Фото сайта iile.ru
Вопросы формирования справедливых цен на товары и услуги все чаще обсуждаются на различных экспертных площадках. О мерах, которые позволят развивать отечественный бизнес в условиях честной конкурентной борьбы, рассказывает заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации, ректор Московского университета имени А.С. Грибоедова Владислав Гриб.– Владислав Валерьевич, в последнее время вы все чаще принимаете участие в мероприятиях по антимонопольной тематике. С чем связан такой интерес к вопросам конкуренции и конкурентной политики?
– С момента основания издательской группы «Юрист» в 1993 году я занимаю должность главного редактора. Интерес к конкурентному праву и взаимодействие с авторитетнейшими учеными – Владимиром Федоровичем Попондопуло и Дмитрием Анатольевичем Петровым – привели к созданию в 2011 году федерального научно-практического журнала «Конкурентное право». С 2018 года ежегодно в феврале ИГ «Юрист» совместно с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) проводит международные научно-практические конференции по актуальным вопросам антимонопольного правоприменения. Конференции уникальные – это симбиоз науки, правоприменения, экспертности. Конференция собирает руководителей ФАС России, ведущих ученых, экспертов и бизнес, повестка всегда очень насыщенная, очень обширный состав участников. По итогам каждой конференции издаются монографии.
Кроме того, являясь ректором Московского университета имени А.С. Грибоедова, на базе которого ведет работу кафедра конкурентного права, я совместно с коллегами принимаю участие в проведении научных исследований, подготовке программ повышения квалификации в данной области. Так что мой интерес к вопросам конкуренции появился далеко не в последнее время, я много лет погружен в проблематику антимонопольного права. Кроме издательской деятельности, я являюсь заместителем секретаря Общественной палаты и на моих глазах формируется четкий запрос общества на справедливые цены, развитые товарные рынки, доступные услуги, посильные для граждан тарифы ЖКХ и пр. А все это недостижимо без конкуренции.
– В Общественной палате вы в числе прочего курируете Общественные советы при федеральных органах власти. Что отличает Общественный совет при ФАС России от других Общественных советов?
– Общественный совет создан при каждом территориальном управлении ФАС России. И эти Общественные советы на территориях не просто созданы, они работают. То есть общественный контроль в сфере конкуренции налажен в каждом субъекте. Ежегодно на площадке Общественной палаты все Общественные советы при антимонопольных органах собираются, чтобы сверить часы, обсудить лучшие практики, поделиться опытом, задать прямые, иногда очень острые вопросы руководству ФАС России. Очень высока степень внимания руководителей ФАС России к деятельности Общественного совета. Регулярно бываю на заседаниях Общественного совета ФАС – первые лица всегда присутствуют и активно участвуют в обсуждении вопросов повестки, взаимодействуют с членами Общественного совета.
– Как вы оцениваете дальнейшее развитие антимонопольной политики в ближайшее время?
– Совсем недавно состоялась итоговая коллегия ФАС России, в которой я принял личное участие. Коллегия была приурочена к 20-летию ФАС России. Самое часто произнесенное слово на этом мероприятии было слово цены. Максим Алексеевич Шаскольский подробно рассказывал, как ФАС России применяет компетенции антимонопольного контроля ценообразования, представители законодательной власти также говорили о ценовом регулировании и давали свои оценки работе антимонопольных органов.
Конечно, цены – это то, что сегодня волнует буквально всех. Абсолютно солидарен с Максимом Алексеевичем в том, что необходимо внимательно относиться к ценам на социально значимые товары. Поддерживаю усилия антимонопольных органов по пресечению ценовых сговоров и других антимонопольных нарушений.
Крайне важно задать вектор антимонопольной политики и регулирования товарных рынков, который позволит соблюсти баланс интересов и потребителей, и бизнеса, обеспечит ускорение и независимое развитие ключевых отраслей экономики.
Сегодня с разных уровней звучит множество предложений (вплоть до самых радикальных), касающихся сдерживания роста цен, регулирования рынков и целых отраслей. Полагаю, что при принятии соответствующих регуляторных решений органам власти надо помнить о необходимости соблюдения этого баланса и ответственности за их последствия.
Отдельные аналитики предлагают идти по пути национализации экономики, разрушения сложившихся рыночных отношений, отказа от 30-летнего опыта построения и регулирования современных производственных отношений в ключевых отраслях промышленности. Это крайне недальновидный взгляд – надо не терять приобретенный опыт и конкурентные преимущества (как это было сделано при развале Советского Союза), а развивать наши возможности для обеспечения роста экономики и усиления роли и места Российской Федерации в мировой экономической системе. А к вопросам национализации в отдельных отраслях экономики, изменения структуры сложившихся конкурентных отношений следует подходить взвешенно и крайне осторожно.
