Фото Reuters
Положение региональных бюджетов в РФ за последние годы заметно улучшилось: доходы субъектов Федерации увеличиваются, а долги снижаются. Однако темпы прироста доходов начинают снижаться. И новые задачи, сформулированные в майском указе президента Владимира Путина, могут потребовать увеличения помощи регионам из федерального бюджета. Такие выводы и прогнозы делают экономисты из Института Гайдара.
Темпы роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов российских регионов в конце 2023-го и первом квартале 2024 года существенно замедлились. Для реализации майского указа президента РФ о национальных целях развития до 2030-го и 2036 года может потребоваться дополнительная финансовая помощь регионам, считает Александр Дерюгин, руководитель лаборатории бюджетной политики Института Гайдара. Кроме того, по мнению экономиста, может потребоваться перенастройка бюджетной политики Центра в отношении регионов для создания более сильного выравнивающего эффекта.
Но напряжение в региональных бюджетах возникает даже без учета новых задач, а просто в связи с бурным ростом средних зарплат и необходимостью подтягивания зарплат региональных бюджетников к среднему уровню в связи с прошлыми майскими указами в части оплаты труда врачей, учителей, работников науки, образования и культуры. Рост номинальных доходов региональных бюджетов во многих субъектах РФ был по итогам прошлого года ниже 10%. А средние номинальные зарплаты увеличивались на 15% и более. Это означает, что для сохранения соотношения зарплат учителей, врачей, работников науки, образования и культуры по отношению к среднерегиональному уровню оплаты труда местные власти должны увеличивать свои расходы опережающими темпами.
Правительство РФ и региональные власти могут прибегнуть к манипуляциям с уровнем средней региональной оплаты труда и к виртуальным переводам бюджетников на неполные ставки. Но это скорее всего может повысить уровень социального напряжения, а также увеличит дефицит врачей, учителей и других специалистов в регионах.
По итогам первого квартала 2024 года общий объем доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ составил 5,1 трлн руб., увеличившись в годовом выражении на 3,6%. Правда, эта цифра мало отражает общую динамику региональных доходов из-за влияния таких факторов, как переход к уплате налогов через единый налоговый счет (ЕНС), ускорение погашения обязательств по уплате налогов и возмещению излишне уплаченных налогов, а также сокращение в три раза предельных сроков возвратов по имущественным и социальным вычетам.
Налоговые доходы консолидированных бюджетов регионов в первом квартале 2024 года выросли на 5,8% по отношению к тому же периоду прошлого года. Неналоговые доходы консолидированных бюджетов регионов увеличились почти на 42%. А безвозмездные поступления от других бюджетов сократились при этом на 18,1%. И такой рост поступлений налогов не выглядит оптимистично. Особенно на фоне их роста на 16% в 2023 году. Но снижение темпов увеличения доходов региональных бюджетов было ожидаемым. Снижение темпов роста поступлений налоговых доходов началось еще в конце 2023 года. После роста на 26% в третьем квартале прошлого года они сократились на 2,9% в последнем квартале прошлого года, отмечается в отчете Института Гайдара.
Долговая нагрузка субъектов Российской Федерации в 2014–2024 годах в процентах к их доходам. Источник: Институт Е. Гайдара |
По итогам первого квартала 2024 года положительные темпы роста доходов региональных бюджетов отмечены в 45 субъектах РФ, а наиболее высокие – в Сахалинской области (+35,5%), Республике Татарстан (+34,6%), Магаданской области (+34,5%), Удмуртской Республике (+31,8%) и Москве (+25,9%).
Бюджетный профицит по итогам первого квартала этого года был зафиксирован у 72 субъектов РФ, а его общий объем составил 623,9 млрд руб. Таким образом, в 2024 году ситуация с региональными бюджетами в целом оказывается гораздо лучше, чем у федерального бюджета. Федеральный бюджет в январе-апреле 2024 года исполнен, по предварительной оценке, с дефицитом 1,484 трлн руб., или 0,8% ВВП, сообщил в понедельник 13 мая федеральный Минфин.
С апреля 2023-го по март 2024 года государственный долг вырос у 70 субъектов РФ, а долговая нагрузка – у 44. После завершения процесса замещения бюджетными кредитами коммерческих кредитов их доля в объеме долга регионов РФ по состоянию на 1 апреля 2024 года продолжает оставаться вблизи исторического минимума (2,7%), отмечает Александр Дерюгин. При этом доля бюджетных кредитов регионам из федерального бюджета за 12 месяцев выросла с 74,4 до 78,6%, в первую очередь за счет предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов. Доли государственных гарантий и иных долговых обязательств остаются незначительными.
Наибольшая долговая нагрузка сложилась в Мордовии, где отношение объема госдолга к объему налоговых и неналоговых доходов составляет почти 90%. В Республике Хакасия долговая нагрузка превышает 82%, в Архангельской области – почти 80%. В Удмуртии и Еврейской автономной области она составляет 78 и 77,8% соответственно.
Несмотря на рост госдолга, долговая устойчивость регионов остается на высоком уровне, чему способствовали более высокие темпы роста налоговых и неналоговых доходов бюджетов регионов. До конца 2024 года динамика долговой нагрузки регионов в большей степени будет зависеть в основном от динамики предоставления новых инфраструктурных бюджетных кредитов, а также от процесса списания части бюджетных кредитов, отмечают в Институте Гайдара.
В новом своем майском указе президент РФ Владимир Путин предписал снизить к 2036 году до двух раз разрыв в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наиболее обеспеченными и 10 наименее обеспеченными субъектами Российской Федерации. В настоящее время этот разрыв в бюджетной обеспеченности, по данным Минфина РФ, превышает три раза. Так, в Ямало-Ненецком автономном округе уровень бюджетной обеспеченности почти в три раза выше среднероссийского показателя. А в Мордовии бюджетная обеспеченность на одного жителя не достигает и 70% среднероссийского уровня.