Глава Минфина Антон Силуанов пообещал депутатам справедливое распределение фискальной нагрузки. Фото с сайта www.duma.gov.ru
В четверг в Госдуме начались парламентские слушания по грядущей налоговой реформе. Парламентарии считают, что изменения налоговой системы назрели. Глава Минфина Антон Силуанов избегал слово «реформа», подчеркивая, что речь идет о «совершенствовании налоговой системы». Совершенствовать систему планируют через «донастройку» налогообложения малого бизнеса и более «справедливого» изменения ставок налога на доходы физлиц (НДФЛ). Под донастройкой при этом понимается стимулирование малого бизнеса, а под справедливым распределением – повышение налоговой нагрузки. Тем не менее точных характеристик по прогрессивной шкале в четверг указано не было. Парламентарии и бизнес опасаются, что налоговые новации властей могут затронуть средний класс, и предостерегают чиновников от этого.
«Все понимают: надо менять законодательство в сторону улучшения, потому что плоская налоговая шкала, зарекомендовав себя, не решает тех задач, которые сейчас необходимы», – сказал, открывая слушания, спикер ГД Вячеслав Володин, подчеркивая, что новый этап развития требует изменений законодательства. Однако совершенствование налоговой системы не должно приводить к остановке бизнеса, заметил спикер ГД.
Налоговая система должна быть стабильной и предсказуемой и решать социально-экономические задачи, рассказал глава Минфина Антон Силуанов в Госдуме на парламентских слушаниях по налоговой реформе. То есть налоговая система должна обеспечивать поступление ресурсов и решение масштабных государственных задач социально-экономической сферы, стимулировать инвестиционную активность компаний, поддерживать здоровую конкуренцию и создавать равные условия хозяйствования, подчеркнул Антон Силуанов.
При этом в Минфине обещают зафиксировать основные параметры налоговой системы до 2030 года.
Финансовые власти также обещают, что большинство граждан изменение налоговых ставок не затронет. «При определении подходов совершенствования налогообложения НДФЛ предлагаем руководствоваться следующим. Подавляющего большинства граждан изменение налоговых ставок не должно коснуться», – отметил Силуанов. При этом в выигрыше должны оказаться семьи с двумя и более детьми, имеющими невысокие доходы. Для них должен быть вычет по НДФЛ, часть уплаченных налогов можно будет вернуть по итогам календарного года, подчеркнул глава Минфина. «Такой кешбэк будет стимулировать легально зарабатывать, поскольку часть налогов будет возвращаться», – сказал Силуанов.
Предстоящее изменение налогообложения доходов граждан будет предусматривать «разумную» прогрессию. «Мировая практика свидетельствует об использовании прогрессии в налогообложении доходов граждан. Это не новация, при этом принцип применяется и в странах наших соседей, где верхняя часть шкалы доходит до 25%, и в странах дальнего зарубежья, там, мы знаем, верхняя шкала налогообложения поднимается до 45–55%. Понятно, что мы будем предлагать разумную прогрессию, чтобы наша система была конкурентоспособной в первую очередь с нашими ближайшими странами-соседями», – пообещал министр. Говоря об использовании средств от изменения НДФЛ, Силуанов отметил, что все они пойдут на социальные цели.
Кроме того, он сказал, что предлагается сохранить текущий уровень налогообложения НДФЛ доходов в виде процентов по депозитам. «Это направлено на стимулирование граждан к формированию сбережений. Мера тоже несет социальный аспект, чтобы не затронуть большую часть граждан, хранящих свои сбережения в банках», – сказал Силуанов.
Вячеслав Володин подчеркивает, что в результате прогрессивные ставки останутся ниже существующих в европейских странах.
Впрочем, одно из заявлений Володина могло раскрыть главную интригу вокруг прогрессивной шкалы подоходных налогов. По словам председателя Госдумы, прогрессивная шкала налогообложения не должна касаться доходов участников СВО. И это можно трактовать так, что повышенная ставка НДФЛ может применяться к зарплатам выше 200 тыс. руб. в месяц.
Глава думского комитета по малому и среднему предпринимательству Александр Демин в ходе слушаний вообще предложил не повышать налоги для тех, кто зарабатывает до 5 млн руб. в год. «Оставить для них все как есть, и, может, тогда у нас появится настоящий крепкий средний класс», – считает Демин. По его словам, при повышении налогов для тех, кто зарабатывает больше 1 млн в год, в критерий богатых попадут курьеры и системные администраторы.
