0
3283
Газета Экономика Интернет-версия

15.04.2024 21:09:00

Американские санкции толкнули никель и алюминий вверх

Мировой рынок отреагировал на риски сокращения поставок металлов из РФ резким ростом цен

Тэги: западные санкции, цветные металлы, никель, алюминий, мировые цены

Все статьи по теме "Санкционные войны"

западные санкции, цветные металлы, никель, алюминий, мировые цены Последние годы РФ успешно наращивала поставки алюминия на азиатские рынки. Фото Reuters

Американо-британские санкции против российских цветных металлов вызвали гораздо больше потрясений мировых рынков, чем обострение ирано-израильского военного конфликта и увеличение рисков нефтяных перевозок через Ормузский пролив. Мировые цены на металлы резко отреагировали на санкции, тогда как нефтяной рынок вообще не увидел новых рисков после ответной атаки Ирана на Израиль, который ранее бомбил иранское консульство в Сирии. Покупатели металлов готовы сегодня платить дороже за никель и алюминий ввиду рисков сокращения поставок из России.

В начале торгов на Лондонской бирже металлов (LME) цены на никель и алюминий поднялись более чем на 8%. Утром цена на никель росла на 8,33%, до 19,17 тыс. долл. за тонну.

К 9 утра по московскому времени рост цен замедлился до 18,4 тыс. долл. за тонну. Цены на алюминий в моменте подскочили на 9,4%, до рекордных 2,7 тыс. долл. за тонну. В 9 утра по Москве металл торговался по 2,6 тыс. долл. (+5,48%) за тонну. Медь отреагировала на антироссийские санкции более сдержанно. Утром цена этого металла на бирже выросла на 0,28% и составила 4,32 тыс. долл. за тонну.

Реакция рынка была вызвана опасениями того, что санкции сократят российские потоки на западные рынки, объясняет руководитель отдела торговли и исследований Shanghai Dongwu Jiuying Investment Management Co Цзя Чжэн.

В конце прошлой недели Великобритания и США ввели санкции в отношении России в сфере торговли металлами, которые предполагают, что LME и Чикагская товарная биржа больше не смогут пополнять запасы алюминия, меди и никеля на своих складах за счет поставок сырья российского происхождения. В совместном заявлении Лондона и Вашингтона отмечалось, что вводимые ограничения не касаются имеющихся запасов российских металлов на складах обеих бирж, с которыми по-прежнему можно будет осуществлять торговые операции, однако обе площадки больше не смогут приобретать российскую медь, алюминий и никель (см. «НГ» от 14.04.24).

Лондонская биржа металлов в своем заявлении после введения санкций не исключала, что санкции могут привести к неопределенности на рынке, поскольку участники, не зарегистрированные в Британии, смогут продолжить операции с ней. Не исключались также вероятности «возникновения перебоев с поставкой металлов». В то же время биржа не ожидает дестабилизации спроса и предложения, поскольку клиенты не из Великобритании по-прежнему смогут выводить металл со складов. LME отмечает, что «достаточно существенная доля рынка» по-прежнему желает получать физический российский алюминий.

Эксперты подчеркивают: система торговли на LME устроена таким образом, что в ее основе лежат варранты – документы, свидетельствующие о праве владения металлом определенной спецификации и объема. При исполнении контракта на продажу металла происходит передача варранта от продавца к покупателю, это и считается поставкой металла. В свою очередь, варранты могут быть выпущены только авторизованными складами. На их основании металл хранится на складе и по требованию держателя варранта может быть предоставлен ему. И российские медь, алюминий, никель, произведенные до 13 апреля, могут по-прежнему размещаться британскими участниками LME на авторизованных складах по новым варрантам.

Высказываются также опасения, что новые ограничения приведут к притоку «старых» российских металлов, то есть произведенных до вступления в силу санкций. Уже в конце марта на российский металл приходилось 91% запасов алюминия Лондонской биржи, 62% меди и 36% никеля. Торговцы ждут еще большего наплыва поставок российского сырья, прежде хранившегося вне системы Лондонской биржи. По оценкам, вне системы Лондонской биржи может находиться от сотен тысяч до миллиона тонн российского алюминия.

Россия является важным производителем и поставщиком цветных металлов. На долю РФ приходится 6% мировых поставок никеля, 5% алюминия и 4% меди. Ранее агентство Bloomberg заявляло, что новые санкции не помешают РФ продавать металл, но повлияют на биржевые цены. Западные чиновники рассчитывают, что мера затронет импорт металлов на 40 млрд долл. Пока же реакция рынков говорит о том, что игроки опасаются сокращения притока российских товаров на западные рынки. Аналитики ожидают дальнейшего роста цен на металлы.

