Чем старше автомобиль, тем чаще он требует ремонта и тем выше риски дорожно-транспортных происшествий. Фото Александра Никонова/PhotoXPress.ru
Как выяснил «Автостат», примерно 70% легковых автомобилей в России старше 10 лет. А экономисты из Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН описали для автомобильной отрасли и авторынка РФ четыре сценария, некоторые из которых буквально шокируют. Худшие варианты развития событий предполагают не просто проблемы с доступностью для потребителей новых авто или подходящих запчастей и комплектующих, а гораздо более глубокие изменения в худшую сторону: снижение мобильности населения, рост вредных выбросов, усугубление рисков для здоровья граждан из-за аварий.
Сейчас в России насчитывается свыше 32 млн легковых автомобилей, произведенных ранее 2014 года. Это почти 70% зарегистрированных в РФ машин. Оставшиеся около 30% – автомобили, выпущенные уже в 2014-м и позже. Такие данные обнародовал в понедельник «Автостат».
Как ранее уже писала «НГ» (см. номер от 18.03.24), переходящие из рук в руки машины стареют. И хоть новые китайские автомобили и привлекают все больше автовладельцев, однако, по данным «Автостата», на начало текущего года в России числилось около 1,5 млн легковых машин китайских марок: на долю «китайцев» приходится лишь около 3% от всего парка легковых автомобилей в стране.
«Существует большая неопределенность относительно будущего процесса автомобилизации», – предупредили авторы исследования, опубликованного в новом выпуске журнала «Проблемы прогнозирования», который издается ИНП РАН. «Изменения могут носить качественный характер», – пояснили научный сотрудник ИНП РАН Сергей Милякин, младший научный сотрудник ИНП РАН Нина Скубачевская и эксперт из Московского физико-технического института Сергей Валеев. Они описали для России четыре сценария автомобилизации в новых условиях.
Самый первый сценарий – самый мрачный: он назван «Жесткие ограничения». «По мере вступления санкционного давления в полную силу прямой импорт автомобилей и автомобильных компонентов становится все более дорогим и недоступным. Можно предположить, что текущий уровень реализации санкций связан не столько с возможностью их обхода, сколько с тем, что принятые нормативные акты еще не перешли в фазу исполнения и контроля», – пояснили авторы. Этот же фактор может повлиять на производство как локализованных марок, так и отечественных.
Несмотря на то что российский рынок привлекателен для Китая, «существует некоторая вероятность нарушения сотрудничества с западными странами, это может стать стимулом для китайских компаний отказаться от дальнейшего импорта и производства автомобилей в России», предполагают исследователи. Теоретически такой кризис мог бы стать окном возможностей для отечественных производителей. Но при условии масштабных инвестиций.
«Еще одним источником пополнения парка может остаться покупка импортных подержанных автомобилей, осуществляемая в настоящее время физическими лицами. В основном это создаст поддержку рынку Дальнего Востока и Сибири», – отметили исследователи. При этом в рамках столь негативного сценария стоит учесть тогда еще и влияние таких факторов, как «экономическая депрессия и низкая динамика доходов», следует из описания.
Резюмируя, главная характеристика этого сценария – дефицит. Экономисты сообщили, что в 2015 году в стране насчитывалось 289 легковых автомобилей на 1 тыс. человек. В рамках данного сценария показатель за десятилетия изменится скромно: к 2035 году он вырастет лишь на 28% по отношению к уровню 2015-го – до 369 легковых авто на 1 тыс. человек.
Второй сценарий ближе к текущему положению дел – он назван «Балансирование». Предполагается сохранение, с одной стороны, дефицита, но с другой – способности его частично компенсировать. Например, за счет ввоза новых автомобилей в рамках параллельного импорта, а также из Китая. Поставки из-за рубежа зависят от пропускной способности транспортных путей, впрочем, эти ограничения «успешно преодолеваются уже в 2023 году».