Тем не менее формула «богатый должен платить больше» звучит справедливо. Но остается вопрос, кого считать богатым. С 2021 года люди, доход которых больше 5 млн руб. в год, платят повышенный НДФЛ в 15%. «Это стало первым шагом в принятии прогрессивной шкалы налогообложения», – сказал депутат. Эти деньги идут на лечение детей, и это справедливо, считает Демин.
При этом в Минфине обещают не менять ставку НДС. «Поддерживаем предложение депутатов и бизнеса, озвученные в рамках проведенных консультаций о неповышении ставки НДС, поскольку в нынешних условиях это может повлиять на увеличение инфляции», – сообщил Антон Силуанов.
«Бизнес должен работать в равных экономических условиях, в том числе фискальных. Неуплата налогов, пошлин не должна быть конкурентным преимуществом, так как это создает среду, которая стимулирует искать схемы, позволяющие не платить налоги. Необходимо устранить существующие для этого лазейки, чтобы не допустить распространения указанной практики», – подчеркнул министр. В то же время рассматривается предложение по пресечению схем дробления бизнеса, занижения таможенных стоимостей при транзитных операциях через страны ЕАЭС и неуплаты НДС по таким товарам и др.
Совершенствование налоговой системы должно идти в основном по прямым налогам, а повышение ставки НДС напрямую ударит по самым незащищенным людям, согласился глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. НДС – напрямую практически в полном объеме перекладывается на потребителей, отметил он. «А раз так, значит, совершенствование (налоговой системы. – «НГ») должно идти в основном по прямым налогам», – считает Макаров.
Свои предложения по налоговой реформе вносил и крупный бизнес. В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) ранее предлагали отказаться от «курсовых» пошлин на экспортные товары как разовой фискальной меры.
«Важно уйти от специфических разовых и временных мер. Понятно, что принимались они в кризисные годы, ковидные и санкционные режимы надо было как-то учитывать. Но тем не менее, думаю, что сейчас у нас больше шансов стандартные и более стабильные конструкции использовать. В частности, мы поддерживаем намерение правительства уйти, например, от курсовых экспортных пошлин и переместиться на регулирование этих вопросов через НДПИ, в том числе НДПИ, привязанные к доходности компаний», – сообщил глава РСПП Александр Шохин.
Правительство РФ готово рассмотреть отмену экспортных пошлин, привязанных к курсу доллара, с учетом «справедливого» увеличения ставки налога на прибыль, пообещал Силуанов.
Напомним, привязанная к курсу рубля экспортная пошлина на широкий перечень товаров была введена правительством с 1 октября 2023 года и, согласно решению правительства, будет действовать до конца 2024 года (отдельные товары при этом постепенно выводятся из-под действия пошлины с учетом ситуации в отраслях). Ставка пошлины при курсе 80–85 руб. за доллар составляет 4%, при 85–90 руб. за доллар – 4,5%, при 90–95 – 5,5%, при 95 руб. за доллар и более – 7%.
Шохин также считает, что для активно инвестирующих компаний стоит предусмотреть федеральный инвестиционный вычет. «Кто больше инвестирует, тот должен получать и больше преференций в виде налоговых вычетов», – пояснил он. Конечно, для этого потребуется ввести критерии оценки активно инвестирующих компаний. Налоговая ставка для таких компаний должна быть близка к ныне существующей, то есть к 20%, поделился мнением Шохин. «Ресурс для такого серьезного вычета должен лежать в самом налоге на прибыль», – добавил он.
Звучали и другие предложения от бизнес-сообщества. Глава «Деловой России» Алексей Репик видит необходимость в ужесточении налогового режима для компаний-«рантье». «Что касается налога на прибыль, логика момента подсказывает необходимость увеличения номинальной ставки с нынешних довольно низких, по мировым меркам, 20% до около 30%. Но такая ставка, еще раз хочу сказать, для кого должна действовать? В первую очередь для рантье, для тех, кто эксплуатирует созданные в предыдущие годы активы, продолжает их эксплуатировать. Те компании, которые наращивают свои инвестиции, на мой взгляд, они должны иметь универсальную возможность уменьшить нагрузку», – сказал он.
Он поясняет, что универсальность в данном случае могла бы заключаться в возможности для всех инвестирующих компаний сократить ставки по налогу на прибыль если не до действующих 20%, то, например, до 23%.
