0
3199
Газета Экономика Интернет-версия

05.06.2024 20:45:00

Авторынку предстоит газовать на месте

Все сложнее соотнести семейный бюджет с покупкой машины

Тэги: авторынок, легковые автомобили, продажи, цены, импорт, китайские автомобили


авторынок, легковые автомобили, продажи, цены, импорт, китайские автомобили На фото стоянка автосалона, заполненная нераспроданными авто. Фото агентства городских новостей "Москва"

Российский рынок новых легковых автомобилей – яркий пример, что при разговоре об экономических тенденциях многое зависит от выбранных для сравнения периодов. Сопоставив текущие данные с провалом-2022, можно увидеть бурный рост продаж новых машин. Если же взять 2019 год и учесть прогнозы, то выяснится: авторынок, наоборот, как будто вступил в фазу продолжительной стагнации. И даже в 2028 году он не выйдет на те объемы продаж новых машин, которые были в 2019-м, следует из обзора компании «Технологии Доверия» (ТеДо, ранее – PricewaterhouseCoopers, PwC).

В 2024 году ожидается «планомерное восстановление» авторынка РФ, продажи новых машин вырастут на 21% к уровню 2023-го. При этом в 2023 году рынок уже и так вырос на 69% по отношению к провальному 2022-му, сообщает ТеДо. Доля отечественных брендов в 2024-м составит около 30–34%.

Дальнейшее развитие событий во многом будет зависеть от наличия или отсутствия очередных геополитических и макроэкономических потрясений. Если же опираться на базовый прогноз компании, то ожидается, что после 2023-го среднегодовые темпы роста рынка легковых автомобилей в стране составят около 6%.

Кроме того, выясняется, что, исходя из проведенных расчетов, даже в 2028-м рынок так и не вернется к тем годовым объемам продаж новых легковых автомобилей, которые были, например, в предпандемийном 2019-м. Судя по базовому прогнозу ТеДо, в 2028-м объемы продаж новых машин составят в России 1,6 млн штук; в 2019-м было 1,63 млн штук. Из чего напрашивается вывод, что начиная с 2019 года российский авторынок как будто вступил в фазу стагнации, потому что и сам 2019 год тоже был вовсе не таким уж успешным. Он не шел ни в какое сравнение ни с 2012 годом, когда, по данным компании, в стране было продано 2,8 млн новых легковых автомобилей, ни с 2008-м, когда было реализовано примерно 2,6 млн новых машин.

2024-06-05_202901.jpg
С 2024 года – прогноз (П) объема продаж новых машин в стране. CAGR – среднегодовой темп роста. Источник: обзор ТеДо (Увеличить график)

Хотя сами авторы этого обзора не торопятся поддерживать тезис именно о стагнации. Как пояснила «НГ» директор автомобильной практики компании ТеДо Виктория Синичкина, стоит помнить, что автомобильный рынок в России в принципе всегда был цикличен и как минимум с 2008 года можно наблюдать целых четыре цикла.

Так, после пика продаж – 2008 наступил провал продаж – 2009. Затем рынок двигался к новому пику, наступившему в 2012 году, и уже с этой вершины постепенно скатывался на дно 2016 года. В следующем цикле «пиковые значения» стали намного скромнее – допустим, «лучшее» значение было достигнуто в 2018 году: речь шла об 1,7 млн проданных новых машин. И эти значения быстро были потеряны, потому что на фоне пандемии и следующих событий рынок просел уже до 626 тыс. проданных за 2022 год новых машин. И уже от этой чрезвычайно низкой базы рынок сейчас отскочил. Высоко? Не так чтобы слишком.

Но есть еще одно важное уточнение. Синичкина особо отметила, что сейчас происходит сильная структурная перестройка: развиваются продуктовая линейка и технологии, меняются сами каналы продаж. И все это как раз будет способствовать росту, считает эксперт. Тем более что российские потребители, по уточнению Синичкиной, «ментально еще не готовы отказаться от личного транспорта». Даже в условиях растущих цен и издержек на обслуживание.

Помимо обычных автовладельцев стоит учитывать еще активно развивающиеся корпоративные парки и совместное пользование автомобилями (каршеринг), «что, несомненно, будет влиять на рост продаж новых автомобилей», говорит Синичкина.