Кроме того, из-за санкционного давления, рисков для поставщиков, «а также монопольного положения китайских компаний в России» в этом сценарии ожидается опережающий по сравнению с доходами населения рост цен на автомобили. Локализованные и отечественные производители не смогут насытить рынок: эксперты ссылаются на гипотезу о проблемах с импортом технологий и оборудования. Более привлекательными для потребителей по соотношению цены и качества будут поставки подержанных авто.
Итог этого сценария – «ограниченное предложение будет балансировать ограниченный спрос населения». Число легковых автомобилей в расчете на 1 тыс. человек увеличится с 2015-го по 2035-й примерно на 31% – до 378 легковых авто на 1 тыс. россиян.
Далее описываются более позитивные варианты. Третий сценарий получил название «Преодоление кризиса»: предполагается преодоление дефицита автокомпонентов и производственного оборудования. «Такое развитие событий возможно при достаточной финансовой обеспеченности отрасли – в частности, при поддержке государства», – считают авторы. А основным свойством автомобильного рынка в этом сценарии становится его структура, аналогичная той, которая была до кризиса-2022: основную долю занимает производство локализованных и отечественных брендов.
«При этом разнообразие марок достигается не за счет страны производителя, а за счет ориентации производителей на потребности и запросы потенциальных покупателей. Также поддержку автомобилизации в этом сценарии оказывает расширение импорта запчастей и сервисного обслуживания купленных автомобилей», – отметили исследователи.
Доходы населения растут. Так что в этом сценарии спрос и предложение находятся в равновесии, однако на более высоком уровне, чем в предыдущем варианте. Что примечательно, в рамках такого сценария число легковых автомобилей вырастет существеннее всего – сразу ровно в полтора раза, до 434 машин на 1 тыс. человек по состоянию на 2035 год.
Наконец четвертый вариант – «Выход из изоляции». Предполагается, что «изоляция от западных стран будет ограничена двумя-пятью годами, после чего начнется процесс отмены санкций и возвращения на российский рынок локализованных производств марок разных производителей, включая западных». Естественно, это расширит спектр предложения для потребителей. Более того, со стороны спроса в перспективе двух-пяти лет ожидаются посткризисный подъем доходов населения, балансировка валютного курса. Рынок будет сбалансирован. Число легковых авто составит в 2035 году 428 машин на 1 тыс. человек. Рост по сравнению с уровнем 2015 года немного меньше, чем в полтора раза – на 48%.
Чем же все это будет чревато? Результатом реализации первых двух – негативных – сценариев может стать снижение мобильности граждан. Что, в свою очередь, будет угнетающе воздействовать, допустим, на сферу туризма, да и в целом на экономическую активность в разных регионах и отраслях. Оба этих сценария означают старение автопарка в стране. Вследствие чего эксперты ожидают увеличения вредных выбросов и шумового загрязнения окружающей среды, усугубления рисков, связанных с износом автомобилей, неисправностями, авариями на дорогах, а это уже существенная угроза здоровью и жизни граждан.
Чтобы минимизировать такие риски, нужно будет усиленно развивать систему общественного транспорта, причем не только в крупных городах, опираться на достижения цифровой эпохи (условная «удаленка», но она не решит всех проблем), вкладываться в развитие здравоохранения, заниматься расселением населения и обеспечением семей необходимой социальной инфраструктурой в шаговой доступности.
Следующие два сценария – позитивные – базируются на предпосылках активного экономического роста, в основе которого либо успехи отечественных производителей, включая автопроизводителей, либо восстановление торговых связей с другими странами, что будет предполагать опору на импортные поставки. И хоть оба варианта предполагают, что у потребителей будет выбор, по какой цене и какого качества им покупать автомобили, предпочтительнее именно третий (успешно импортозамещенный) сценарий, следует из исследования.
Однако эксперты указывают на значительную неопределенность в реализации как третьего, так и четвертого сценария: где брать оборудование, кадры и ресурсы для инвестиций?