Счетная палата РФ оценила эффект от раздачи налогоплательщикам более 5 триллионов рублей налоговых льгот. Фото Льва Исраеляна
Счетная палата (СП) регулярно оценивает эффективность предоставляемых властями налоговых льгот, так как эти льготы фактически сокращают доходы бюджетной системы. В прошлые годы аудиторы СП весьма критически оценивали общественную пользу от фискальных послаблений в особых экономических зонах или на территориях опережающего развития. Во вторник 4 июня Счетная палата сообщила, что эффективными можно признать менее трети действующих в РФ налоговых льгот. При этом сами по себе налоговые льготы остаются признанным инструментом экономической политики, который постоянно применяется – в том числе и в развитых странах.
Кураторы налоговых расходов – министерства и ведомства – признали эффективными менее трети установленных налоговых льгот.
Об этом говорится в сообщении Счетной палаты по итогам исследования эффективности так называемых налоговых расходов. Аудиторы оценивали результативность и полезность льгот, преференций и освобождений в 2019–2023 годах, которые были установлены законодательством РФ по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость и налогу на добычу полезных ископаемых. Общие выпадающие доходы бюджета РФ по этим видам налоговых льгот за 2020–2021 годы составили 5,7 трлн руб. А это более 60% от общей суммы выпадающих доходов по трем исследуемым Счетной палатой налогам.
Заметим, что эти «налоговые расходы» сопоставимы или даже превышают ожидаемый эффект от проводимых в России сегодня налоговых изменений.
Всего аудиторы СП исследовали 145 налоговых расходов по трем видам налогов (НДС – на добавленную стоимость, прибыль организаций и НДПИ – налогу на добычу полезных ископаемых), из которых 134 являлись стимулирующими, 11 – техническими. Кураторами указанных налоговых расходов являются 14 министерств, одно федеральное агентство и одна госкорпорация.
В целом признаны эффективными по всем элементам менее трети налоговых расходов: 12 из 40 – за 2020 год и 17 из 56 – за 2021 год. «По остальным налоговым расходам либо были отмечены отрицательные показатели по различным критериям оценки, либо их оценка проводилась не по всем критериям из-за отсутствия фискальных характеристик. Однако кураторами в основном сделаны выводы об эффективности налоговых расходов и направлены предложения в Минфин России о сохранении льгот», – говорится в материалах Счетной палаты. Оценка эффективности или неэффективности всех налоговых льгот проводилась по объективным и утвержденным методикам.
Сумма выпадающих доходов бюджета РФ по налоговым расходам за 2020 год составляет 2,2 трлн руб., из которых на НДС пришлось 668 млрд руб., на НДПИ – 1,3 трлн руб., на налог на прибыль – 259 млрд руб. Выпадающие доходы по рассматриваемым налоговым расходам за 2021 год составили 3,5 трлн руб., на НДС пришлось 661 млрд руб., на НДПИ – 2,3 трлн руб., на налог на прибыль – 474 млрд руб.
Напомним, что Минфин сегодня оценивает прирост доходов от своих налоговых поправок в 2025 году в 2,6 трлн руб.
Особое внимание Счетная палата обратила на налоговые расходы, связанные со льготами для участников инновационного центра «Сколково» и инновационных научно-технологических центров и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Южно-Курильского, Курильского или Северо-Курильского городских округов. В связи с тем, что указанные организации освобождены от обязанности подавать декларации в налоговые органы, необходимая информация об объеме предоставленных им налоговых льгот и фискальных характеристиках соответствующих налоговых расходов отсутствует. Что и затрудняет оценку их эффективности, отмечает СП. Для решения этой проблемы Счетная палата рекомендовала ввести для указанной группы налогоплательщиков соответствующие формы отчетности.
Ранее Счетная палата не смогла найти доказательств эффективности налоговых льгот для особых экономических зон (ОЭЗ) или технопарков. Так, в 2016 году Счетная палата особым зонам вынесла своеобразный «приговор»: за 10 лет ОЭЗ не стали действенным инструментом поддержки экономики. Объем выручки резидентов ОЭЗ, в частности, составил всего 0,2% от объема валового регионального продукта тех субъектов РФ, где они базировались. Аудиторов Счетной палаты особенно удивил тот факт, что во всех ОЭЗ было создано немногим больше 18 тыс. рабочих мест (см. «НГ» от 05.04.16).
А в 2021 году Счетная палата выяснила, что эффективность применения режима «технопарков» оказалось невозможно подсчитать. При этом госбюджет потратил на их поддержку около 42 млрд руб. (см. «НГ» от 16.03.21).
Заметим, что сами по себе налоговые льготы не являются синонимом неэффективности. И эти льготы применяются в развитых странах в качестве инструмента стимулирования для конкретных проектов или отраслей. Так, в 2022 году президент США Джозеф Байден подписал так называемый закон о чипах, который предполагает выделение субсидий в размере 52,7 млрд долл. на производство полупроводников и микросхем в США. Этот же закон также предполагает предоставлене налогового инвестиционного кредита для производителей со ставкой 25%. Многие перспективные американские компании, такие как Tesla или SpaceX, также получали и получают налоговые льготы от американского правительства.
Американские космические компании, которыми руководят такие предприниматели, как Илон Маск, Джефф Безос или Ричард Брэнсон, размещают свои ключевые объекты в тех районах, где федеральные органы предлагают налоговые льготы для привлечения проектов экономического развития, замечает агентство Bloomberg.