Наиболее сильный страх испытывают самые молодые. Так, среди работающих опрошенных россиян в возрасте до 24 лет об опасениях потерять место без совершенствования IT-навыков сообщил каждый второй – 55%. А среди тех, кому от 25 до 34 лет, на такие риски указали 41% опрошенных работающих россиян.
Возможно, это объясняется тем, что молодые работники в принципе лучше осведомлены о том, как быстро и существенно меняются цифровые технологии, какие трансформации из-за них происходят в разных отраслях экономики. Кроме того, находясь в начале пути, молодые работники, видимо, осознают, что с учетом их карьерных амбиций и зарплатных ожиданий им пока только предстоит доказать свою конкурентоспособность на рынке.
В группе 35–44-летних 33% работающих россиян говорят о возникающих у них из-за нехватки IT-компетенций рисках на рынке труда. Наибольшими же оптимистами оказались вовсе не самые пожилые респонденты, как можно было предположить, а 45–54-летние: в этой возрастной группе лишь 25% работающих опасаются потерять место в случае отставания от IT-прогресса. Для сравнения: среди работающих россиян в возрасте 55+ на такие риски указали 31% опрошенных.
По данным других обзоров НАФИ, как минимум каждый второй российский работник утверждает, что ему уже сейчас требуются компетенции и навыки в сфере информационных технологий, и эти требования к знанию IT ежегодно растут.
«Очевидно, что с увеличением цифровизации спрос на специалистов с IT-компетенциями продолжит увеличиваться, и работодатели будут отдавать предпочтение соискателям с такими навыками. В особенности это касается отраслей, подверженных автоматизации: например, сфер производства, транспорта и розничной торговли», – пояснила «НГ» менеджер по развитию инновационных IT-продуктов НАФИ Екатерина Галашева.
Представители рынка труда и IT-отрасли уверены: сегодня эффективность без цифровых технологий труднодостижима. «Цифровизация, автоматизация и диджитализация процессов – слова, которые встречаются почти в каждом описании вакансии, – сообщила «НГ» руководитель направления «Управление персоналом» рекрутинговой компании Get experts Екатерина Котова. – Это три кита, на которых строится эффективный бизнес, не позволяющий себе тонуть в рутине».
Разумеется, все не должны вдруг становиться именно IT-специалистами, но, как говорит Котова, «быть в ногу со временем критически важно» для того, чтобы строить карьеру, даже если мы говорим о «неайтишных» функциях. «Если профессионал не знает, как можно ускорить и улучшить процессы (например, автоматизировав их и исключив человеческий фактор), тогда его ценность для компании низка», – полагает эксперт.
«Знание языков программирования потребуется, очевидно, не всем. Здесь скорее речь может идти об умении структурировать информацию, алгоритмическом мышлении, гибкости и о способности обучаться», – продолжил ведущий эксперт группы компаний DV Consulting Алексей Ильин. Он привел пример: допустим, если вы работаете маркетологом даже в небольшой компании, руководитель может прийти к вам с запросом сделать Telegram-бота – хотя бы потому, что ваш конкурент его уже сделал.
«Вернемся во времена, когда компьютеры только получили свое повсеместное распространение. Насколько был велик риск того, что умение пользоваться компьютером, базовое владение программами по типу Word и Excel станут обязательными? Насколько был велик риск того, что продавцу потребуется уметь пользоваться 1C или кассовым аппаратом вместо счет? – рассуждает Ильин. – Думаю, ответ напрашивается сам. Мы приближаемся к схожей ситуации».
И на этом фоне возникают определенные угрозы, которые властям, бизнесу и самим работникам, не превращаясь, конечно, в мракобесов и луддитов, стоит учесть. Это угрозы сразу нескольких перекосов.
Первая крайность – риск увеличения если и не безработицы как таковой (часть опрошенных «НГ» экспертов такое опасение не поддержали хотя бы из-за демографического спада), но, по крайней мере, социальной напряженности среди тех работников, которые не смогут идти в ногу со временем.
Проблема зреет уже несколько лет. Еще в 2020 году в другом похожем мониторинге эксперты НАФИ предупреждали, что «для недопущения дискриминации на рынке труда в отношении кадров с низкой цифровой грамотностью государству необходимо внедрять комплексные программы диагностики цифровых компетенций, обучать граждан, а россиянам важно понимать, что от знаний в IT-сфере сегодня зависит качество жизни».
