Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков сообщил, что список портов захода в рамках субсидирования каботажных рейсов по Северному морскому пути будет расширен в 2024 году. Фото РИА Новости
Растущие транспортные риски в мире открыли для России новые транзитные возможности. Вместо опасного Красного моря и Суэцкого канала грузы могут пойти по Северному морскому пути или по международному транспортному коридору Север–Юг. Эти проекты могут сделать Россию центром большей части международной торговли, несмотря на попытки Запада изолировать ее методами санкционной войны, отмечает агентство Bloomberg. Наша газета уже не раз писала о серьезных трудностях для повышения конкурентоспособности новых транзитных маршрутов через территорию РФ. У России уже есть не вполне успешный опыт использования своего транзитного потенциала для перевозок в направлении Китай–Европа. Российские специалисты прогнозируют обострение конкуренции с США в арктических перевозках.
Перспектива длительного конфликта на Ближнем Востоке заставляет искать резервные маршруты международной торговли. Проблемы и риски торговли в Черноморском регионе также требуют своего решения. Важной альтернативой традиционным торговым маршрутам может стать расширение транспортных потоков по Северному морскому пути, а также международного транспортного коридора (МТК) Север–Юг.
Российские чиновники понимают под МТК Север–Юг – мультимодальный маршрут транспортировки пассажиров и грузов общей протяженностью от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Бомбей) 7200 км. Этот маршрут должен привлекать транзитные грузопотоки из Индии, Ирана и других стран Персидского залива на российскую территорию (через Каспийское море) и далее в Северную и Западную Европу. Правда, соседние страны также считают себя частью коридора Север–Юг, который предлагает три разные ветки: западную, через территорию Азербайджана посредством автомобильного и железнодорожного транспорта, Транскаспийскую – через морские порты РФ и Ирана, а также восточную – сухопутный маршрут через территорию Казахстана и Туркмении.
Реализация двух крупных инфраструктурных проектов – Северного морского пути и МТК Север–Юг с участием Ирана и Индии – позволит России занять центральное место в международной торговле, объясняют эксперты агентства Bloomberg. По данным агентства, время доставки товаров до потребителя по новым маршрутам может быть на 30–50% быстрее по сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал. Кроме того, альтернатива Севморпути и МТК Север–Юг позволяет избежать опасностей, связанных с судоходством в Красном море. Американские специалисты предполагают, что эти проекты «могут сделать Россию центром большей части международной торговли», несмотря на попытки Запада изолировать ее на фоне украинского конфликта.
Бывший консультант секретариата Совета национальной безопасности Индии Вайшали Басу Шарма объяснила Bloomberg, что благодаря этим проектам «развивающиеся рынки наконец освобождаются от гегемонии, созданной развитыми странами».
На сегодня понятно, что и Север–Юг, и Севморпуть требуют больших инфраструктурных вложений, поскольку даже морские пути остаются рискованными. Не секрет, что сухогрузы нередко садятся на мель в акватории Каспия или в Волго-Каспийском морском судоходном канале. А о перевозках по Севморпути чиновники говорят как о будущих достижениях.
Так, Минвостокразвития сообщило о включении морского порта Корсаков в маршрут первого субсидируемого каботажного рейса по Северному морскому пути в 2024 году. Согласно проекту расписания перевозчика ФГУП «Атомфлот», первый рейс запланирован с 14 июля по 22 сентября. Планируемая дата захода в морской порт Корсаков – 10 августа, сообщает Минтранс Сахалинской области.
Корабли в морском порту Дудинка – в арктическом порту федерального значения на трассе Северного морского пути. Фото РИА Новости |
Среди российских ученых к Севморпути отношение неоднозначное. До сих пор идут дискуссии о перспективах его использования, и на эту дискуссию оказывают влияние как климатические изменения на планете, так и геополитические и экономические факторы (см. «НГ» от 08.04.24). Для освоения Севморпути и превращения его в конкурента Суэцкому каналу имеются значительные препятствия в виде санкций, которые влияют как на транзит, так и на постройку новых судов ледового класса. Кроме того, есть проблемы и с разработкой месторождений, для которых Севморпуть может быть единственной транспортной артерией.
Между тем конкуренция вокруг использования арктических маршрутов явно нарастает. «Решение Минобороны России о развертывании сети баз разведывательно-ударных БПЛА, в том числе интеграция беспилотников семейства «Иноходец» и «Форпост», позволит выйти на паритет с противником, нивелировать проецируемые Пентагоном угрозы на российскую военную и гражданскую инфраструктуру в Арктике», – сообщил ТАСС военный эксперт Александр Степанов. По его словам, США и их союзники по НАТО активно «нашпиговывают» регион военной инфраструктурой, делая акцент на истребители F-35 и различные типы морских и воздушных автономных систем.
По оценкам Bloomberg, РФ может вложить более 25 млрд долл. в развитие транспортного коридора через Иран, включая железнодорожное сообщение, и развитие инфраструктуры вдоль береговой линии арктических морей РФ – по Северному морскому пути, включая строительство ледоколов. Кроме того, Москва занимается расширением Транссиба и Байкало-Амурской магистрали, которые ведут экспорт на восток. Однако агентство утверждает, что развитие Севморпути замедлилось из-за западных санкций, которые мешают, в частности, экспорту сжиженного газа с заводов проекта «Арктик СПГ 2». Некоторые китайские транспортные компании уже прекратили отправлять грузы по Севморпути из-за опасения вторичных ограничений. Однако строительство новых ледоколов продолжается. А также продолжаются переговоры о развитии контейнерных перевозок по Севморпути.