0
2137
Газета Экономика Интернет-версия

15.04.2024 10:10:00

У российского машиностроения – большой потенциал


Фото сайта altai-republic.ru

Импортозамещение в сфере туристической инфраструктуры должно наращивать темпы. Перед Минпромторгом, курортами и промышленностью поставлена задача обеспечить горнолыжную сферу собственными канатными подъемниками: рынок видит их конкурентные преимущества.

Минпромторг совместно с региональными властями и с российскими горнолыжными курортами вплотную займется вопросами обеспечения туристической инфраструктуры российским оборудованием – об этом заявил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко в рамках I всероссийского горнолыжного форума объектов индустрии гостеприимства «Сила гор. Шерегеш», прошедшего на минувшей неделе. Такова активная реакция профильных ведомств и туристической отрасли на поручение президента России Владимира Путина подключить отечественную промышленность к решению задач импортозамещения в сфере туризма. «Отечественные компании должны и дальше оставаться ключевыми партнерами государства в развитии туристической индустрии, – подчеркнул ранее Владимир Путин. – Рассчитываю, что Минпромторг запустит конкретные механизмы поддержки в рамках имеющихся у ведомства инструментов».

На фоне требования обеспечить мощный приток инвестиций прежде всего в капиталоемкие отрасли, в проекты технологического и промышленного суверенитета, о чем заявил глава правительства РФ Михаил Мишустин на прошедшей стратегической сессии кабинета министров, планы гарантировать независимость экономики в туризме становятся важным стратегическим решением.

Километры трасс ждут новые подъемники

В туристическом секторе вопрос экономической независимости становится все более острым. После ухода с российского рынка европейских брендов, которые десятилетиями дают мировой горнолыжной отрасли свои технологии и подъемники, Россия встала перед необходимостью обеспечить курорты бесперебойной работой канатных дорог – с учетом того, что появляются и новые горнолыжные трассы, а уже существующие курорты очень активно развиваются.

Кроме того же бурно развивающегося Шерегеша и других курортов на Алтае, в Саянах, огромной курортной зоны в Сочи, появляются и новые места, которые способны стать меккой горнолыжного спорта в ближайшем будущем. Например, это алтайский курорт «Манжерок», в него Сбербанк вложил уже несколько миллиардов рублей. Новый проект в Карелии (здесь кластер будет возводить корпорация «Инфинтех», проект оценивают в 50 млрд руб.). Группа компаний «Мантера» развивает горнолыжный отдых в Карачаево-Черкессии – курорт Архыз имеет большой потенциал, планируемые инвестиции составят 40 млрд руб. Мощный туристический кластер развивается и в Свердловской области – горнолыжный курорт «Гора Белая», сюда будет инвестировано 22,5 млрд руб.

В этом году турпоток именно на горнолыжные курорты России вырос на 25%, отмечают в Ассоциации туроператоров России (АТОР).

Учитывая такой мощный рост спроса на такой отдых, только в 2024 году в целом на разных курортах уже появится более 50 км новых трасс, а впереди – грандиозные планы. К примеру, один только Шерегеш обещает расшириться в перспективе до 225 км. Такие же планы и у курорта «Манжерок». Серьезный размах: эти десятки километров нужно обеспечить новыми качественными современными подъемниками, причем довольно быстро.

Устаревшее китайское – опасный выбор

Участники форума в Шерегеше, в котором, кроме Дмитрия Чернышенко, также приняли участие заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков и заместитель министра строительства и ЖКХ Юрий Гордеев, представители курортов и производителей, отметили, что сегодня именно отечественное производство канатных подъемников может поддержать горнолыжную отрасль. Западные бренды ушли, а вот азиатские, которые хотят заходить в Россию вместо европейских, не всегда готовы – они просто не выдержат конкуренцию и не осилят требования по качеству.

Скажем, поставлять свои канатные дороги в Россию хотела бы китайская компания BMHRI – эта структура в самой КНР охватывает более 50% курортной отрасли. Однако попытка отдать китайцам задачу по оснащению российских курортов может обернуться для отрасли лишь новыми проблемами.

На форуме «Сила гор» член рабочей группы по развитию горнолыжной индустрии при Министерстве экономического развития РФ, председатель совета директоров Всесезонного курорта «Манжерок» Иван Морозов отметил, что китайское оборудование является «технологически устаревшим». Он сообщил, что Центр компетенции курорта «Манжерок» постоянно ведет анализ рынка горнолыжного оборудования, изучая инновационный опыт и здесь хотят выбирать лучшее.

А лучшим выбором, со всей очевидностью, становится российское производство. Ранее генеральный директор «РУСЛЕТ», заместитель председателя Технического комитета 289 по стандартизации Дмитрий Сидорович отмечал, что Китай не смог придумать что-то новое в сфере производства подъемного оборудования – КНР ориентируется на западные технологии, но на те, которые применялись еще 20 лет назад.