«В контексте существующего дефицита кадров, который будет только усиливаться, риск увеличения безработицы из-за отсутствия IT-навыков может быть менее значительным. Однако, несмотря на это, с развитием технологий информационных систем и автоматизацией процессов работники без IT-компетенций могут стать менее конкурентоспособными на рынке труда, особенно в некоторых отраслях, где цифровые технологии играют ключевую роль», – пояснила «НГ» руководитель направления «Карьера и навыки» в hh.ru Марина Дорохова.
«Вопрос увеличения безработицы из-за отсутствия у работников любой профессии IT-навыков встанет не через год и скорее всего даже не через 5 лет», – ожидает при этом Ильин. Впрочем, опрошенные эксперты перечислили сферы, которые уже сегодня попадают в зону повышенного риска с точки зрения возрастающих требований к IT-навыкам. Это банковский и в целом финансовый сектор, логистика и транспорт, образование, медицина, промышленное производство. Это в целом все, что связано с накоплением и анализом больших массивов данных.
Кроме того, в зоне риска разные малые и средние предприятия, внутри которых в отличие от крупного бизнеса инвестиции в обучение сотрудников могут быть ограничены, добавил программный директор школы IT-профессий Skillfactory «Высшее образование» Алексей Дворецкий.
Так что, по его уточнению, важно внедрять программы обучения и переквалификации. «Поддержка государства, индивидуальные инициативы работодателей могут смягчить негативные последствия. Также регулярно появляются бесплатные программы обучения. Их тоже можно использовать для повышения квалификации и переподготовки», – добавил он.Тем более что, как отметил Ильин, «к счастью, в нашей стране подавляющее число граждан имеет доступ к интернету и компьютер». В воскресенье в рамках Дня Рунета на международной выставке-форуме «Россия» вице-премьер Дмитрий Чернышенко сообщил, что более 86% российских домохозяйств уже получили возможность широкополосного доступа к интернету. По данным же Росстата, в среднем свыше 70% домохозяйств в РФ имеют компьютер – показатель из года в год немного колеблется, то увеличиваясь, то снижаясь.
В эпоху интернета восполнить некоторые пробелы не так уж сложно – было бы желание работника, согласилась Котова. «Если профессия не связана с IT, видеоуроки, курсы и любые профильные бесплатные ресурсы помогут понять, что надо подтянуть», – уверена она. Добавим к этому, что если говорить непосредственно про использование тех же нейросетей, то сейчас для любого желающего уже доступны разные отечественные разработки, которые буквально встраиваются в многие сервисы и совершенствуются.
Однако есть и вторая гипотетическая крайность – риск обесценения требований к IT-навыкам, угроза формального подхода как работодателей, так и работников. Другими словами, в «неайтишных» компаниях, особо не занимающихся своей эффективностью, могут для проформы требовать некие «цифровые компетенции».
И в ответ на это соискатели тоже для проформы могут указывать какие-либо «цифровые компетенции» в своем резюме. Как это когда-то случилось, например, с английским языком.
Чуть ли не в каждом резюме прописывалось знание английского языка, потому что иначе нельзя, но далеко не всегда человек действительно им владел. Более того – далеко не всегда английский действительно требовался на рабочем месте. Точно так же, условно говоря, на смену «уверенному пользователю ПК» может прийти «уверенный пользователь нейросетей», что бы это ни значило.
Мнения опрошенных «НГ» экспертов по поводу таких рисков разделились. «Формализация IT-навыков в описании вакансий произошла уже очень давно – в 1990-х, это та самая пресловутая фраза «Уверенный пользователь ПК». А сейчас как раз наблюдается отскок от ничего не значащих слов к перечислению конкретного программного обеспечения, необходимого для выполнения определенной работы. Как в описании вакансий, так и в резюме соискателей», – отметила заместитель гендиректора по работе с профессиональным сообществом компании Ancor Татьяна Баскина.
Но, по мнению Дороховой из hh.ru, такие риски все же существуют. «Чтобы этого избежать, работодатели должны ставить перед собой задачу проведения качественной проверки навыков кандидатов, а также развивать системы оценки компетенций», – считает она. Как сообщили в НАФИ, «уже сегодня компании различных отраслей экономики заинтересованы в тестировании и повышении уровня цифровой грамотности сотрудников».
По словам Дороховой, нужно не только улучшать образование в области информационных технологий и постоянно актуализировать учебные программы с учетом потребностей рынка, но и активно создавать условия для практического применения этих навыков на рабочем месте.