Молодежь вынуждена дополнительно трудиться, чтобы иметь возможность воспользоваться социальным лифтом. Фото со страницы НИЯУ МИФИ в «ВКонтакте»
Считалось, что образование – социальный лифт, который едет только вверх. Но, как выяснили ученые, выпускники вузов этого не ощущают. Высшее образование скорее позволяет занять средние статусные позиции в социальной иерархии и не гарантирует перехода на ступень выше той, которую занимают родители. Тенденция удручает, но ее можно взломать. Как выяснили в Высшей школе экономики (ВШЭ), студенты, которые совмещают с учебой работу по специальности, получают реальный шанс шагнуть вверх. Главный вывод: теперь не образование дополняет работу, а работа дополняет образование.
Выпускники российских вузов часто не ощущают отдачи от своего образования. Такой вывод можно сделать из аналитического обзора, подготовленного Институтом образования ВШЭ.
В его основе данные лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии» (лонгитюдное исследование предполагает изучение одной и той же группы объектов или людей на протяжении длительного времени). Результаты обнародованы в журнале «Социологические исследования» (учредитель – Российская академия наук).
Судя по публикации, исследование охватывает респондентов примерно 1995–1996 годов рождения. Учитывались их субъективные оценки своего текущего социального положения (по состоянию на 2022 год) и положения родителей в момент взросления респондентов, которое происходило в период 2000–2014 годов. Авторы исследования – младший научный сотрудник Института образования ВШЭ Анастасия Лукина, директор Центра развития навыков и профессионального образования ВШЭ Вера Мальцева, стажер-исследователь Наталья Розенфельд.
Самый главный и, судя по всему, наиболее дискуссионный вывод этого исследования сводится к тому, что «с точки зрения субъективной мобильности высшее образование позволяет скорее занимать средние статусные позиции и не связано с переходом в высокие, по крайней мере к 25 годам».
«Выпускники высшего образования реже остальных воспроизводят родительский статус, а если и происходит воспроизводство, то именно среднего статуса», – пояснили исследователи. Более того, выпускники вузов «чаще своих сверстников с более низким уровнем образования оказываются в ситуации нисходящей мобильности, то есть к 25 годам не достигают родительских позиций», а, наоборот, оказываются в худшем, чем родители, положении. «На высоких позициях в социальной иерархии в равной степени представлена молодежь с разнообразным образовательным опытом», – уточнили также авторы.
Впрочем, как можно судить, на момент измерения субъективных оценок респондентам было около 25 лет или чуть больше. А это только начало карьерного пути. Так что в дальнейшем, на что указали и сами ученые, рост зарплат у таких молодых работников должен скорее всего продолжиться, а значит, есть вероятность, что впоследствии они ощутят и повышение своего статуса.
По крайней мере, судя по данным Росстата, у российских работников пик заработной платы в среднем приходится на 30–34 года. И в случае с 25-летними еще уместно говорить о том, что для них лучшее впереди. Другой вопрос в том, что будет уже после 35-летнего рубежа, потому что российский рынок труда устроен таким образом, что затем, в следующих возрастных группах, средний уровень зарплат уже падает (см. об этом «НГ» от 03.08.21; 05.07.22).
Но дело не только в зарплате. Молодежь и правда по объективным причинам в начале своей карьеры может получать меньше родителей. Однако важно еще и самоощущение: осознание своей успешности, востребованности, карьерных и зарплатных перспектив. Важно ощущение того, что полученный диплом – это пропуск в некие определенные круги. По факту же подобные ожидания молодежи нередко оказываются завышенными.
Хотя сами же авторы исследования все же выяснили, как можно взломать зафиксированную ими тенденцию «обесценения» высшего образования в России. «Студенты, которые во время учебы подрабатывают по специальности, чаще находят хорошую работу и делают успешную карьеру», – цитирует сайт Института образования ВШЭ еще один доклад Веры Мальцевой.
Как сообщается, в рамках этого анализа ученые изучили данные почти о 1,5 тыс. выпускников и сравнили, как сложилась их карьера с точки зрения межпоколенческой мобильности: кто все-таки смог устроиться в жизни лучше, чем родители.
