Субъекты РФ, затронутые половодьем, могут рассчитывать на дополнительные бюджетные средства. Фото Reuters
Правительство РФ выделило дополнительные средства для поддержки регионов, пострадавших от весенних паводков. Важной темой совещания главы кабинета Михаила Мишустина со своими заместителями стала и поддержка строительства рыбопромыслового флота РФ. Чтобы ускорить строительство 13 краболовов, федеральные власти выделят дополнительно 3 млрд руб. В то же время из-за санкций и нехватки оборудования строительство промыслового флота пока существенно отстает от планов.
На совещании в понедельник глава кабмина Михаил Мишустин напомнил о масштабных планах по развитию экологического общественного транспорта в российских субъектах, о которых говорил в Послании Федеральному собранию и президент РФ Владимир Путин. По словам Мишустина, в целом за шесть лет регионы дополнительно получат около 40 тыс. автобусов, троллейбусов, трамваев и электробусов. В частности, правительство выделило 750 млн руб. для Псковской области на приобретение в текущем году 25 современных автобусов повышенной вместимости. «Рассчитываем, что такое пополнение автопарка поможет сократить интервалы движения автотранспорта, особенно в пиковые часы, чтобы люди меньше времени тратили на дорогу домой или на работу. И это также снизит эксплуатационные издержки за счет более экономичного расхода топлива», – сказал Мишустин.
Еще одна тема совещания – системная поддержка регионов, пострадавших от природных катаклизмов. «Так было в конце прошлого года, когда на Крым, вы помните, обрушились ураган и сильные дожди. И тогда правительство оперативно помогло привести в нормальное состояние жилье, коммунальную и инженерную инфраструктуру. В целом мы выделили из бюджета свыше 3 млрд руб. на восстановление дорог, поврежденных наводнениями в шести российских субъектах, в том числе в Крыму, Забайкальском, Приморском и Хабаровском краях, Амурской и Иркутской областях», – напомнил глава правительства. Решено выделить свыше 2 млрд руб. на восстановление дорог в регионах, пострадавших от чрезвычайных ситуаций. Речь идет о дорогах именно местного, межмуниципального и регионального значения, уточнил Михаил Мишустин. Он также напомнил, что для ликвидации последствий паводков в Оренбургской и Курганской областях было направлено 9 млрд руб. При этом одной только Оренбургской области правительство ранее выделило 5 млрд руб. на восстановление объектов жилищно-коммунального хозяйства и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, а также 490 млн руб. для оказания мер поддержки пострадавшим людям.
В понедельник чиновники сообщили, что еще свыше 576 млн руб. будет дополнительно направлено Оренбургской области. «Средства поступят из резервного фонда правительства на предоставление мер поддержки гражданам, пострадавшим от паводка. Речь идет об оказании финансовой помощи в связи с повреждением или утратой жилья. Этой весной многие регионы Сибири и Дальнего Востока РФ пострадали от половодья. В Оренбургской области общий ущерб от паводка оценивали в 40 млрд руб. В Приморском крае – в 10 млрд руб. В Курганской области общую сумму ущерба от весеннего паводка оценивали до 9 млрд руб. В Якутии последствия половодья оценивали в 50 млн руб.
Следующий вопрос на повестке правительства в понедельник – поддержка рыбопромыслового флота. «Из‑за санкций строительство судов идет с опозданием, ограничения касаются в первую очередь запасных частей, оборудования. Чтобы преодолеть эти затруднения, правительство направит дополнительно свыше 3 млрд руб.», – сообщил Михаил Мишустин. По его словам, субсидии будут предоставлены российским организациям на возмещение части затрат на создание судов на верфях Дальневосточного федерального округа. Всего в течение трех лет здесь со стапелей должны сойти 13 краболовов, а эти средства помогут ускорить спуск на воду 7 из них. «Очень важно, чтобы Министерство промышленности и торговли довело выделенные ассигнования до судостроителей как можно скорее», – подчеркнул премьер РФ. Еще в марте глава правительства говорил, что российским предприятиям до 2037 года необходимо построить более 1,7 тыс. гражданских судов. При этом по итогам 2023 года в стране было построено более 100 единиц техники самого разного назначения, среди которой были также рыбопромысловые и краболовные суда.
Основная проблема российского промыслового флота – высокая изношенность техники. Как следует из текста Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса РФ на период до 2030 года, лишь 1% общего числа судов рыбопромыслового флота – крупнотоннажных траулеров-процессоров в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне и среднетоннажных в Северном рыбохозяйственном бассейне – были моложе 5 лет. При этом количество судов рыбопромыслового флота старше 25 лет составляло 7% этой группы. Только за период с 2000 по 2018 год состав российских судов рыбопромыслового флота в количественном отношении сократился на 25%, следовало из документа.
По оценкам аналитического агентства ПКР, возраст 90% судов, добывающих ресурс в Северном и Дальневосточном бассейнах (основные районы промысла), превышал 20 лет. Флот если и обновлялся, то за счет приобретения иностранных судов. С 2011 по 2016 год в Россию было поставлено 215 различных рыболовных судов. Большинство из них ранее активно эксплуатировались, а возраст половины превышал нормативный срок работы уже на момент приобретения.
Для стимулирования строительства новых судов в РФ с 2017 года применяется механизм инвестиционных квот. Согласно ему, квоты на добычу биоресурсов предоставляются тем предприятиям, которые строят новые рыбопромысловые суда и заводы. В рамках первого этапа инвестквот (то есть до 2026 года) должно быть построено 105 судов и 27 рыбоперерабатывающих заводов. «Сейчас в целом сдано 19 судов – 8 краболовов и 11 рыболовецких», – рассказывал осенью прошлого года глава Росрыболовства Илья Шестаков.
«Наша общая задача – достроить все запланированные в рамках первого этапа (инвестквот. – «НГ») суда… Когда весь объем судов, построенных в рамках первого этапа, будет введен, флот Дальнего Востока обновится на 40%, а на севере – на 80%», – рассказывал в сентябре прошлого года теперь уже бывший министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев.
Однако пока введена в эксплуатацию лишь пятая часть от запланированного количества. Сначала сроки сдвигались из-за пандемии, затем – из-за начала украинского конфликта и введения западных санкций. Уже в марте нынешнего года глава Росрыболовства Илья Шестаков признавал, что большинство проектов будут реализованы не ранее 2027 года. В качестве решения власти продлили сроки строительства судов. Для сокращения отставания строительства судов правительством приняты существенные меры поддержки, отчитывался первый зампредседателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин. В частности, был увеличен срок строительства рыбопромысловых судов до 8 лет, в два раза сокращена сумма банковской гарантии, обнулен НДС для судоремонта, выделено 18 млрд руб. на разработку и серийное производство комплектующего судовое оборудование (33 предприятия уже приступили к выполнению 60 комплексных проектов. В этом году Минпромторг отобрал еще 43 проекта на 12 млрд руб.), перечислял сенатор. «Но ситуация на судостроительных заводах остается сложной. Основными причинами являются увеличение стоимости строительства в условиях санкций, необходимость замены оборудования, поставляемого из недружественных стран, перепроектирование судов и необходимость докапитализации верфей. По ряду проектов происходит расторжение договоров», – резюмировал Митин.