Также скорректировали терминологию и аналитики авторынка из банка «Открытие»: не оживление, но и не стагнация. Они склонны называть происходящее «долгой фазой адаптации к новым условиям с постоянно растущими ценами и сдержанным спросом из-за высоких кредитных ставок».

Да, потребители сейчас покупают новые автомобили. «Но чтобы в буквальном смысле сэкономить на будущем повышении цен», – следует из комментария аналитиков. И цены растут так быстро, что, как и жилье, сейчас «автомобили стали одним из способов вложения денег».

Одновременно с этим аналитики банка указали на перетекание спроса в пользу так называемой вторички. «Покупатели, оставшиеся с прежними бюджетами перед новыми ценами, меняют планы и смотрят в сторону машин с пробегом», – пояснили «НГ» в пресс-службе «Открытия».

Впрочем, оценка ситуации меняется не только от того, какие именно периоды берутся для сравнения, но и от того, как именно формируется сам прогноз, какие риски он учитывает или как раз оставляет за кадром.

По прогнозу, который предоставили «НГ» в агентстве «Автостат», объем реализации новых легковых автомобилей в 2024 году при пессимистичном сценарии составит 1,25 млн единиц – это на 18% больше, чем в прошлому году. В базовой, основной версии прогноза ожидается показатель на уровне 1,5 млн единиц (рост на 42%). А в оптимистичном сценарии возможен объем рынка даже в 1,75 млн штук (рост на 65%).

В дополнение к этому опрошенные «НГ» эксперты рассказали о подводных камнях параллельного импорта, на который возлагались большие надежды по снабжению автовладельцев привычными брендами.

Как сообщила Синичкина, в этом процессе много проблем. Во-первых, по ее словам, проблемой становятся «ограничения на поставки премиальных автомобилей». Во-вторых, автомобили, ввезенные параллельным импортом, «могут требовать дополнительной адаптации»: изменений в подвеске, кузове, установки российского программного обеспечения и других компонентов. В-третьих, дорогая и длинная логистика влияет на сроки доставки и цены. В-четвертых, судя по пояснениям эксперта, есть сложности с сертификацией автомобилей, которая в зоне ответственности «дилеров, а не импортеров». В-пятых, проблемой становится сервисное обслуживание, его ограниченный ассортимент, перечислила Синичкина.

«Параллельный импорт остался, но стал заметно дороже из-за новых ставок на границе. Такие поставки еще больше отделились по цене от официального массмаркета внутри страны, превратившись в отдельный рынок для обеспеченных покупателей. В зоне риска эти автомобили чаще всего из-за возможных проблем с оформлением», – подтвердили «НГ» в пресс-службе банка «Открытие».

Но есть импорт китайских автомобилей, и он, как отметили аналитики банка, «стабильно растет». Однако, как ранее уже писала «НГ», период, когда «китайский автомобиль» и «дешевый автомобиль» на российском рынке считались синонимами, тоже миновал (см. «НГ» от 30.03.23).

Более того, хоть новые китайские автомобили и привлекают все больше российских автовладельцев, однако, как сообщал «Автостат», на начало текущего года в РФ числилось лишь около 1,5 млн легковых машин китайских марок. И тем самым на долю «китайцев» приходилось только примерно 3% всего парка легковых автомобилей в стране (см. номер от 08.04.24). 



Читайте также


Европа отказывается от российского сжиженного газа

Европа отказывается от российского сжиженного газа

Геннадий Петров

Послы стран ЕС одобрили новый санкционный пакет, который планируется принять до июля

0
3574
В Берлине задумались, как досыта накормить немцев и не обидеть беженцев

В Берлине задумались, как досыта накормить немцев и не обидеть беженцев

Олег Никифоров

Перед правительством Германии встает проблема распределения финансовых средств

0
1645
Товарные "инвестиции" становятся актуальными для граждан

Товарные "инвестиции" становятся актуальными для граждан

Анастасия Башкатова

Покупка автомобиля рассматривается как альтернативный способ вложения денег

0
1688
Мировые цены на продовольствие пошли вверх

Мировые цены на продовольствие пошли вверх

Михаил Сергеев

Проблемы с российским урожаем не помогут снизить инфляцию

0
2771

Другие новости