Фото Reuters
При разумной экономической политике Россия может успешно развиваться даже в условиях санкционной изоляции, обнаружили российские ученые. Главное конкурентное преимущество – это «огромное пространство для роста» и неудовлетворенный спрос «практически во всех областях жизни», считают в Институте народнохозяйственного прогнозирования. Впрочем, сравнение с технологическим прогрессом Ирана или Северной Кореи показывает, что главная проблема России не в санкциях, а в модели, которая была ориентирована на вывоз сырья и капиталов.
Российская экономика в период до 2035 года может расти со среднегодовыми темпами, превышающими 3%, показывает анализ, проведенный Институтом народнохозяйственного прогнозирования (ИНП РАН).
Такая динамика позволяет не только поддержать конкурентоспособность отечественной экономики в мире, но и сформировать новый механизм ее воспроизводства, ориентированный на использование внутреннего рынка с постепенным расширением внешнеэкономического потенциала, утверждают ученые.
Главным конкурентным преимуществом России является огромное пространство для роста как в географическом, так и в экономическом смысле, утверждается в последнем докладе института «Россия 2035: к новому качеству национальной экономики». Неудовлетворенные потребности общества практически во всех областях жизни создают устойчивый импульс к развитию. Это выгодно отличает нашу страну от большинства развитых стран, считают экономисты.
И даже мрачные демографические перспективы нашей страны не являются препятствием из-за пространства для роста производительности труда. Ведь, например, в строительном секторе, для которого чиновники требуют постоянного завоза мигрантов, реальная производительность труда не растет, а снижается. И сегодня она почти в четыре раза ниже, чем, например, в Испании или в Австрии.
Уровень производительности труда в строительстве в странах ОЭСР в 2021 году (тыс. долл. на одного занятого по паритету покупательной способности). Источник: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН |
В условиях санкций должно происходить естественное сближение позиций бизнеса и государства в отношении развития внутреннего рынка. Однако власти пока не смогли создать должную систему инвестиционных стимулов для бизнеса. Более того, мотивация бизнеса к инвестированию существенно подорвана, считают в ИНП РАН. «Инвестирование заработанного дохода – это вложения в будущее. Каким представляется это будущее, такова будет и мотивация к инвестициям. Если будущее оценивается не просто как неопределенное, а как однозначно проблемное, то инвестиционная активность сведется в лучшем случае к поддержанию достигнутых объемов производства», – объясняют экономисты. Но инвестиций на уровне простого воспроизводства явно недостаточно для макроструктурной трансформации российской экономики. Именно мотивационные (но не ресурсные) ограничения в перспективе станут критическими для ограничений экономического роста.
В связи с этим экономисты предлагают вернуть государству функции прямого инвестирования в реальный сектор экономики. «Реалистичной альтернативы этому шагу нет. В условиях инвестиционной апатии бизнеса (что является естественной реакцией на негативные ожидания) государственные инвестиции могут и должны стать структурообразующей основой макроэкономической трансформации. Они не должны замещать или тем более вытеснять частные капиталовложения. Они должны стать средством реализации стратегических структурных и технологических приоритетов», – предлагают ученые. Государственные инвестиции должны быть организованы в рамках «расширенного финансирования», под которым понимается выход за пределы текущих ограничений госбюджета.
Источником «технологического наполнения» инвестиций может стать импорт из дружественных стран, в том числе по межгосударственным соглашениям, в случаях, когда собственных ресурсов будет недостаточно.
При реализации политики структурной трансформации необходимо широкое использование механизмов перетока капитала от ресурсоизбыточных к ресурсодефицитным секторам экономики. На практике речь может идти о формировании вертикально-интегрированных структур (когда, например, нефтяные компании финансируют развитие машиностроительных производств). В такой ситуации в качестве инвесторов могут выступить инвестфонды, а не банки. В целом структурная трансформация может опираться на следующие источники инвестиций: бюджеты разных уровней, инвестиции крупных компаний, выпуск гособлигаций для предприятий, фонд прямых инвестиций, стимулирование приобретения акций отечественных предприятий физическими лицами, а также льготные кредиты.
Нынешнее санкционное давление на Россию не является чем-то уникальным, признают и в Центре исследований структурной политики ВШЭ. С 1950 по 2022 год в мире можно насчитать более 1300 примеров санкций, которые были введены со стороны около 150 стран против 170 государств. «Можно говорить, что санкции в мировой экономике вводили почти все страны и против всех», – отмечает руководитель центра Юрий Симачев.
При этом с течением времени уязвимость подсанкционных экономик к уже введенным санкциям снижается. Так, опыт Ирана показывает, что политика опоры на собственные силы совместно с активным поиском дружественных партнеров позволяет достичь отдельных успехов в технологическом развитии, считает Симачев. Вопреки распространенным представлениям внешние санкции не приводят к полному «закрытию» подсанкционных экономик. Напротив, государства под санкциями стремились к повышению открытости: либерализации отдельных секторов, улучшению условий для иностранных инвестиций, диверсификации внешних партнерств.
В качестве важнейших драйверов экономического развития подсанкционных экономик в ВШЭ предлагают умное и дружественное государственное управление, быстрое и технологическое импортозамещение, развитие инновационного предпринимательства, формирование новых национальных чемпионов.
При наличии у подсанкционной экономики крупного внешнеторгового партнера из числа дружественных стран негативные эффекты санкций смягчаются или вовсе нивелируются. «Так, санкции против Ирана и России привели к переориентации торговли с Европы на Азию, санкции против Северной Кореи углубили деловые отношения между северокорейскими и китайскими компаниями», – напоминает Юрий Симачев. По его словам, в среднесрочной и особенно долгосрочной перспективе принципиальным фактором устойчивого качественного развития будут выступать прямые иностранные инвестиции.