Счет текущих операций РФ. Источник: ЦБ РФ
По итогам первого квартала 2024 года разница между экспортом и импортом товаров оказалась лучше показателей прошлого года. В российском Центробанке отмечают увеличение положительного сальдо как позитивный фактор. Потенциальных ресурсов для обеспечения текущего импорта у России достаточно. А новых внешнеторговых причин для ослабления рубля не появилось.
Разница между экспортом и импортом товаров или услуг отражает сальдо текущего счета. В это сальдо не входят иностранные инвестиции или операции с капиталом.
Экспорт продолжил уменьшаться в результате внешнеторговых ограничений и более низких мировых цен на газ, уголь и ряд металлов, отмечается в отчете Центробанка. При этом снижение экспорта к первому кварталу 2023 года замедлилось в 2024-м вслед за ростом цен на нефть. Положительно на увеличение экспорта повлияли также хороший урожай и диверсификация поставок, считают в ЦБ.
Понижательное давление на экспорт оказало и уменьшение производства на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), отмечают в ЦБ. Другими словами, атаки украинских беспилотников на российскую нефтепереработку стали заметным макроэкономическим фактором для динамики российского экспорта.
Импорт снизился в условиях высоких процентных ставок, накопленных запасов товаров и ослабления рубля к соответствующему периоду 2023 года. Стимулирующее влияние на импорт оказывали увеличение внутреннего спроса и переориентация на альтернативных поставщиков.
В прошлом году в России наблюдалось сокращение разницы между экспортом и импортом. И этот факт чиновники ЦБ использовали для обоснования происходившего ослабления рубля. Хотя сальдо между экспортом и импортом постоянно оставалось положительным. А колебания курса рубля на бирже были вызваны интересами спекулянтов или экспортеров, которые не всегда и не полностью возвращали валютную выручку. Не случайно рубль быстро стабилизировался после введения мер валютного контроля и требований возврата валютной выручки. Однако версия ЦБ о причинах неуправляемой девальвации все еще имеет своих сторонников.
Во второй половине прошлого года начался «существенно более сложный период развития экономики», утверждается в последнем отчете Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Сложностью стало, в частности, «сохранение проблемы с платежным балансом, главным образом с экспортом товаров». Несмотря на успехи на отдельных рынках и направлениях, добиться расширения экспорта в условиях высокого санкционного давления пока не удалось, отмечают в ЦМАКП. Подобные сложности, по мнению экономистов, и вызвали цикл ослабления рубля с соответствующим ростом инфляции. «Это (наряду с разбалансировкой торгового баланса), в свою очередь, подтолкнуло Банк России к принятию решения о ступенчатом повышении процентных ставок. Параллельно были озвучены решения об охлаждении рынка ипотечного жилищного кредитования», – отмечается в отчете.
Между тем бывший первый зампред ЦБ Олег Вьюгин утверждал, что ясных представлений о причинах ослабления рубля при сохранении положительного сальдо торгового баланса в прошлом году долгое время у экономистов так и не было.
В первом квартале 2024 года положительное сальдо счета текущих операций сложилось в размере 22 млрд долл. Оно выросло по отношению как к первому кварталу прошлого года (15 млрд долл.), так и по отношению к последнему кварталу 2023 года (11 млрд долл.). Импорт товаров и услуг снизился в первом квартале 2024 года на 10%. А экспорт сократился только на 5% по сравнению с началом 2023 года.
Снижению стоимостного объем нефтяного экспорта в первом квартале 2024 года способствовало сокращение физических объемов вывоза нефти и нефтепродуктов. Россия увеличила объем добровольного сокращения нефтяного экспорта по сравнению уровнем мая-июня прошлого года до 500 тыс. барр. в день. Физический объем экспорта нефтепродуктов сдерживали ограниченные мощности НПЗ и временный запрет на экспорт бензина с 1 марта 2024 года. Он был введен на полгода для поддержания стабильной ситуации на внутреннем рынке.
Мировые цены на многие товары российского ненефтегазового экспорта в первом квартале 2024 года сложились на более низком уровне по сравнению с первым кварталом прошлого года. Мировые цены на уголь и некоторые металлы снизились в связи со сдержанной экономической активностью в промышленности и проблемами в сфере недвижимости в Китае, крупнейшем потребителе металлов и угля в мире, пишет ЦБ РФ. Удобрения подешевели вслед за снижением цен на газ. Мировые цены на зерновые тоже снизились. На физический объем экспорта оказывали влияние внешнеторговые ограничения. C 1 января 2024 года вступил в силу запрет ЕС и стран «большой семерки» на импорт алмазов из России, а с 1 марта – на поставки российских алмазов, обработанных в третьих странах.
В отношении российского алюминия и изделий из него США ввели 200-процентную импортную пошлину с 10 марта. Экспорт угля из России сдерживало возвращение импортных пошлин на уголь Китая с начала 2024 года. В отношении многих товаров ненефтегазового экспорта продолжали действовать гибкие экспортные пошлины России с привязкой к курсу рубля. Ставка для удобрений осталась на уровне около 10%. Для других товаров она составила 4,5–5,5%.
Сокращение импорта в Россию было различным в разных товарных группах. В январе-феврале 2024 года стоимостный объем импорта продукции химической промышленности сократился на 17% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья уменьшился на 10% на фоне продолжающегося импортозамещения. При этом стоимостный объем импорта машин, оборудования, транспортных средств и других товаров увеличился в начале 2024 года на 5% по отношению к прошлогодним показателями.
«Если не учитывать аномальный 2022 год, с 2015 по 2021 год среднеквартальное сальдо счета текущих операций составляло 16,5 млрд долл., а для первого квартала средний показатель – 24,8 млрд долл., то есть текущий показатель первого квартала 2024 года вполне укладывается в норму», – отмечает финансовый аналитик Павел Рябов (Telegram-канал Spydell finance). Но разница с досанкционным периодом, по его мнению, все же есть: не все заработанные от российского экспорта деньги могут быть доступны. Специфика новых торговых партнеров России включает накопление дебиторской задолженности, когда за поставленные товары деньги пока не получены. С начала 2022 года на накопление такой дебиторской задолженности ушло более 100 млрд долл., считает аналитик.
«Также необходимо учитывать, что расчеты в валютах нейтральных стран предполагают ограниченную конвертируемость и невозможность свободного распоряжения финансовыми ресурсами, поэтому не все, что публикуется в платежном балансе доступно сразу и в полном объеме», – подчеркивает Павел Рябов.