0
5096
Газета Экономика Интернет-версия

16.05.2024 20:49:00

До высшего образования надо еще доработать

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

Тэги: работа, занятость, образование, высшее образование, поиск работы

On-Line версия

работа, занятость, образование, высшее образование, поиск работы Молодежь вынуждена дополнительно трудиться, чтобы иметь возможность воспользоваться социальным лифтом. Фото со страницы НИЯУ МИФИ в «ВКонтакте»

Считалось, что образование – социальный лифт, который едет только вверх. Но, как выяснили ученые, выпускники вузов этого не ощущают. Высшее образование скорее позволяет занять средние статусные позиции в социальной иерархии и не гарантирует перехода на ступень выше той, которую занимают родители. Тенденция удручает, но ее можно взломать. Как выяснили в Высшей школе экономики (ВШЭ), студенты, которые совмещают с учебой работу по специальности, получают реальный шанс шагнуть вверх. Главный вывод: теперь не образование дополняет работу, а работа дополняет образование.

Выпускники российских вузов часто не ощущают отдачи от своего образования. Такой вывод можно сделать из аналитического обзора, подготовленного Институтом образования ВШЭ.

В его основе данные лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии» (лонгитюдное исследование предполагает изучение одной и той же группы объектов или людей на протяжении длительного времени). Результаты обнародованы в журнале «Социологические исследования» (учредитель – Российская академия наук).

Судя по публикации, исследование охватывает респондентов примерно 1995–1996 годов рождения. Учитывались их субъективные оценки своего текущего социального положения (по состоянию на 2022 год) и положения родителей в момент взросления респондентов, которое происходило в период 2000–2014 годов. Авторы исследования – младший научный сотрудник Института образования ВШЭ Анастасия Лукина, директор Центра развития навыков и профессионального образования ВШЭ Вера Мальцева, стажер-исследователь Наталья Розенфельд.

Самый главный и, судя по всему, наиболее дискуссионный вывод этого исследования сводится к тому, что «с точки зрения субъективной мобильности высшее образование позволяет скорее занимать средние статусные позиции и не связано с переходом в высокие, по крайней мере к 25 годам».

«Выпускники высшего образования реже остальных воспроизводят родительский статус, а если и происходит воспроизводство, то именно среднего статуса», – пояснили исследователи. Более того, выпускники вузов «чаще своих сверстников с более низким уровнем образования оказываются в ситуации нисходящей мобильности, то есть к 25 годам не достигают родительских позиций», а, наоборот, оказываются в худшем, чем родители, положении. «На высоких позициях в социальной иерархии в равной степени представлена молодежь с разнообразным образовательным опытом», – уточнили также авторы.

Впрочем, как можно судить, на момент измерения субъективных оценок респондентам было около 25 лет или чуть больше. А это только начало карьерного пути. Так что в дальнейшем, на что указали и сами ученые, рост зарплат у таких молодых работников должен скорее всего продолжиться, а значит, есть вероятность, что впоследствии они ощутят и повышение своего статуса.

По крайней мере, судя по данным Росстата, у российских работников пик заработной платы в среднем приходится на 30–34 года. И в случае с 25-летними еще уместно говорить о том, что для них лучшее впереди. Другой вопрос в том, что будет уже после 35-летнего рубежа, потому что российский рынок труда устроен таким образом, что затем, в следующих возрастных группах, средний уровень зарплат уже падает (см. об этом «НГ» от 03.08.21; 05.07.22).

Но дело не только в зарплате. Молодежь и правда по объективным причинам в начале своей карьеры может получать меньше родителей. Однако важно еще и самоощущение: осознание своей успешности, востребованности, карьерных и зарплатных перспектив. Важно ощущение того, что полученный диплом – это пропуск в некие определенные круги. По факту же подобные ожидания молодежи нередко оказываются завышенными.

Хотя сами же авторы исследования все же выяснили, как можно взломать зафиксированную ими тенденцию «обесценения» высшего образования в России. «Студенты, которые во время учебы подрабатывают по специальности, чаще находят хорошую работу и делают успешную карьеру», – цитирует сайт Института образования ВШЭ еще один доклад Веры Мальцевой.

Как сообщается, в рамках этого анализа ученые изучили данные почти о 1,5 тыс. выпускников и сравнили, как сложилась их карьера с точки зрения межпоколенческой мобильности: кто все-таки смог устроиться в жизни лучше, чем родители.

Оказалось, что работа по специальности во время учебы позволяла выпускникам не только больше зарабатывать после окончания учебного заведения, но и занимать более высокое положение в обществе. А тот, кто окончил магистратуру или даже аспирантуру, но не работал, «чаще сталкивался с нисходящей мобильностью».