Оказалось, что работа по специальности во время учебы позволяла выпускникам не только больше зарабатывать после окончания учебного заведения, но и занимать более высокое положение в обществе. А тот, кто окончил магистратуру или даже аспирантуру, но не работал, «чаще сталкивался с нисходящей мобильностью».
Раньше считалось, что образование – это социальный лифт, который помогает повысить свой статус в обществе. «Получается, теперь не образование дополняет работу, а работа – образование», – пояснила Мальцева. Именно работа во время учебы повышает шансы выпускника на восходящую мобильность вне зависимости от стартового капитала семьи. И для вузов это вызов, который необходимо принять. Как считают исследователи, важно синхронизировать образовательный процесс с ранней профессиональной деятельностью.
Однако добавим: все же очень важный фактор – кем именно подрабатывают студенты. Потому что, как ранее выявило другое исследование ВШЭ, на самом деле более половины российских студентов вузов трудятся параллельно с учебой, то есть это вовсе не экзотика. И основной мотив молодежи – финансовый. При этом многие вовсе не выбирают для подработки свою профессию, азы которой они постигают, а отправляются на заработки в магазины, кафе, бары, службы доставки (см. «НГ» от 20.02.24).
Кроме того, примечательно, что мнения опрошенных представителей кадровых служб о том, насколько сегодня необходимо высшее образование для успешной карьеры, разошлись.
«Доля вакансий с требованиями наличия высшего образования, по данным HeadHunter (hh.ru), снизилась с 29% в 2019 году до 21% по итогам первого квартала 2024-го. Ежегодно доля таких вакансий снижается в среднем на 2 процентных пункта», – пояснила «НГ» руководитель молодежного направления hh.ru Ирина Святицкая.
И одновременно с этим руководитель направления рекрутинговой компании Get experts Екатерина Котова сообщила изданию следующее: «Как представитель корпоративного мира могу сказать, что абсолютное большинство наших компаний-заказчиков при найме сотрудников на любые специальности и позиции всегда требует наличия высшего образования. За последние 10 лет практики в подборе персонала не припомню ни одного кейса, когда работодатель бы не отказал кандидату без высшего образования».
«Спрос на успешное окончание вуза (пусть и не с красным дипломом) в бэкграунде будущего сотрудника однозначно есть. Для корпораций это может быть минимальной гарантией того, что человек уже смог добиться первых результатов, выдержать наличие определенных стандартов и дисциплины, не говоря уже о грамотности и знаниях, – пояснила Котова. – Ведь искусственный интеллект, интернет и любые самые модные курсы не учат пользоваться знаниями и применять их в деле». n
Однако опрошенные эксперты согласились в другом: так или иначе, человек, который уже что-то умеет на практике, полезнее в организации, чем тот, кто успешно закончил аспирантуру, но никогда не применял своих знаний в деле и в принципе не имел опыта трудоустройства.
«Студенты тоже это понимают и стараются не дожидаться окончания вуза, а идут стажироваться во время учебы, начинают работать парт-тайм (неполный рабочий день. – «НГ»), тем самым «раскачивая рынок». Работодатели привыкают к тому, что нанять на стартовую роль человека с минимальным опытом вполне возможно, и рассматривают в приоритетном порядке уже именно таких сотрудников», – признала Котова.
Но здесь следует сделать еще одну важную оговорку – о других выявленных опрошенными экспертами противоречиях текущего момента.
Как уточнила Святицкая, перелом, предполагающий, что одной учебы без одновременно полученного практического опыта недостаточно, «произошел давно, еще в начале 2000-х». А конкретно сейчас в условиях кадрового дефицита даже, наоборот, «происходит некоторое снижение критичности раннего трудоустройства в найме молодежи».
«Данные hh.ru свидетельствуют о росте готовности работодателей брать на работу специалистов без опыта и студентов на стажировки», – обратила внимание Святицкая. Это с одной стороны.
С другой стороны, как раз тот же дефицит кадров, затронувший в первую очередь отрасли промышленности, привел к тому, что «сегодня выпускники колледжей ценятся не ниже, чем обладатели вузовских корочек».
А в чем главная особенность средних специальных учебных заведений? В том, что они в основном оперативнее вузов реагируют на запросы рынка труда. И программа обучения в колледжах сильнее вузовской заточена под практику. И производственная практика – это, как все же уточнила Святицкая, уже «прямой путь к сердцу работодателя».