0
4256
Газета Экономика Интернет-версия

29.05.2024 20:12:00

Дополнительные налоги втрое превысят предполагаемые дефициты

Правительство стремится к комфорту профицитного бюджета

Тэги: минфин, налоговые изменения, доходы бюджетной системы

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

минфин, налоговые изменения, доходы бюджетной системы Председатель Госдумы Вячеслав Володин и глава бюджетного комитета Андрей Макаров готовят законодательное утверждение налоговых изменений на 2025 год. Фото с сайта Государственной думы РФ

Предложенные Минфином налоговые изменения позволят увеличить доходы всей бюджетной системы на 2,6 трлн руб. в 2025 году. И эти допдоходы превысят запланированный дефицит консолидированного бюджета будущего года почти в 3,5 раза. Таким образом, Минфин пытается восстановить практику формирования профицитного бюджета за счет повышения налогов на предприятия и обеспеченных граждан. В среду, 29 мая, правительственная комиссия одобрила налоговый проект Минфина, который будет утвержден на заседании кабинета министров 30 мая.

До пандемии и начала специальной военной операции (СВО) российское правительство проводило политику профицитного бюджета, то есть оно собирало налогов больше, чем ежегодно возвращало в экономику в виде государственных расходов. И представленные сегодня параметры налоговых новаций говорят о попытках правительства вернуться к практике профицитных бюджетов в новых условиях существования нашей страны.

Так, предложенные Минфином налоговые изменения должны дать в бюджеты бюджетной системы порядка 2,6 трлн руб. в 2025 году. А по действующему сегодня трехлетнему бюджетному плану дефицит федерального бюджета в следующем году должен был составить 0,83 трлн руб. Запланированный дефицит всей бюджетной системы будущего года должен быть ниже 0,8 трлн руб. Такие цифры опубликованы в материалах Минфина и заключении Счетной палаты на трехлетний бюджет.

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности рассмотрела и одобрила внесенный Минфином пакет законопроектов, включающий в себя поправки в закон о бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, а также поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы, говорится в сообщении в Telegram-канале правительства РФ. Пакет законопроектов будет рассмотрен на заседании кабмина 30 мая.

Далее работа над законопроектом по совершенствованию налоговой системы будет продолжена на площадке Госдумы совместно с парламентом, бизнесом, экспертными и общественными объединениями, отмечается в сообщении правительства.

Налоговые поправки включают три главных блока новаций. Первое – это введение новой прогрессивной шкалы для налога на доходы физлиц (НДФЛ). Второе – это повышение налога на прибыль с 20 до 25%, а также существенное изменение подхода к налогообложению малого бизнеса (с целью убрать экономический смысл «дробления» бизнеса и оздоровить тем самым условия конкуренции). Третье – это расширение налоговых вычетов как для граждан (с невысоким уровнем дохода), так и для бизнеса (с высоким уровнем инвестиций) и «усреднение» рентной нагрузки для добывающих компаний с параллельной отменой экспортных курсовых пошлин.

И простая арифметика показывает, что общая фискальная нагрузка в пересчете на среднестатистического россиянина увеличится за весь следующий год на 18 тыс. руб., или на 1,5 тыс. руб. в месяц.

Новая прогрессивная шкала НДФЛ предполагает следующие ставки: 15% – для доходов от 2,4 до 5 млн руб. в год, 18% – для доходов от 5 до 20 млн руб., 20% – для доходов от 20 до 50 млн руб. и 22% для доходов свыше 50 млн руб. в год.

Важно, что люди будут платить повышенный налог не со всей суммы, а с превышения над каждым пороговым значением этой шкалы. То есть с базовых 2,4 млн руб. по-прежнему будет взиматься нынешняя ставка налога в 13%. К примеру, человек, зарабатывающий 250 тыс. руб. в месяц, заплатит всего 1 тыс. руб. дополнительно (или на 12 тыс. руб. больше за год с годового дохода в 3 млн руб.). Зарабатывающий 400 тыс. руб. – 4 тыс. руб. (или 48 тыс. руб. дополнительно в год с годового дохода в 4,8 млн руб. в год).