Репик также призывает обратить внимание в ходе налоговых изменений и на участников онлайн-торговли. «Критически нужно отнестись к регулированию агрегаторов и маркетплейсов. Потому что это, знаете, специфический по уровню безответственности сегмент торговли и услуг. Они там продают все то же, что в реальных магазинах, оказывают все те же услуги, не являясь магазинами, не являясь перевозчиками, например. Позиционируют себя как информационные посредники», – указал глава бизнес-объединения.
На проблему обращали внимание и в Минфине. Так, замминистра финансов Алексей Сазанов ранее подчеркивал необходимость в устранении «механизмов налоговой оптимизации» в работе интернет-площадок.
Силуанов, в свою очередь, на парламентских слушаниях также пообещал «донастроить» налогообложение малого бизнеса (МСП) таким образом, чтобы у него был стимул расти и развиваться. «Если посмотреть на существующие спецрежимы для МСП в разных странах... то можно увидеть, что пороги оборота для освобождения от НДС малых предприятий значительно ниже наших. У нас 250 млн руб. в год. Например, в странах ЕАЭС пороговые значения выручки в год по спецрежиму следующие: в Белоруссии – 65 млн руб., в Казахстане – до 108 млн руб., в Армении – 25 млн руб. В странах ЕС необлагаемые НДС пороги выручки максимальные не должны превышать 8,5 млн руб., а в большинстве установлены даже ниже 5 млн руб., если переводить на рубли», – сказал он.
Необходимо проанализировать действующий в России спецрежим малого бизнеса и донастроить его таким образом, чтобы, с одной стороны, изменения не коснулись 95% таких предпринимателей, а с другой – компании, которые созданы для оптимизации налогообложения путем дробления крупного бизнеса, платили бы справедливые налоги, отметил Силуанов.
Эксперты сетуют на отсутствие конкретики по налоговой реформе, в первую очередь по прогрессивной шкале. «К сожалению, никаких конкретных предложений по шкале налогообложения нет. Можно только догадываться, что ставок 50% по сверхвысоким доходам не будет, а следовало бы», – говорит депутат Госдумы Оксана Дмитриева.
Пока идеи о прогрессивной шкале – лишь слова, продолжает доцент РЭУ им. Плеханова Вадим Ковригин. «Непонятно, какие планки будут установлены для прогрессии. Если эти планки коснутся среднего класса, то реформа ничего хорошего экономике не принесет. Важно, чтобы от введения прогрессивной шкалы не пострадал именно средний класс – опора экономики и носитель инновационных идей», – подчеркивает он.
По мнению эксперта, при грамотном расчете прогрессивная шкала действительно может помочь в перераспределении части доходов и борьбе с бедностью. «Однако надо учесть ряд рисков. Структура цен и доходов в разных регионах огромной страны, мягко скажем, разная. На севере и цены, и средние доходы выше. Введение единой шкалы для всей страны может ударить по отдельным сегментам бизнеса и среднего класса в некоторых регионах», – замечает Ковригин.
«Введение прогрессивной шкалы означает перераспределение налоговой нагрузки. Эффект будет зависеть от того, какую часть населения она затронет. Конечно, увеличение налоговой нагрузки, как правило, приводит к снижению располагаемых доходов налогоплательщиков, у которых она повышается, а также к замедлению потребительской активности. В какой-то мере это может компенсироваться снижением налоговой нагрузки на малообеспеченных, однако в данном варианте налоговой реформы это предполагается реализовать без снижения ставки налога, а в ограниченном варианте – налоговых вычетов и субсидий», – подчеркивает руководитель отдела макроэкономического анализа «Финам» Ольга Беленькая.
Ковригин видит и другую проблему: «Надо учесть и проблему возможного дробления бизнеса и перераспределения части доходов от бизнеса на родных и родственников для уменьшения налога. Это обязательно будет, и механизмы борьбы с таким явлением не разработаны. Третья проблема – потенциальное увеличение зарплат «в конвертах». Бороться с ними все равно сложно».
«Рассматривая тему предстоящего прогрессивного налогообложения доходов, следует выделить два ключевых момента. Первое. Уже озвучена социальная адресность дополнительных бюджетных доходов, возникающих вследствие применения прогрессивной шкалы. И второе. Наряду с внедрением прогрессивного налогообложения параллельно прорабатываются меры налоговой поддержки семей с детьми, равно как и поддержка других категорий граждан, нуждающихся в расширении государственной поддержи. Таким образом, речь не идет о лобовом фискальном эффекте, а именно речь о повышении налоговой справедливости через распределение доходных потоков от сверхобеспеченных к малообеспеченным», - подчеркивает эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости ВШЭ, директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов.