В ведомстве Антона Силуанова повышение цен на водку считают эффективной мерой борьбы с теневым рынком алкоголя. Фото РИА Новости
В Минфине предлагают с 1 июня повысить минимальные цены на продажу в рознице крепкого алкоголя. Минимальные цены на крепкие спиртные напитки ведомство устанавливает с 2009 года, чтобы снизить долю нелегальной водки (выше 20%). Назначаемая Минфином минимальная цена алкоголя уже в 2–5 раз выше, чем на теневом рынке. Очередное подорожание магазинной водки закрепляет нишевую структуру потребления алкоголя, в которой миллионы россиян не покупают подакцизный алкоголь и предпочитают напитки кустарного изготовления, считают эксперты.
В проекте приказа Минфина предлагается установить розничные цены на водку до 299 руб., на коньяк – до 556 руб. за 0,5 л. Предлагается повысить минимальную розничную цену на бренди до 403 руб., а также включить в перечень напитков, для которых устанавливается минимальная розничная цена, ром. Его минимальную стоимость планируется установить на отметке 403 руб. за 0,5 л. Сейчас минимальная розничная цена водки 281 руб., бренди – 375 руб., а коньяка – 517 руб. за 0,5 л.
«Проектом приказа предусмотрена индексация минимальных цен на коньяк, бреди, водку и ликероводочные изделия, которая связана с уровнем инфляции, повышением ставок акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (с 613 до 643 руб. за 1 л безводного этилового спирта), ростом затрат на производство алкогольной продукции», – говорится в пояснительной записке проекта. При разработке проекта учитывалось произошедшее в 2023 году удорожание себестоимости алкогольной продукции, влияние введенных внешнеторговых и финансовых ограничений, а также рост стоимости импортного оборудования, комплектующих и повышение курса доллара к рублю. «Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, разработанному Минэкономразвития РФ, на конец 2023 года темпы инфляции составили 7,5%, при этом в 2024 году инфляция замедлится до 4,5%. Вместе с тем удорожание себестоимости алкогольной продукции произошло уже в 2023 году», – следует из документа.
«Предлагаемые проектом приказа минимальные цены на алкогольную продукцию крепостью свыше 28% с учетом текущей экономической ситуации будут отражать стоимость легально произведенной единицы товара на всей товаропроводящей цепи (производство – опт – розница)», – заключается в пояснительной записке.
В ведомстве Антона Силуанова предлагают также повысить и минимальные отпускные и оптовые цены у производителей. Так, минимальную отпускную цену на водку предлагается повысить с нынешних 229 до 246 руб., оптовую – до 256 с нынешних 238 руб. Отпускную цену на бренди – с 289 до 311 руб., оптовую – с 304 до 327 руб., отпускную цену на коньяк предлагается повысить с 397 до 427 руб., а оптовую – с 419 до 450 руб.
Министерство еще в октябре прошлого года выступало с аналогичным предложением, однако тогда проект не был одобрен. Российские производители алкоголя осенью 2023-го просили поднять минимальную цену за 0,5 л водки до 301 руб. – выше предложенного Минфином уровня. Они объясняли это увеличением акцизов и подорожание импортных укупорочных средств, тары и ингредиентов из-за девальвации рубля и ростом затрат на логистику. Компании предположили, что за счет повышения минимальных цен можно будет избежать продажи ниже себестоимости и снижения производства.
В прошлом году минимальные розничные, отпускные и оптовые цены на водку, коньяк и бренди в России также повышались. С 1 января 2023 года минимальная розничная цена водки выросла с 261 руб. за объем 0,5 л до 281 руб.
Минимальные цены на алкоголь Минфин устанавливает с 2009 года. С 2011 года были также введены минимальные цены на коньяк, а с 2016 года – на шампанское. Как объявляется, главная цель – борьба с теневым производством алкоголя.
Высокие цены на алкоголь не всегда стимулируют россиян снижать потребление спиртного. Фото PhotoXPress.ru |
При этом оценки доли теневого рынка алкоголя в России разнятся. В 2019 году долю теневого рынка алкоголя в России оценивали в 30–40% (75 млн декалитров, дал). Об этом, в частности, сообщили в Центре развития потребительского рынка (ЦРПР) «Сколково» и центре социального проектирования «Платформа». Их совместное исследование тогда показало, что на теневом рынке доминируют крепкие алкогольные напитки, что обусловлено более высокой рентабельностью их производства. Однако тогда же выявилась и новая тенденция – появление нелегального рынка пивоваренной продукции, долю которого эксперты оценивали в 10% от розничных продаж.
По мнению исследователей, основная причина популярности нелегального алкоголя – его относительная дешевизна. В их опросах свыше 73% сообщали, что более низкая цена, бедность населения и дороговизна алкоголя – главный фактор покупки нелегальной продукции. Согласно расчетам исследователей, стоимость такой водки может быть в 2–5 раз дешевле минимально установленной цены государства. Однажды приобщившиеся к теневому рынку покупатели будут прибегать к его услугам и в дальнейшем.
Центр развития потребительского рынка МГУ в своем обзоре алкогольного рынка за 2023 год оценил долю теневого сегмента уже в 20%. «В литрах готовой продукции нелегальный рынок алкоголя занимает от 15,8 до 22,6% всего рынка, а в литрах чистого спирта – 17–25,4%», – сообщали эксперты. Причины высокой доли нелегальной продукции те же: более низкая цена, сокращение доходов некоторых групп населения и меньшая физическая доступность легальной продукции в силу действующих ограничений.
При этом оборот теневого рынка продажи алкоголя в интернете оценивали в 2,75 млрд руб. Такие подсчеты, в частности, проводила компания в сфере кибербезопасности Group-IB, проанализировав онлайн-запросы пользователей по ключевым словам.
Статистика и по легальному потреблению алкоголя в РФ довольно противоречива. В Минздраве отчитывались, что потребление спиртного в России снизилось на 43% с 2008 по 2021 год. По словам чиновников, если в 2008 году потребление алкоголя составляло 15,7 л на душу населения в год, то в 2021 году – 9 л.
Однако в последние годы растет потребление именно крепкого алкоголя, то есть продукции крепостью выше 25%. Аналитики из компании FinExpertiza подсчитывали, что в 2023 году был продан рекордный за последние семь лет объем крепкого алкоголя – 7,2 л на душу населения. Это на 3,6% больше объема реализации водки, коньяка и ликеро-водочной продукции, чем в 2022 году. Однако и в 2022 году продажи росли. Тогда потребление крепкого спиртного – водки, коньяка и ликеро-водочной продукции крепче 25 градусов – в стране составило 6,8 л на человека, что оказалось на 7,5% больше, чем годом ранее.
Предложение Минфина повысить минимальные цены на крепкий алкоголь эксперты оценивают по-разному. По мнению, эксперта «БКС Мир инвестиций» Евгения Миронюка, индексация минимальных цен связана с уровнем инфляции и приведет к фактическому удорожанию минимальной цены водки на 6,4%, коньяка – на 7,5%. «При опережающем этот показатель росте зарплат (номинально на 14,1%, год к году) существенных последствий для спроса не последует», – рассуждает он.
С ним согласен и директор по стратегии «Финам» Ярослав Кабаков. «Повышение минимальных цен может даже снизить потребление крепкого алкоголя в низком ценовом сегменте, так как увеличение стоимости сделает его менее доступным для определенных слоев населения», – утверждает он.
По мнению руководителя Центра разработки национальной алкогольной политики Павла Шапкина, с повышением минимальных цен для обычного покупателя ничего не поменяется. «Цены уже повысили и производители магазины в связи с ростом ставок акцизов. Минимальные цены - индикативный показатель для надзорных служб - должны были повысить еще до Нового года в связи с ростом ставок акцизов (на 4%) с 1 января. Но отложили. Все цены и так уже выше минимальных в магазинах. Ниже легально произвести и продать не получится», - подчеркивает он.
Как считает замдиректора Института анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики Светлана Авдашева, повышение минимальных цен следует рассматривать не в контексте промышленной политики (борьба с теневым производством и оборотом), а в контексте политики здорового образа жизни. «Повышение цены в конечном итоге действительно должно привести к снижению величины спроса и потребления алкоголя. Однако борьба с теневым производством алкоголя не может осуществляться мерами повышения цен. Основной инструмент здесь - контроль, проверки и наказания», - подчеркивает она.
«Повышение минимальных цен на водку и увеличение акцизов позволят снизить долю нелегального алкоголя», – соглашается доцент Финансового университета Михаил Хачатурян. Однако он сомневается, что одними запретительными мерами и повышением цен можно победить нелегальное производство. «Необходимо совершенствовать меры контроля за оборотом алкоголя и решать проблему облегчения процесса легальной реализации алкоголя в малых городах и на селе. По данным производителей алкоголя, около 71 тыс. малых и сельских населенных пунктов в России практически лишены возможности легально реализовывать алкоголь», – подчеркивает эксперт.
Миронюк полагает, что повышение минимальных цен станет дополнительным толчком к увеличению доли контрафакта на рынке.
Вряд ли повышение цен на водку приведет к падению спроса на нее, так как среди других крепких алкогольных напитков она стоит относительно дешево, считает кандидат экономических наук Инна Литвиненко.
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз считает необходимым сделать легальный алкоголь более доступным по цене для всех слоев населения, чтобы значительно сократить долю нелегального спиртного на рынке. «В российских магазинах самая дешевая бутылка водки стоит около 300 руб., тогда как на нелегальном рынке – в пределах 100–150 руб. Сделайте водку для нищих (социальную водку, массовую водку, назовите как хотите) за 100 руб. – и проблема с продажей нелегального алкоголя будет решена», – предлагает он. «В Европе, к примеру, легальная продукция доступна для всех без исключения слоев населения. Там купить бутылку вина можно за 1–1,5 евро, при том что, например, пособие по безработице составляет 700–800 евро», – приводит пример эксперт.
Следует также учитывать, что в России цены на алкоголь исторически являются политическим вопросом. В 1949 году в не самое простое для страны время были снижены цены на многие товары массового спроса, в том числе и на водку. В 1983 году при Юрии Андропове цены на некоторые сорта водки также были понижены. Однако уже в 1985 году в нашей стране началась антиалкогольная кампания с известными последствиями.
Российская казна исторически неплохо зарабатывала на продаже спиртного. Общие поступления от оборота алкогольной продукции в бюджет превышали в 1985 году 38 млрд руб., тогда как весь бюджет СССР за этот год оценивался в 373 млрд руб. То есть доходы от алкоголя составили около 10% от всех налоговых отчислений в казну. Уже в 1986 году ситуация изменилась. Производство ликеро-водочной и винодельческой продукции по сравнению с 1985 годом сократилось на 35%, в первом полугодии 1987 года еще на 6%. Неуклонно падала и доходная статья бюджета от оборота алкогольной продукции, опустившись ниже планки 8%.
Впрочем, потребление алкоголя также заметно снизилось. Если в 1940 году на одного гражданина приходилось 2,1 л чистого алкоголя в год, то уже к 1980-му – 8,7 л, а к 1987 году показатель снизился до 3,3 л на человека в год.