На фото стоянка автосалона, заполненная нераспроданными авто. Фото агентства городских новостей "Москва"
Российский рынок новых легковых автомобилей – яркий пример, что при разговоре об экономических тенденциях многое зависит от выбранных для сравнения периодов. Сопоставив текущие данные с провалом-2022, можно увидеть бурный рост продаж новых машин. Если же взять 2019 год и учесть прогнозы, то выяснится: авторынок, наоборот, как будто вступил в фазу продолжительной стагнации. И даже в 2028 году он не выйдет на те объемы продаж новых машин, которые были в 2019-м, следует из обзора компании «Технологии Доверия» (ТеДо, ранее – PricewaterhouseCoopers, PwC).
В 2024 году ожидается «планомерное восстановление» авторынка РФ, продажи новых машин вырастут на 21% к уровню 2023-го. При этом в 2023 году рынок уже и так вырос на 69% по отношению к провальному 2022-му, сообщает ТеДо. Доля отечественных брендов в 2024-м составит около 30–34%.
Дальнейшее развитие событий во многом будет зависеть от наличия или отсутствия очередных геополитических и макроэкономических потрясений. Если же опираться на базовый прогноз компании, то ожидается, что после 2023-го среднегодовые темпы роста рынка легковых автомобилей в стране составят около 6%.
Кроме того, выясняется, что, исходя из проведенных расчетов, даже в 2028-м рынок так и не вернется к тем годовым объемам продаж новых легковых автомобилей, которые были, например, в предпандемийном 2019-м. Судя по базовому прогнозу ТеДо, в 2028-м объемы продаж новых машин составят в России 1,6 млн штук; в 2019-м было 1,63 млн штук. Из чего напрашивается вывод, что начиная с 2019 года российский авторынок как будто вступил в фазу стагнации, потому что и сам 2019 год тоже был вовсе не таким уж успешным. Он не шел ни в какое сравнение ни с 2012 годом, когда, по данным компании, в стране было продано 2,8 млн новых легковых автомобилей, ни с 2008-м, когда было реализовано примерно 2,6 млн новых машин.
С 2024 года – прогноз (П) объема продаж новых машин в стране. CAGR – среднегодовой темп роста. Источник: обзор ТеДо (Увеличить график) |
Хотя сами авторы этого обзора не торопятся поддерживать тезис именно о стагнации. Как пояснила «НГ» директор автомобильной практики компании ТеДо Виктория Синичкина, стоит помнить, что автомобильный рынок в России в принципе всегда был цикличен и как минимум с 2008 года можно наблюдать целых четыре цикла.
Так, после пика продаж – 2008 наступил провал продаж – 2009. Затем рынок двигался к новому пику, наступившему в 2012 году, и уже с этой вершины постепенно скатывался на дно 2016 года. В следующем цикле «пиковые значения» стали намного скромнее – допустим, «лучшее» значение было достигнуто в 2018 году: речь шла об 1,7 млн проданных новых машин. И эти значения быстро были потеряны, потому что на фоне пандемии и следующих событий рынок просел уже до 626 тыс. проданных за 2022 год новых машин. И уже от этой чрезвычайно низкой базы рынок сейчас отскочил. Высоко? Не так чтобы слишком.
Но есть еще одно важное уточнение. Синичкина особо отметила, что сейчас происходит сильная структурная перестройка: развиваются продуктовая линейка и технологии, меняются сами каналы продаж. И все это как раз будет способствовать росту, считает эксперт. Тем более что российские потребители, по уточнению Синичкиной, «ментально еще не готовы отказаться от личного транспорта». Даже в условиях растущих цен и издержек на обслуживание.
Помимо обычных автовладельцев стоит учитывать еще активно развивающиеся корпоративные парки и совместное пользование автомобилями (каршеринг), «что, несомненно, будет влиять на рост продаж новых автомобилей», говорит Синичкина.
Также скорректировали терминологию и аналитики авторынка из банка «Открытие»: не оживление, но и не стагнация. Они склонны называть происходящее «долгой фазой адаптации к новым условиям с постоянно растущими ценами и сдержанным спросом из-за высоких кредитных ставок».
Да, потребители сейчас покупают новые автомобили. «Но чтобы в буквальном смысле сэкономить на будущем повышении цен», – следует из комментария аналитиков. И цены растут так быстро, что, как и жилье, сейчас «автомобили стали одним из способов вложения денег».
Одновременно с этим аналитики банка указали на перетекание спроса в пользу так называемой вторички. «Покупатели, оставшиеся с прежними бюджетами перед новыми ценами, меняют планы и смотрят в сторону машин с пробегом», – пояснили «НГ» в пресс-службе «Открытия».
Впрочем, оценка ситуации меняется не только от того, какие именно периоды берутся для сравнения, но и от того, как именно формируется сам прогноз, какие риски он учитывает или как раз оставляет за кадром.
По прогнозу, который предоставили «НГ» в агентстве «Автостат», объем реализации новых легковых автомобилей в 2024 году при пессимистичном сценарии составит 1,25 млн единиц – это на 18% больше, чем в прошлому году. В базовой, основной версии прогноза ожидается показатель на уровне 1,5 млн единиц (рост на 42%). А в оптимистичном сценарии возможен объем рынка даже в 1,75 млн штук (рост на 65%).
В дополнение к этому опрошенные «НГ» эксперты рассказали о подводных камнях параллельного импорта, на который возлагались большие надежды по снабжению автовладельцев привычными брендами.
Как сообщила Синичкина, в этом процессе много проблем. Во-первых, по ее словам, проблемой становятся «ограничения на поставки премиальных автомобилей». Во-вторых, автомобили, ввезенные параллельным импортом, «могут требовать дополнительной адаптации»: изменений в подвеске, кузове, установки российского программного обеспечения и других компонентов. В-третьих, дорогая и длинная логистика влияет на сроки доставки и цены. В-четвертых, судя по пояснениям эксперта, есть сложности с сертификацией автомобилей, которая в зоне ответственности «дилеров, а не импортеров». В-пятых, проблемой становится сервисное обслуживание, его ограниченный ассортимент, перечислила Синичкина.
«Параллельный импорт остался, но стал заметно дороже из-за новых ставок на границе. Такие поставки еще больше отделились по цене от официального массмаркета внутри страны, превратившись в отдельный рынок для обеспеченных покупателей. В зоне риска эти автомобили чаще всего из-за возможных проблем с оформлением», – подтвердили «НГ» в пресс-службе банка «Открытие».
Но есть импорт китайских автомобилей, и он, как отметили аналитики банка, «стабильно растет». Однако, как ранее уже писала «НГ», период, когда «китайский автомобиль» и «дешевый автомобиль» на российском рынке считались синонимами, тоже миновал (см. «НГ» от 30.03.23).
Более того, хоть новые китайские автомобили и привлекают все больше российских автовладельцев, однако, как сообщал «Автостат», на начало текущего года в РФ числилось лишь около 1,5 млн легковых машин китайских марок. И тем самым на долю «китайцев» приходилось только примерно 3% всего парка легковых автомобилей в стране (см. номер от 08.04.24).