Онлайн-курсы хороши как дополнение к профильному образованию, но не как его замена. Фото Unsplash
Дефицит квалифицированных кадров, в частности в IT, на первый взгляд можно преодолеть приобщением работников к прохождению онлайн-курсов. Ведь высшее образование не успевает за меняющимися запросами бизнеса. Судя по выводам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), большой выбор онлайн-курсов создает иллюзию легкого освоения новых специальностей. Но выпускники курсов не так уж и востребованы, вынуждены искать работу, «создавая напряжение на рынке труда».
Высшее образование в стране пока не успевает за меняющимися запросами рынка, и особенно это заметно по IT-специалистам. «Темп роста занятости специалистов по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) с высшим образованием длительное время опережал темп роста подготовки.
Начавшийся с 2015 года быстрый рост приема на программы подготовки IT-специалистов высшего уровня квалификации дает эффект с лагом в несколько лет», – сообщили в новом исследовании, посвященном кадровому голоду IT-компаний, эксперты ЦМАКП.
Еще во время коронакризиса конкуренция между работодателями запустила переток дефицитных специалистов внутрь непосредственно IT-отрасли, а также финансового сектора, который тоже находится в авангарде цифровизации. В результате доля специалистов по ИКТ среди занятых во многих традиционных отраслях экономики сократилась. И это снизило их кадровый потенциал, необходимый для дальнейшей цифровой трансформации именно этих отраслей.
Казалось бы, в 2022 году из-за ликвидации российских подразделений иностранных IT-компаний отечественный рынок труда мог обогатиться за счет высвободившихся кадров. Это так, но лишь отчасти. И в любом случае «этот источник роста уже исчерпан», предупредили эксперты.
Тем не менее в сфере IT сохраняется большое количество резюме – и может показаться, что о кадровом голоде говорить неуместно. Но проблема в том, что многие соискатели компаниям не подходят.
В стране активно развивается онлайн-образование, появляются курсы – и платные, и бесплатные, – на которых предлагается освоить чуть ли не с нуля новые для работника области. Нередко это преподносится организаторами и воспринимается самими работниками как относительно легкий способ сменить сферу деятельности. Тем более повсюду постоянно говорится о том, что работникам необходимо повышать свои цифровые навыки, учиться программировать. Или писать задания для нейросетей, или анализировать большие данные. Все это тоже создает питательную среду для появления еще большего числа онлайн-курсов и одновременно зарождает в работниках тревогу по поводу будущего, желание «чему-то где-то» обучиться.
Важно указать и на проблему завышенных ожиданий выпускников подобных программ. «Несмотря на высокие количественные показатели, кадровые специалисты IT-компаний отмечают зачастую недостаточный уровень квалификации выпускников онлайн-курсов, в результате они вынуждены подолгу искать работу, создавая напряжение на рынке труда», – сообщили авторы исследования, эксперт ЦМАКП Владимир Артеменко и руководитель направления ЦМАКП Дмитрий Белоусов. Фиксируется дефицит в основном высококвалифицированных специалистов, в то время как подготовка IT-работников средней квалификации и переподготовка на онлайн-курсах уже превышают потребность. «Информационное поле, сложившееся задолго до пандемии и СВО вокруг IT-рынка, связанное с «баснословными» зарплатами, высокой конкуренцией за специалистов среди компаний, различными бонусами, широкими карьерными возможностями, привлекло существенное число джуниоров (специалистов начального уровня. – «НГ»), в большинстве своем окончивших различные курсы и программы обучения, посвященные языкам программирования», – подтвердила руководитель направления в компании HeadHunter (hh. ru) Марина Дорохова. «Ни одна серьезная компания не готова рассматривать только IT-курсы в качестве базы для разработчика. Работодатели по-прежнему предпочитают нанимать людей с хорошим техническим образованием. А при наличии общего высшего образования и дополнительных IT-курсов можно попробовать устроиться на работу тестировщиком, но, учитывая современные тенденции в автоматизации, даже эта роль будет предполагать знание языков программирования», – обратила внимание консультант направления рекрутинговой компании Get experts Елена Харина.
Бизнес на практике уже успел столкнуться с проблемами. «Качество образования на большинстве курсов было очень низкое, к новым сотрудникам нужно было приставлять менторов для дальнейшего обучения. Контроль новичков и исправление ошибок за ними оттягивали очень много ресурсов», – отметила исполнительный директор компании GeekSource группы Ancor Елена Иванчихина. Теперь наступает этап отрезвления, причем не только у бизнеса, но и у самих соискателей.
Представители рынка труда призвали не впадать в другую крайность – отрицание важности профессионального развития с учетом вызовов современности. Безусловно, есть онлайн-курсы, которые со временем доказали свою «профпригодность», отметила Иванчихина. «С развитием технологий и автоматизацией процессов работники без IT-компетенций могут стать менее конкурентоспособными на рынке труда, особенно в некоторых отраслях, где цифровые технологии играют ключевую роль», – предупредила Дорохова.
Возвращаясь к системе высшего образования, в ЦМАКП указали, что вузам требуется усилить преподавательский состав, в том числе по фундаментальным дисциплинам, изучаемым на начальных курсах. В качестве аргумента приводится такой факт: при увеличении приема на IT-направления доля студентов, отчисляемых по итогу первого и второго курсов, сокращается. Это может означать «ухудшение степени отбора и снижение качества подготовки будущих специалистов по ИКТ с высшим образованием», предполагают в ЦМАКП.