– То есть вы абсолютно согласны с основными векторами работы ФАС?
– В целом, на мой взгляд, сегодня антимонопольный орган работает эффективно. После того, как Максим Алексеевич Шаскольский возглавил Федеральную антимонопольную службу, эффективность работы антимонопольного органа серьезно повысилась.
Не могу сказать, что все векторы развития антимонопольной политики мне близки и понятны: некоторые аспекты антимонопольной политики не так однозначны, как кажется на первый взгляд.
Например, на мой взгляд, неоднозначен задаваемый сегодня органами власти вектор принудительного развития биржевой торговли. Декларируемая цель биржевой торговли – развитие конкуренции. Вместе с тем, на биржу административным путем выводятся товары, обращаемые на рынках с развитой конкуренцией. Это происходит административно-директивным путем без учета особенностей товарных рынков, мнения бизнес-сообщества в условиях полного отсутствия конкуренции между товарными биржами.
В настоящее время в России осуществляют торговлю товарами всего две биржи: через одну осуществляется 99% объемов организованных торгов нефтью и нефтепродуктами, газом, лесом и минеральными удобрениями; другая организует биржевые торги сельхозпродукцией. Альтернативой биржевой торговле товарами могли бы стать торги на электронных торговых площадках, но для этого необходимо вносить изменения в Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федеральный закон от 21.11.2011 N 325-ФЗ «Об организованных торгах».
Справедливые вопросы вызывают инициативы по введению обязанности регистрации внебиржевых договоров для целого ряда производителей товаров. Государство потратило колоссальные средства на создание государственных информационных систем. По данным Счетной Палаты, на эти цели потрачено около 300 млрд бюджетных рублей. Полагаю, что государство должно определиться, продолжать ли далее развитие действующих информационных систем и иметь при этом агрегированную достоверную информацию о ценах на государственной площадке или можно доверить эту информацию коммерческой организации, которой является крупнейшая (подчеркиваю – единственная) товарная биржа в России.
На мой взгляд, необходимо крайне осторожно относиться к введению для бизнеса каких-либо дополнительных обязательств о предоставлении информации. В сегодняшних экономических условиях как никогда важен диалог власти, экспертного и бизнес-сообщества. Никто лучше отраслевого сообщества не знает про особенности и тонкости конкретного товарного рынка. Бизнес – основа конкурентной среды. Решения, принимаемые в отношении бизнеса, должны приниматься взвешенно, после полноценной оценки рисков и возможных последствий.
– Как вы оцениваете основные законодательные инициативы и перспективы в сфере антимонопольного правоприменения?
– На той же коллегии ФАС России выступали представители законодательных органов власти. Не со всеми их тезисами можно согласиться. Например, прозвучало, что антимонопольные органы должны оценивать монополизированность рынков только исходя из показателя рентабельности по чистой прибыли: где этот показатель выше – там монополия, где ниже – там нормальная конкуренция. Но состояние конкуренции на рынке нельзя так оценивать. Максим Алексеевич прав, что есть аспект инвестиций: как оценивать справедливый уровень отраслевой рентабельности, когда некоторые предприятия получены в собственность в результате приватизации, а некоторые в чистом поле построены с нуля?
Во всем мире есть методики оценки конкуренции на товарных рынках. И у нас есть утвержденная методика проведения анализа состояния конкуренции. И в ней все существенно сложнее, чем просто посмотреть на показатель рентабельности. Оценивается количество продавцов и покупателей, барьеры входа и выхода, уровень концентрации и многие другие показатели. Хороша эта методика или плоха, наверное, должны сказать эксперты. Если в ней есть недостатки – как раз с помощью законодателей нужно над ней поработать, но не отвергать совсем, пользуясь единственным показателем рентабельности для оценки монополизированности рынков.
Также из уст наших законодателей прозвучал тезис, что монополисты грабят граждан. И с этим также нельзя согласиться. Законом не запрещено занимать доминирующее положение. Запрещено злоупотреблять доминирующим положением. Не нужно демонизировать бизнес. В России на долю коммерческого сектора приходится около 82% всех предприятий и организаций. Именно этот сектор обеспечивает население рабочими местами, удовлетворяет общественный спрос, приносит значительную долю дохода государственной казны. Сегодня только в российской промышленности заняты свыше 10 млн человек. При этом давайте вспомним, что предприниматели – это такие же потребители товаров и услуг.
