Соискатели все чаще проходят мимо вакансий, которые кажутся им недостаточно привлекательными. Фото Владимира Смирнова/ТАСС
В России зреет недопонимание между работодателями и работниками. По данным Центробанка (ЦБ), из-за нехватки кадров предприятия уже ищут подходы, как мотивировать персонал трудиться сверхурочно. Но сами работники выдвигают все более жесткие требования к соотношению нагрузки, личного времени и оплаты труда. По данным HeadHunter (hh.ru), доля россиян, которые в принципе не готовы снижать свои зарплатные ожидания, уже стала рекордной. А как показал обзор Ассоциации менеджеров, сейчас в списке приоритетов у населения уже не только непосредственно зарплата, но и гибридный формат – возможность по своему усмотрению находиться на рабочем месте лишь несколько дней в неделю. И бизнесу предстоит к этому адаптироваться.
Дефицит кадров не просто остается острой проблемой для российской экономики, он продолжает усугубляться. Об этом свидетельствуют результаты опросов, проведенных Центробанком среди почти 13 тыс. руководителей крупных, средних и малых предприятий нефинансового сектора. И кстати, результаты таких опросов ЦБ считает крайне важным источником информации, необходимой для проработки денежно-кредитных мер.
Как сообщил в среду ЦБ в новом выпуске мониторинга, «обеспеченность кадрами в первом квартале 2024-го снизилась до минимума за всю историю наблюдений». Уточним: в этом случае имеется в виду период с начала 2020 года. «Наиболее остро дефицит кадров продолжали испытывать предприятия обрабатывающих производств, выпускающие продукцию инвестиционного и потребительского назначения», – пояснили специалисты ЦБ.
Одновременно с этим планы компаний по найму на второй квартал 2024 года оказались, наоборот, «на максимуме» – на этот раз за весь период наблюдений с 2014 года. Особенно это касается промпредприятий, сельского хозяйства, торговли, транспортировки и хранения, сферы услуг.
Однако, как уже показывает практика, даже увеличивая зарплатные предложения, далеко не все предприятия могут полностью закрыть свои потребности в кадрах. При этом финансовые возможности для существенного увеличения зарплат у многих предприятий тоже ограничены – тем более что порой для привлечения работников повышения зарплат на несколько десятков процентов вовсе недостаточно, речь, как представляется, должна идти о росте изначально заниженных зарплат сразу в разы.
Яркий пример – производство одежды. Даже несмотря на рост, зарплаты в отрасли все равно скорее отталкивают, чем привлекают. За 2023 год они увеличились в номинальном выражении почти на 24%, составив, однако, лишь около 34 тыс. руб. в месяц.
В ходе опросов предприятий ЦБ выявил болезненную дилемму, перед которой оказалась сейчас часть работодателей: «В связи с существенной нехваткой персонала ряд предприятий вынужден либо ограничивать рост объемов производства продукции, либо мотивировать персонал работать сверхурочно за дополнительную плату». Можно предположить, что оплата сверхурочной работы – менее затратный вариант, чем дальнейшее фронтальное повышение зарплат.
Но вовсе не факт, что сами работники поддержат такую практику. Потому что, как следует из других опросов, россияне предъявляют все более жесткие требования и к нагрузке, и к тому, как она оплачивается, и к возможностям соблюдать баланс между работой и личной жизнью.
«Доля россиян, не готовых снижать свои зарплатные ожидания… достигла рекордного значения за всю историю наблюдений – 48%», – сообщается в новом обзоре HeadHunter. Опрос проводился весной этого года среди более чем 12 тыс. российских соискателей. Вопрос был такой: «Готовы ли вы снизить свои зарплатные ожидания ради сохранения работы или ради гарантированного трудоустройства на новое место?»
Из чего можно сделать вывод, что сейчас работники с еще большей легкостью, чем когда бы то ни было, готовы покинуть старое место работы в случае более выгодного предложения. При этом все вакансии проходят еще более жесткий, чем когда бы то ни было, отбор с точки зрения предлагаемых зарплат.
Хотя все же уточним, что все еще сохраняется заметная доля соискателей, которые могут по каким-либо причинам умерить зарплатные аппетиты – таких сейчас около 34% от опрошенных. Остальные примерно 18% затруднились с ответом, что тоже существенно.
Такие сомнения – в том числе признак, что решения этих соискателей могут в зависимости от ситуации качнуться либо в сторону непримиримых, либо в сторону как раз лояльных по отношению к работодателю.
Что же еще, кроме уровня зарплат, может повлиять на работников? Видимо, комфортный, гибкий график, а вовсе не перспектива сверхурочных нагрузок. Одним из пряников может быть гибридный формат работы, предполагающий разные виды удаленки.
«Работодатели считают, что наличие в компании гибридного формата является вторым по значимости фактором для соискателей при выборе места работы – сразу после заработной платы», – сообщается в исследовании Ассоциации менеджеров, проведенном совместно с компанией Pridex. Это был опрос 100 административных директоров и директоров по персоналу крупных российских и международных компаний с выручкой от 1 млрд руб., а также 250 офисных работников. Опрашивались компании из таких сфер, как технологии, медиа, промышленность, финансы, транспорт, логистика, строительство, ретейл, медицина и т.д.
Итак, зарплату как один из приоритетов при выборе места работы упомянули 72% опрошенных представителей бизнеса, а возможность трудиться в гибридном формате – 56%. На третьем месте с 41% упоминаний оказались перспективы карьерного роста.
Да и в целом политика работодателей становится все более демократичной. «Так, 28% опрошенных заявили, что позволяют сотрудникам самостоятельно выстраивать график присутствия в офисе, еще 22% – что в их компаниях обязательным является присутствие в офисе не менее двух дней в неделю», – отмечается в обзоре.
Однако все же есть некоторые тонкости относительно того, что считать настоящим гибридным форматом. Как уточняется в исследовании, все 100% опрошенных работодателей заявили, что их компании предоставляют сотрудникам возможность работать часть недели удаленно. Но о какой доле таких сотрудников идет речь?
Почти половина опрошенных директоров уточнили, что в их компании свыше 50% офисного персонала работает из дома часть недели. Еще 16% сообщили, что у них доля таких сотрудников превышает значение 30%. По мнению авторов исследования, именно с этой отметки и начинается переход от частичной удаленки для отдельных департаментов к полноценной гибридной модели. «Таким образом, в гибридном формате в действительности работают 60% компаний», – делают вывод эксперты. Лидерами по доле персонала, переведенного на гибридный график, оказались компании из сфер IT, финансов и ретейла.
Также исследователи указали на разрыв между предпочтениями сотрудников и реальным положением дел: «О желании работать в гибридном формате заявили 64% респондентов, однако лишь 32% фактически имеют такую возможность». Из этого напрашивается несколько выводов.
Первый на поверхности: очевидно, что не каждую работу можно выполнить удаленно. Особенно это касается промышленности, которая как раз и испытывает острый дефицит кадров; но и не только она, есть и другие отрасли, в которых тоже требуется живое присутствие на месте.
Второй вывод: немногие компании научились извлекать из гибридного формата реальную экономическую выгоду, оптимизировать операционные расходы. «Причина состоит в отсутствии у компаний системного подхода к управлению гибридным офисом и, как следствие, слабой адаптации рабочего пространства к этому формату», – полагают авторы исследования.
Но если мы говорим о тех сферах, в которых действительно можно выполнять часть функций удаленно, то, как считает управляющий директор Pridex Дмитрий Вишняков, «гибридный формат работы превращается из побочного эффекта пандемии в новую норму корпоративного мира». И бизнесу предстоит к этому адаптироваться.