Все больше россиян предпочитают путешествовать по РФ на своем автомобиле. Фото РИА Новости
Новая стратегия развития автомобильного туризма была названа главной темой совещания президента РФ Владимира Путина с правительством во вторник 4 июня. Расписание президентских мероприятий включало и планы подготовки к Петербургскому экономическому форуму. Поэтому пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил, что анонсированное совещание президент проведет из Санкт-Петербурга. К моменту сдачи номера в печать совещание еще не началось. Однако материалов по новой стратегии автотуризма министерства представили вполне достаточно. Концепция автотуризма до 2035 года уже была утверждена. Чиновники надеются, что до 2030 года поток автотуристов в РФ увеличится вдвое. А вся отрасль за счет таких путешественников заработает дополнительные 250 млрд руб. В то же время так и не определено, кого именно считать автотуристом. К примеру, закрытые аэропорты на юге РФ сделали некоторых россиян вынужденными автотуристами. Вызывает опасения экспертов и недостаточное развитие придорожной инфраструктуры.
Правительство РФ ранее по поручению президента утвердило концепцию развития автомобильного туризма до 2035 года. Она будет реализовываться в два этапа: первый – в 2024–2025 годах, второй – в 2025–2035 годах.
В первый этап планируется разработать программу развития автомобильного туризма с планом мероприятий, среди которых – подготовка предложений о новых мерах господдержки и условий для развития автотуризма и сопутствующей инфраструктуры, а также создание интерактивной карты – схемы автомобильных туристических маршрутов, в том числе пилотного маршрута Санкт-Петербург–Владивосток. На картах будут указаны локации размещения объектов туристической инфраструктуры и дорожного сервиса.
Второй этап предусматривает совершенствование законодательства и мер господдержки, нацеленных на развитие автотуризма, реализацию мероприятий, направленных на прирост сети автомобильных туристических маршрутов и объектов инфраструктуры, запуск интерактивной карты объектов инфраструктуры, обеспечение обратной связи для автотуристов для оценки качества предоставляемых услуг.
Новая концепция станет одной из составляющих для реализации общей задачи по развитию внутреннего турпотока по РФ – до 140 млн человек в год. А в России много мест, куда людям удобнее добираться именно на личном транспорте, подчеркивал премьер РФ Михаил Мишустин. «Такие поездки должны быть комфортными для людей, – подчеркнул он на оперативном совещании со своими заместителями. – Для этого нужны не только основные трассы, но и небольшие дороги к туристическим объектам с заправочными станциями, мобильной связью, хорошо оборудованными парковками, гостиницами, мотелями небольшими». Мероприятия концепции должны охватывать все российские субъекты, включая и самые удаленные регионы, куда зачастую стремятся туристы из крупных городов и мегаполисов.
Михаил Мишустин акцентировал внимание на важности развития путешествий по стране для разных сфер, в том числе для экономики. Так, по его мнению, туризм предоставляет хорошие возможности для мультипликации доходов, а также служит источником привлечения инвестиций – как для тех, кто занимается строительством соответствующей инфраструктуры, так и для самих отдыхающих. На одно рабочее место, созданное в туризме, приходится пять в смежных отраслях, замечал Мишустин.
Чиновники ожидают, что благодаря мерам число автотуристов в России вырастет до 44 млн, а количество путешествий – до 47 млн к 2030 году.
«Из года в год мы наблюдаем рост числа внутренних поездок. В 2023 году наши жители совершили 78 млн поездок, на 21% больше, чем в 2022 году. И треть этих внутренних поездок приходится на автотуризм», – обращал внимание вице-премьер Дмитрий Чернышенко. А развитие направления может принести туристической отрасли дополнительно 250 млрд руб. в год, считает чиновник. Вся прибыль российской туриндустрии за 2023 год составила почти 280 млрд руб., указывал в конце марта глава Минфина Антон Силуанов. По данным Росстата, по итогам прошлого года туротрасль России произвела товаров и услуг на 4,3 трлн руб. Объем инвестиций в туризм в России в 2023 году вырос на треть по сравнению с прошлым годом и превысил 800 млрд руб., сообщал министр экономического развития РФ Максим Решетников.
В конце мая в правительстве уточняли, что итогом реализации концепции развития автомобильного туризма в РФ станет создание опорной сети национальных и межрегиональных туристических автомобильных маршрутов, ведущих к ключевым туристическим кластерам и достопримечательностям, обустроенных всей необходимой инфраструктурой для комфортного и удобного перемещения по ним.
Автомобильный туризм – сложное для точных подсчетов направление в туристической отрасли. И оценки как чиновников, так и независимых экспертов, числа автомобильных путешественников в России существенно разнятся. Так, по оценке Минэкономразвития (МЭР) ежегодно по дорогам в РФ передвигаются 22–23 млн автотуристов, их потенциальное число может достигать, по оценкам Российского союза туриндустрии (РСТ), 42 млн человек.
Популярность автомобильного туризма тем не менее действительно растет. В Координационным центре правительства со ссылкой на собственный опрос, сообщали, что в этом году 65% россиян планируют провести отпуск в стране, при этом более половины из них планируют путешествовать на автомобиле. Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе рассказывала, что половина всех российских путешественников предпочтут в этом сезоне добираться до мест отдыха на личных транспортных средствах. Эксперты при этом не исключали, что одна из причин увеличения доли автопутешественников как на южных, так и на других внутрироссийских направлениях связана с ростом цен авиаперелетов в этом году.