На мой взгляд, нам не нужно возвращаться в советскую плановую экономику, она себя изжила. Сегодня иная экономическая, политическая и социальная реальность. Необходимо гибко и аккуратно подходить к вопросам ценового регулирования. В текущих реалиях крайне важно учитывать все факторы ценообразования, включая баланс спроса и предложения, макроэкономические и микроэкономические факторы, поведение хозяйствующих субъектов, социальные факторы и действующие правовые нормы.
– Как же тогда сдерживать цены? Как на таких качелях не сорваться в абсолютное государственное регулирование?
– Везде нужен индивидуальный экспертный подход. Будет жесткое государственное регулирование – не будет инвестиций, не будет развития.
Давайте проведем аналогию с музыкальным инструментом. Моя дочь учится играть на арфе. Есть настройщик, результат работы которого – идеальное звучание инструмента. Вот государство и должно быть этим самым настройщиком в вопросах ценообразования. Тонко, аккуратно, деликатно, продуманно – так должна строиться государственная политика ценообразования.
Нужно учитывать особенности отраслей. Это важно. Антимонопольным органам необходимо просчитывать экономические последствия от своих действий – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, а также аргументированно обосновывать и отстаивать свою позицию в интересах защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков, подразумевая под этим также и создание благоприятных условий для развития отраслей экономики России. Главные помощники ФАС России в этом вопросе – бизнес-сообщество, наука, эксперты и институты гражданского общества.
– На какие товарные рынки, на ваш взгляд, целесообразно внимательно посмотреть с точки зрения ценообразования?
– В конце мая в Общественной палате Российской Федерации в формате круглого стола на тему «Жилищное строительство и рынок жилья: качество, объем, стоимость как условия развития» обсуждался рост цен на жилье. Организовали мероприятие Экспертный совет по детенизации (обелению) экономики при комитете Государственной Думы по экономической политике и комиссия Общественной палаты Российской Федерации по ЖКХ, строительству и дорогам.
В ходе круглого стола для рассмотрения было представлено аналитическое исследование компании ООО «СМ ПРО», которое показало, что за 10 лет стоимость квадратного метра на первичном рынке жилья существенно обогнала инфляцию.
В период с 2018 года наблюдалось увеличение доли составляющих, не связанных со стоимостью работ и строительных материалов, в цене квадратного метра на первичном рынке жилья. То есть прямые затраты на работы и материалы не являются главной причиной роста стоимости жилья. За последние 5 лет в стоимости квадратного метра доля затрат, не связанных со стоимостью работ и строительных материалов (прибыль девелопера и затраты на участки, подключение к сетям, рекламу, социальную нагрузку и т.д.), увеличилась на 22% – до 54%.
Необходимо срочно детально разбираться в реальных причинах роста цен на жилье. Продолжение роста цен на жилье еще больше увеличит разрыв между доходами населения и стоимостью жилья, что приведет к росту закредитованности населения и сделает непомерным груз ипотечных платежей.
– Возвращаясь к вопросам антимонопольного регулирования ценообразования: каким, на ваш взгляд, должно быть это регулирование, чтобы удовлетворить запрос гражданского общества и одновременно обеспечить баланс интересов государства, бизнеса и потребителя?
– С запросом гражданского общества прямо коррелируется необходимость недопущения необоснованных ценовых всплесков на социально значимые товары. А для этого важно иметь государственную экономическую политику в отношении ценообразования на всех социально значимых товарных рынках. И эта политика должна быть основана на корректной статистической информации, научно обоснованных методиках прогнозирования и учитывать особенности той или иной отрасли.
На мой взгляд, ключевыми аспектами соблюдения баланса на товарных рынках является, повторюсь, грамотное регулирование, основанное на корректных данных, научно обоснованных подходах и методах с учетом интересов производителей и потребителей, а также корректная открытая информация, доступная потребителям.
Кроме того, представляется крайне важным в публичном пространстве открыто говорить о реальных причинах роста цен на тот или иной товар. Это важно для предпринимателей и потребителей, это демонстрирует уровень и качество принятия решений и мер по ценовому регулированию.
Задачи, о которых я сказал, это задачи не только ФАС России, не только правительства, а в целом всего российского предпринимательского, научного сообщества и гражданского общества. Только так мы достигнем целей развития нашей страны и повышения ее конкурентоспособности, в том числе на мировых рынках.