Эксперты уверены, что без участия бизнеса малые города обречены. Фото фонда «Росконгресс»
На Петербургском международном экономическом форуме обсудили подходы к достижению национальных целей развития, связанных с малыми городами и населенными пунктами, критерии отбора «опорных городов» и механизмы поддержки инвестиций. На сессии «Планы развития малых городов: миссия выполнима?», организованной при поддержке РУСАЛа, главы субъектов Российской Федерации, представители крупного бизнеса и эксперты согласились, что без реального участия крупной промышленности и бизнеса малые города и населенные пункты могут быть обречены.
В России 800 малых городов с населением менее 50 тыс. человек. Но живет в них только 15% населения страны. Многие их них сегодня существуют в режиме постепенного угасания из-за сокращения населения, что создает серьезные риски деиндустриализации, особенно в таких стратегических регионах, как Сибирь. 70% малых и средних городов сталкиваются с депопуляцией, которая приводит к усилению дефицита кадров. Как отметил губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский, существует огромный разрыв в уровне жизни между крупными агломерациями и малыми городами.
После послания президента Федеральному Собранию повестка развития малых городов получила новый импульс. Государственные органы подготовили критерии отбора для 2000 опорных городов. Однако, как отметили эксперты, необходимы более дифференцированные критерии и расширение действующих механизмов поддержки инвестиций.
Для ускорения роста малых городов России Институт экономики роста имени П.А. Столыпина и Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ) предлагают ввести новый финансовый инструмент – социальный инфраструктурный контракт (CОИК), а также расширить возможности муниципальных облигаций и создать инфраструктурные фонды.
Предложенный аналитиками Института Столыпина и ИКСИ социальный инфраструктурный контракт – принципиально новый механизм развития малых городов. Он подразумевает партнерство частных инвесторов и властей в целях строительства социальных инфраструктурных объектов. В рамках СОИК инвестор самостоятельно за свой счет строит такой объект, вводит его в эксплуатацию и передает его в собственность или управление власти. Второй участник контракта – муниципалитет или субъект РФ – компенсирует первому понесенные затраты.
«По завершении контракта муниципальные образования получают готовые социальные объекты, инвесторы – компенсацию понесенных затрат. Ее обеспечат за счет налоговых льгот (они будут действовать с момента заключения СОИК и до пяти лет), а также за счет бюджетных отчислений или имущества. При этом основная цель стратегического партнера при реализации соцпроектов – не получение прибыли, а улучшение качества городской среды и условий жизни людей на территориях присутствия компании», – говорит один из авторов инициативы, исполнительный директор Института Столыпина Антон Свириденко.
РУСАЛ уже много лет вкладывает инвестиции в благоустройство городов своей ответственности. Фото © РУСАЛ |
Социальные инвестиции РУСАЛа осуществляются, во-первых, комплексно, с учетом всех реальных нужд жителей, во-вторых, системно – на основе методологии специально разработанного компанией «Индекса качества жизни и устойчивого развития городов», основанного на методологии ВЭБ.РФ с акцентом на малые и моногорода и рассчитываемого на основе мнения местных жителей, сотрудников и членов семей РУСАЛа.
Близкого подхода придерживается и Фонд Мельниченко. Самая важная вещь, к которой фонд стремится в работе по повышению качества жизни на территориях, – это системность и комплексность. «Необходимо сочетать создание большой инженерной и социальной инфраструктуры в проектах преобразования городской среды с работой с человеческим капиталом, особенно с молодежью. Для этого необходимо, чтобы мастер-планы был основан на диалоге всех заинтересованных сторон – он как рабочий инструмент должен соединить интересы жителей, местного бизнеса, муниципальных и региональных властей. В том числе, это важно для комбинирования частных инвестиций и расходов из бюджетов разного уровня», – отметила Татьяна Журавлева, генеральный директор Благотворительного фонда Андрея Мельниченко.
Развитию малых городов также будут способствовать расширение возможностей муниципальных облигаций и создание инфраструктурных фондов. Последние, по оценке Института Столыпина и ИКСИ, станут не только источником финансирования, но и центром компетенции, который может настроить эффективное управление проектами. Конкретные предложения по согласованию и применению новых механизмов финансового партнерства будут направлены на рассмотрение правительству и субъектам РФ.