Раньше считалось, что образование – это социальный лифт, который помогает повысить свой статус в обществе. «Получается, теперь не образование дополняет работу, а работа – образование», – пояснила Мальцева. Именно работа во время учебы повышает шансы выпускника на восходящую мобильность вне зависимости от стартового капитала семьи. И для вузов это вызов, который необходимо принять. Как считают исследователи, важно синхронизировать образовательный процесс с ранней профессиональной деятельностью.

Однако добавим: все же очень важный фактор – кем именно подрабатывают студенты. Потому что, как ранее выявило другое исследование ВШЭ, на самом деле более половины российских студентов вузов трудятся параллельно с учебой, то есть это вовсе не экзотика. И основной мотив молодежи – финансовый. При этом многие вовсе не выбирают для подработки свою профессию, азы которой они постигают, а отправляются на заработки в магазины, кафе, бары, службы доставки (см. «НГ» от 20.02.24).

Кроме того, примечательно, что мнения опрошенных представителей кадровых служб о том, насколько сегодня необходимо высшее образование для успешной карьеры, разошлись.

«Доля вакансий с требованиями наличия высшего образования, по данным HeadHunter (hh.ru), снизилась с 29% в 2019 году до 21% по итогам первого квартала 2024-го. Ежегодно доля таких вакансий снижается в среднем на 2 процентных пункта», – пояснила «НГ» руководитель молодежного направления hh.ru Ирина Святицкая.

И одновременно с этим руководитель направления рекрутинговой компании Get experts Екатерина Котова сообщила изданию следующее: «Как представитель корпоративного мира могу сказать, что абсолютное большинство наших компаний-заказчиков при найме сотрудников на любые специальности и позиции всегда требует наличия высшего образования. За последние 10 лет практики в подборе персонала не припомню ни одного кейса, когда работодатель бы не отказал кандидату без высшего образования».

«Спрос на успешное окончание вуза (пусть и не с красным дипломом) в бэкграунде будущего сотрудника однозначно есть. Для корпораций это может быть минимальной гарантией того, что человек уже смог добиться первых результатов, выдержать наличие определенных стандартов и дисциплины, не говоря уже о грамотности и знаниях, – пояснила Котова. – Ведь искусственный интеллект, интернет и любые самые модные курсы не учат пользоваться знаниями и применять их в деле». n

Однако опрошенные эксперты согласились в другом: так или иначе, человек, который уже что-то умеет на практике, полезнее в организации, чем тот, кто успешно закончил аспирантуру, но никогда не применял своих знаний в деле и в принципе не имел опыта трудоустройства.

«Студенты тоже это понимают и стараются не дожидаться окончания вуза, а идут стажироваться во время учебы, начинают работать парт-тайм (неполный рабочий день. – «НГ»), тем самым «раскачивая рынок». Работодатели привыкают к тому, что нанять на стартовую роль человека с минимальным опытом вполне возможно, и рассматривают в приоритетном порядке уже именно таких сотрудников», – признала Котова.

Но здесь следует сделать еще одну важную оговорку – о других выявленных опрошенными экспертами противоречиях текущего момента.

Как уточнила Святицкая, перелом, предполагающий, что одной учебы без одновременно полученного практического опыта недостаточно, «произошел давно, еще в начале 2000-х». А конкретно сейчас в условиях кадрового дефицита даже, наоборот, «происходит некоторое снижение критичности раннего трудоустройства в найме молодежи».

«Данные hh.ru свидетельствуют о росте готовности работодателей брать на работу специалистов без опыта и студентов на стажировки», – обратила внимание Святицкая. Это с одной стороны.

С другой стороны, как раз тот же дефицит кадров, затронувший в первую очередь отрасли промышленности, привел к тому, что «сегодня выпускники колледжей ценятся не ниже, чем обладатели вузовских корочек».

А в чем главная особенность средних специальных учебных заведений? В том, что они в основном оперативнее вузов реагируют на запросы рынка труда. И программа обучения в колледжах сильнее вузовской заточена под практику. И производственная практика – это, как все же уточнила Святицкая, уже «прямой путь к сердцу работодателя».


Читайте также


О смысле и содержании школьного математического образования

О смысле и содержании школьного математического образования

Вадим Розин

Методологический анализ причин утраты школьниками смысла изучать один из основных предметов

0
6130
Российская экономика приближается к "мягкой посадке"

Российская экономика приближается к "мягкой посадке"

Ольга Соловьева

Доля частично занятого населения достигла 10-летнего максимума

0
5814
Качество высшего образования в России считают хорошим менее четверти россиян

Качество высшего образования в России считают хорошим менее четверти россиян

Михаил Сергеев

В стране растет интерес к техническим специальностям

0
1928
Военные вузы России устроили выставку для абитуриентов на Поклонной горе

Военные вузы России устроили выставку для абитуриентов на Поклонной горе

Елена Крапчатова

Представители учебных заведений до 16 мая будут общаться с потенциальными курсантами среди образцов исторической боевой техники

0
3550

Другие новости