И самое главное: в Китае, где так активно работает та же BMHRI, менее жесткие требования к нормам безопасности. А в России работали по европейским требованиям, они более высокие, – а теперь еще введут и собственные, и они будут еще жестче. «Пройти сертификацию по классу безопасности оборудования в Китае проще, чем в Европе, и это о многом говорит. В Китае другие запросы и ожидания у туристов, там другой уровень комфорта, частые отказы в работе канатных дорог». Новые российские стандарты китайские подъемники просто не смогут пройти.

Как отмечает председатель Технического комитета по стандартизации ТК 289 «Краны грузоподъемные и машины непрерывного транспорта» Георгий Плотников, канатный подъемник – объект, который должен обеспечивать абсолютную безопасность: «В пассажирских канатных дорогах, как и в другом оборудовании, есть критические элементы, которые непосредственно влияют на безопасность. Это канаты, натяжные и приводные устройства, балансиры на опорах, тормоза, подвижной состав, автоматическая система управления и контроля. Вся эта цепочка должна работать безотказно». А за этим должны следить и производители, обеспечивая постоянное сервисное обслуживание, регулярные проверки, обеспечивая соответствие технического состояния дороги существующим требованиям.

А вот тут возникает еще одна проблема. Сейчас Китай оказался под давлением вторичных санкций США, которые уже мешают работе китайской экономики. Если китайский бизнес будет вынужден подчиниться требованиям Штатов и в какой-то момент откажется продолжать свою работу на российском рынке, китайские подъемники, установленные в России, внезапно окажутся без сервисного обслуживания, без поставок запчастей – буквально превратятся в груду бесполезного железа.

И предпосылки такие есть. Скажем, китайские банки еще в марте, боясь санкций США, начали блокировать оплату от российских компаний за компоненты для сборки электроники. А теперь возникли проблемы с получением из Китая компонентов для серверов, систем хранения данных и ноутбуков. Российские компании опасаются задержек в собственной работе, срывов сроков. А ведь канатные дороги – это очень сложный механизм, который буквально напичкан электроникой. Значит, мы уже подошли к ситуации, когда использовать китайские подъемники просто опасно с точки зрения экономических последствий для курорта, который на это решится.

Российский экономист, глава Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич полагает, что, если даже Россия и может развивать какие-то свои направления в кооперации с Китаем, то не во всех сферах – и ситуация вовсе не отменяет необходимости развития собственного производства: «Нам нужно переходить на все большую степень локализации, на создание собственных предприятий в области машиностроения. Зачем же нам отдавать собственный рынок, который мы только освободили от западных компаний? Это должен быть рынок, выгодный нашему бизнесу. Ведь это потенциально 100 млрд долл. в год, никогда с нуля такие объемы рынка не создаются».

Рынок должен быть удобен для отечественного бизнеса

Отечественные производители канатных подъемников готовы к вызовам рынка – с поставленными правительством и Минпромторгом задачами они справятся. Например, как отметил на заседании форума «Сила гор» Дмитрий Сидорович, стоит задача создания отраслевого инжинирингового центра по развитию наукоемких технологий проектирования и производства канатно-транспортных систем на базе нового завода компании в особой экономической зоне «Эммаусс» в Тверской области. Производством займется компания «ТверьКанатДор», инженерное сопровождение продукта и его реализация на российских курортах лежит на компании «РУСЛЕТ».

На том же Архызе появятся новые подъемники именно отечественного производства – их делает компания «РУСЛЕТ». Ее же фуникулер уже стоит в Москве на Воробьевых горах, канатная дорога установлена и на курорте Большой Вудъявр в Мурманской области. Есть уже и новые планы. «На курорте «Турьев хутор» появится дорога на 36 кресел, рассчитанных на 6 человек. Длина подъемника составит 1 км, за час дорога будет перевозить 2400 человек», – рассказал ранее Дмитрий Сидорович. Уже в 2025 году планируется ввести объект в эксплуатацию.

Так что вопрос импортозамещения в сфере развития туристической инфраструктуры становится все более важным для самих курортов. Иван Морозов также поддержал инициативу о включении именно российских разработок в горнолыжной индустрии: «Сегодня необходимо развивать отечественное производство взамен ушедшим европейским брендам».

Если в каких-то моментах и можно допускать импорт, считает Андрей Бунич, то в целом важно создавать конкурентные условия, удобные именно для российского предпринимательства: «Это застрахует Россию от негативных эксцессов. В целом все зависит от нас самих, как мы со своей базой и фундаментом сможем развивать свои отрасли. А российское машиностроение имеет огромный потенциал».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
347
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
352
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
287
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
185

Другие новости