Между тем в России большинство автотуристов современного уровня сервиса так и не получают. Так, каждый четвертый путешественник жалуется на низкое качество придорожного сервиса, показывают опросы Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По данным аналитического центра НАФИ, свыше 80% путешествующих жалуются на низкое качество дорог.
Развитию автотуризма мешает нехватка кемпинговых стоянок и другой придорожной инфраструктуры, соглашались в РСТ. В России всего 413 кемпингов и порядка 20 млн семей, путешествующих на автомобилях, обращали внимание в союзе.
«Как показал опрос 4 тыс. автовладельцев, проведенный агентством «Автостат», 27,5% из них ежегодно путешествуют по стране и 48% иногда используют автомобиль для турпоездок. Всего в России числится более 46 млн легковых автомобилей, исходя из этой статистики можно предположить, что порядка 20 млн семей путешествуют на собственных машинах... Мы предполагаем, что примерно 8 млн семей предпочитают проживание на природе – в современных оборудованных кемпингах. При этом по всей стране всего 413 кемпингов, предлагающих универсальную модель размещения. Это крайне мало и не может удовлетворить потребности автопутешественников», – рассуждал эксперт Национального союза профессионалов индустрии кемпинга и автотуризма (НСПКА) Андрей Артюхов. По его подсчетам, только для реализации уже существующих потребностей необходимо создать более 5 тыс. кемпингов и кемпинговых стоянок.
Проблема еще и в том, что именно считать автотуризмом. По мнению вице-президента АТОР Сергея Ромашкина, автомобильный туризм можно разделить на две отдельные категории, у каждой из которых своя степень влияния на экономику и турбизнес. Так, первая – это целенаправленные выезды с познавательными целями. Люди в этом случае специально едут на машине, чтобы посетить побольше объектов по пути, и соответственно они пользуются большей инфраструктурой на маршруте.
Второе направление – это когда автомобиль является лишь способом добраться до конечного пункта. Часть таких туристов вынужденная, к примеру, из-за закрытия ряда аэропортов на юге РФ.
И, с одной стороны, без хороших автодорог не будет автотуризма, а при наличии качественных дорог будет снижаться автотуризм, так как люди будут меньше останавливаться в городах на пути следования к конечной цели, не исключает эксперт Федерации рестораторов и отельеров России, управляющий партнер ZONT Hotel Group Александр Гендельсман.
По мнению президента Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга Сергея Лобарева, стремление властей и крупного бизнеса строить многофункциональные зоны (МФЗ, объединяют АЗС, ресторан, магазин, мойку, отель, туалет и т.д.) похвально. «Но все-таки это элемент сопутствующий. Важнее определить, куда и для чего едет турист», – говорит он. Эксперт считает необходимым развивать в первую очередь туристическую инфраструктуру: указатели, подъезды и парковки у достопримечательностей, развивать доступную среду для путешествий маломобильных граждан.
Автотуризм сейчас развивается хаотично и фрагментарно, соглашался замглавы Минэкономразвития Дмитрий Вахруков. «Есть отдельные программы по ремонту и строительству дорог, заправок, но они почти не привязаны к туристическим объектам», – указывал чиновник.
«Для развития автотуризма важна дорожная инфраструктура, которая предполагает наличие мотелей между городами на большом расстоянии, другой инфраструктуры, связанной с отдыхом. Необходимо, чтобы до туристических кластеров были проведены дорожные сети хорошего качества вплоть до объектов отдыха. Тогда темпы развития автотуризма будут существенными.
Россия самая большая страна в мире по территории. Очень большая ее часть является слабо населенной. И развитие автотуризма в любом случае будет неоднородным», - рассуждает начальник аналитического отдела компании «РИКОМ-ТРАСТ» Олег Абелев.
Как считает ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, автомобильный туризм в стране будет развиваться благодаря увеличению парка автомобилей в стране, а также увеличению интереса граждан, совершенствованием дорожной инфраструктуры. «Так, по данным Минтранспорта РФ, в 2024 году в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» отремонтируют около 1,1 тыс. км дорог к туристическим объектам. За пять лет реализации этого национального проекта в различных субъектах в нормативное состояние уже привели 1,6 тыс. участков дорог, ведущих к достопримечательностям и уникальным природным комплексам, а общая протяженность обновленных туристических маршрутов составила более 8,2 тыс. км (данные Минтранса)», - обращает внимание эксперт.
Он считает, что эта работа должна быть продолжена, так как ненормативное состояние дорог и дорожной инфраструктуры замедляет развитие автотуризма.
Аналитик «Полилог» Дмитрий Комягин в качестве возможных ограничений для автотуризма называет устаревание автопарка. «В обществе существуют полярные мнения о китайских авто, а собственное производство пока лишь налаживается. Инфляция и удорожание обслуживания популярных европейских и азиатских марок будут приводить к тому, что любая поломка будет обходиться дорого. А более старые авто сильнее подвержены поломкам. Складывается ситуация, в которой автопутешествие может быть затратным», - указывает он.