Фото Романа Смирнова / НГ-Online
Высокая активность российской экономики в 2024 году объясняется ростом бюджетных расходов, в том числе и оборонных. Успехи текущего года снизили уровень тревожных и депрессивных настроений в стране, отмечается в новом отчете Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. При этом уровень трудового оптимизма у россиян пока невысок. От трети до двух третей работников в РФ остаются низкомотивированными. И это важный фактор снижения производительности труда, считают эксперты.
Экономический рост в РФ происходит в условиях наиболее жесткой (за последние полтора десятилетия) денежно-кредитной политики и постепенного исчерпания незагруженных производственных мощностей.
«Это представляет собой новый феномен, который еще предстоит осмыслить», – пишут экономисты из Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. По итогам первого квартала 2024 года российский ВВП увеличился на 5,4% в годовом выражении – при потенциале роста в 3–3,5%.
Динамика депрессивных настроений возрастных групп в РФ. Источник: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН (увеличить изображение) |
Рост процентных ставок ЦБ существенно не отразился на потребительской активности. Это связано как со структурой роста доходов отдельных групп населения, так и с выбранной моделью потребительского поведения. Опережающий рост зарплаты относительно совокупных доходов населения говорит о повышении благосостояния наименее обеспеченных групп населения – именно они имеют наибольший потенциал роста спроса, считают экономисты.
Наиболее чувствителен к ухудшению кредитных условий среди сегментов спроса населения сектор недвижимости. Как пример: в марте этого года число выданных ипотечных кредитов снизилось на 24% по сравнению с мартом прошлого года. Ужесточение условий для получения льготной ипотеки начинает сказываться на замедлении жилищного кредитования, что уже в краткосрочной перспективе отразится на показателях жилищного строительства, прогнозируют эксперты.
Ключевой риск в среднесрочной перспективе для российской экономики – это рассогласование динамики спроса и выпуска. При этом ситуация осложняется высокими процентными ставками, которые оставляют меньше возможностей для расширения выпуска и увеличения инвестиций. Меры правительства по поддержке импортозамещения и предпринимательства, стимулированию затрат на НИОКР вряд ли смогут компенсировать снижение деловой активности частного бизнеса в условиях жесткой денежно-кредитной политики, считают в РАН. В этих условиях растущий внутренний спрос будет способствовать росту импорта, что в конечном счете неизбежно приведет к замедлению экономического роста, прогнозируют экономисты.
Весной 2024 года наметилась позитивная динамика психоэмоционального состояния россиян, показывают данные мониторинга Института психологии РАН. В конце мая 2024 года доля респондентов, отмечающих у себя симптомы депрессии, составила 36%, а респондентов, указывающих на симптомы трудноуправляемой тревоги, – 21%. Впервые за два года тревога среди молодежи 18–24 лет вернулась к уровню, наблюдавшемуся до начала СВО.
Первый квартал 2024 года характеризовался низким горизонтом планирования, связанным с ожиданиями населения существенных не прогнозируемых на уровне отдельного гражданина изменений после выборов президента РФ. Во второй половине февраля наметилась тенденция перехода от сверхпессимизма в ожиданиях сначала к умеренному пессимизму, а затем к умеренному оптимизму (март–май 2024 года). Примечательно, что этот переход в настроениях связан с восприятием сохранения стабильной социально-политической системы и ожиданиями кадровых обновлений в высших эшелонах государственного управления в России.
Все экономические страхи в 2024 году ослабли, отмечается в отчете ИНП РАН. Страх последствий экономических санкций приблизился к минимуму за последние два года и волнует не более трети респондентов.
Страхи, связанные с ростом цен, традиционно входят в число самых массовых (70% в апреле 2024 года), однако их выраженность по сравнению с декабрем 2023 года снизилась на 8 процентных пунктов (п.п.). Обеспокоенность возможностью экономического кризиса и спада производства снизилась до уровня лета 2023 года (53%). Наиболее оптимистичной в отношении материального благополучия собственной семьи остается возрастная группа 18–24 года, а в отношении будущего экономики страны – респонденты в возрасте старше 55 лет. По-прежнему высоким остается у россиян запрос на «понятное завтра»: лишь 29% отмечают, что могут отчетливо представить себе будущее нашей страны через пять лет.
Доля низкомотивированных работников по-прежнему велика, отмечают в ИНП РАН. Эта доля составляет от 34 до 67% по отдельным категориям работников, что продолжает оставаться фактором снижения производительности труда в гражданских секторах производства и особенно в сфере услуг. Переход от излишне пессимистических ожиданий в конце 2023 года к умеренно оптимистическим в мае 2024-го указывает на тенденцию к снижению темпов роста потребления товаров длительного пользования в диапазоне ближайших шести месяцев, прогнозируют экономисты.