Доходы участников СВО в виде денежного довольствия и иных дополнительных денежных выплат в связи с участием в ней не попадают под повышение НДФЛ, для них сохранится прежний порядок налогообложения.

В рамках справедливого налогообложения снижение налоговой нагрузки на семьи с детьми будет реализовано за счет частичного возврата уплаченного НДФЛ и за счет стандартных вычетов по НДФЛ на второго и третьего ребенка.


103-4-3480.jpg
Кабинет министров 30 мая рассмотрит
налоговые инициативы Минфина. 
Фото Reuters
Для родителей с двумя и более детьми, среднедушевой доход на члена семьи которых не превышает 1,5-кратного прожиточного минимума (ПМ) в месяц, будет осуществляться возврат уплаченного НДФЛ в размере 7% из 13%. То есть ставка НДФЛ для таких семей фактически составит только 6%. Налоговую выплату получат около половины из числа всех семей с двумя и более детьми. Такую поддержку можно сравнить с кешбэком (или выплатой 13-й зарплаты) по итогам года. Фактический размер ставки в размере 6% соответствует минимальной ставке, которую платят физлица при оказании услуг, то есть той ставке, которую уплачивает самозанятый при работе с компаниями.

При определении категории налогоплательщиков, претендующих на льготы и вычеты, власти исходили из подушевого дохода на члена семьи, а не из дохода отдельного человека. Такой подход учитывает расходы семей и соответствует принципам справедливого налогообложения. Важно, что в связи с данными выплатами нагрузка на региональные бюджеты не увеличится. Указанное пособие семьям с невысокими доходами с двумя и более детьми будет предоставляться исключительно из средств федерального бюджета.

Прогрессивный налог на доходы физических лиц затронет около 2 млн человек, или 3,2% от общей численности рабочей силы, говорится в заявлении министра финансов Антона Силуанова.

Для инвестирующих компаний государство предпринимает целый ряд дополнительных мер. Они обязательно будут оказаны тем предпринимателям, кто не прячет прибыль в офшорах, а направляет ее на инвестиции в расширение производства, а также в социальную инфраструктуру, обещают в Минфине. Важно, в частности, сохранение так называемой «дедушкиной оговорки». Речь идет о сложившемся в мировой практике принципе защиты инвестора от изменения законодательства. То есть если инвестор приходил в те или иные проекты под условием инвестиционной стабильности, то для него оговоренные условия сохраняются. В различных преференциальных режимах, в том числе региональных, ничего для бизнеса тоже не поменяется. Сохраняются налоговые льготы по НДС на основные услуги и социально значимые товары (в том числе ИТ, рестораны, гостиницы, медицинские и детские товары и др.). На бессрочной основе предлагается продлить возможность применения инвестиционного налогового вычета (ИНВ) и режима региональных инвестиционных проектов для организаций, подлежащих включению в специальный реестр. Дополнительно вводится федеральный инвестиционный вычет только за счет федеральной части налога на прибыль, как и просил бизнес. Его конкретные параметры, требования к получателям будут определяться правительством РФ. 


Читайте также


Платежи по госдолгу растут быстрее расходов на оборону

Платежи по госдолгу растут быстрее расходов на оборону

Анастасия Башкатова

Высокие ставки превратили системно значимые кредитные организации в рантье

0
3582
У Минфина возникли первые затруднения с программой долгосрочных сбережений...

У Минфина возникли первые затруднения с программой долгосрочных сбережений...

Анастасия Башкатова

Среднестатистический россиянин начал зарабатывать почти 100 тысяч рублей

0
6934
Нефтяные цены вернулись к мирному уровню...

Нефтяные цены вернулись к мирному уровню...

Михаил Сергеев

Глава Минфина отрицает угрозу рецессии в России

0
3411
Главу Минфина Украины обвинили в саботаже финансирования бюджета

Главу Минфина Украины обвинили в саботаже финансирования бюджета

Наталья Приходко

Премьер-министр сообщил о сокращении коррупции в стране с 70 до 15%.

0
3011

Другие новости