Ряд экспертов сомневаются, что новые ограничения возымеют эффект. По их оценкам, два таких российских металлургических гиганта, как РУСАЛ и «Норильский никель», сейчас гораздо меньше погружены в западную финансовую систему. Тем не менее в понедельник акции РУСАЛа в Гонконге упали почти на 6%. Многие аналитики также сходятся во мнении, что в результате новых ограничений в Китай будет поступать больше российских металлов. Поставки российских металлов в КНР увеличивались в последние годы (см. «НГ» от 14.04.24).

«Поставки российских металлов вряд ли остановятся. Основной их поток будет разворачиваться прочь от США, ЕС и Великобритании и направляться в Юго-Восточную, Западную и Восточную Азию, в Китай. Стоит ожидать роста объема поставок в 1,7–2 раза, что сможет компенсировать потери американского, британского и в перспективе европейского рынка», – соглашается доцент Финансового университета Михаил Хачатурян.

«Россия на данный момент справляется с поиском новых рынков сбыта металлов и планомерным увеличением объема их поставок. Так, за 2023 год объем импорта российского алюминия в Китай увеличился вдвое (с 1,37 млрд до 2,87 млрд долл.), что в полном объеме компенсирует потерю американского и британского рынков сбыта российских металлов», – подчеркивает руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко. Михаил Хачатурян обращает внимание, что на складах Лондонской биржи сохраняется обширный запас российских цветных металлов для торгов.

Аналитики из инвестбанка ING соглашаются, что российский металл в результате потечет в санкционно-нейтральные страны. «Тем не менее LME является рынком последней инстанции для металлургической промышленности. Хотя большинство металлов, торгуемых по всему миру, никогда не доставляются на склад LME, некоторые контракты предусматривают, что металл должен быть доставлен на LME. Это означает, что российские компании будут вынуждены согласиться на более низкие цены. Металлы российского происхождения будут продаваться с еще большими скидками и будут продолжать поступать в нейтральные к санкциям страны, такие как Китай», – делают прогноз эксперты.

Доцент РЭУ им. Плеханова Александр Тимофеев полагает, что в азиатских странах будет кратно увеличиваться спрос на металлы. «Еще в 2021 году Минэкономразвития России делало оценку спроса на алюминий. Видно, что спрос на металл к 2030 году будет обгонять предложение уже не на 5%, как сейчас, а на 10%, что в сравнении с 2010 годом вообще больше в 3,3 раза. В крупных экономиках Китая и Индии вместе с новыми технологиями стандартов массового производства приходит улучшение качества жизни и новые стандарты потребления населения, где в семьях появляется все больше электроники, бытовой техники, в домах – новые стандарты оснащения, а на улицах – стандарты инфраструктуры и транспортных средств», – рассказывает он.

Эксперт считает, что действия США и Великобритании по ограничению продаж российских металлов на Чикагской товарной и Лондонской биржах приведут к тому, что спрос на этих биржах на алюминий, никель и медь будет кратно выше предложения, а другие биржи – Шанхайская, Гонконгская, Токийская – будут спекулятивно реагировать и завышать цены.

Некоторые аналитики предполагают, что эскалация военных действий на Ближнем Востоке также может усугубить волатильность цен на металлы. Однако другой биржевой товар – нефть – пока не слишком реагирует на ближневосточный конфликт.

В понедельник на торгах цены на нефть марки Brent снижались ниже 90 долл. за баррель. «Несмотря на действия Ирана, нефть не спешит паниковать и все еще находится под сопротивлением. Краткосрочная техническая картина указывает на возможность коррекции к уровню 88,7 долл. за баррель», – рассказывает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Людмила Рокотянская. При этом она не исключает, что в долгосрочной перспективе, в том числе и на фоне напряженности на Ближнем Востоке, котировки черного золота будут расти. «По оценке аналитиков Goldman Sachs, в текущих ценах на нефть зашита премия за геополитический риск в размере 5–10 долл. за баррель. Согласно недавнему опросу Bloomberg Intelligence, размер риск-премии находится в диапазоне 2–5 долл. за баррель. При этом «любая эскалация конфликта может поднять цену выше 100 долл.»

По мнению аналитиков холдинга ANZ, влияние ближневосточных перебоев на мировые рынки нефти будет ограниченным, так как у основных производителей все еще достаточные мощности для увеличения добычи. У ОПЕК остается около 6,5 млн барр. в сутки свободных мощностей. 


Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
3787
Промышленность не подает признаков структурной модернизации

Промышленность не подает признаков структурной модернизации

Ольга Соловьева

У российских предприятий сохраняются досанкционные приоритеты

0
15001
Евросоюз грозит закрыть свои границы для Грузии

Евросоюз грозит закрыть свои границы для Грузии

Артур Аваков

Окончательное решение Брюссель примет после парламентских выборов в республике

0
3908
Алюминиевые решения транспортных проблем

Алюминиевые решения транспортных проблем

Ярослав Вилков

Россия на пути к технологической независимости

0
2605

Другие новости