Фото Reuters
Всемирный экономический форум (ВЭФ) составил список из 100 ведущих технологических стартапов, которых он называет «Пионерами технологий». Это передовые компании из самых разных стран, которые работают в сферах здравоохранения, энергетики, экологической устойчивости, космических данных. Все они – потенциальные компании-единороги, способные в самом скором времени привлечь миллиардное финансирование. Примечательно, что западные эксперты в списке делают акцент на небольших стартапах, способных изменить качество жизни человека уже сегодня, вроде технологий для слепых, больных мышечной атрофией или новых методов диагностики рака и психических заболеваний. В России, как известно, компании-единороги обычно не появляются (см. «НГ» от 04.08.22).
Само сообщество «Пионеры технологий» появилось еще в 2000 году. Оно состоит из компаний, которые находятся на ранней стадии развития и заняты сегодня разработкой и внедрением новых технологий и инноваций, способных оказать существенное влияние на бизнес и общество. ВЭФ ежегодно выделяет новые компании, которые, как считают эксперты, способны представить прорывные достижения уже в самое ближайшее время. Примечательно, что большинство компаний из списка пионеров технологий 2024 года работают в США, Китае или Индии. Так, в список ВЭФ вошло 11 компаний из Китая. Часть из которых с помощью искусственного интеллекта (ИИ) предлагают различные решения в здравоохранении: от производства стоматологической продукции до создания легких роботов, помогающих пациентам с нервно-мышечными нарушениями.
От Китая не отстает и Индия. Эксперты ВЭФ включили в сообщество технологических пионеров 10 компаний из этой страны. К примеру, западные эксперты выделили стартап, производящий электростанции, работающие на возобновляемых источниках энергии; компанию-разработчика программного обеспечения (ПО) для создания медицинских записей; производителя крупногабаритных аккумуляторов. Из других азиатских стран в списке пионеров представлено еще девять компаний.
Лидерство же по числу технологических пионеров – за США. ВЭФ включил в свой список 37 компаний из Штатов. Часть из них предлагают решения по переработке отходов. Так, стартап Re-Nuble перерабатывает пищевые отходы в удобрения или субстраты. Evrnu – перерабатывает текстильные отходы в новое биоразлагаемое волокно. А Nth Cycle перерабатывает металлолом и отходы горнодобывающей промышленности в критически важные минералы. Включена в список «пионеров» и компания, которая предлагает технологию по сохранению избыточной возобновляемой энергии в виде тепла и также способна выдавать эту энергию в сеть за короткое время.
Список компаний ВЭФ довольно разнообразен. Множество представленных стартапов используют ИИ для решения задач в самых разнообразных областях. ВЭФ, к примеру, выделяет компании, которые занимаются разработкой решений для найма специалистов с помощью ИИ. В частности, включенная в список компания Moonhub способна анализировать кадровый резерв в 1 млрд человека для подбора специалиста, используя множество различных факторов.
Но искусственный интеллект не единственная область интересов технологических стартапов. Часть компаний сосредоточены в сфере нейротехнологий. В ВЭФ нейротехнологии, так же как и ИИ, считают сферой быстрых инноваций. «На сегодняшний день венчурные инвестиции здесь составили более 8 млрд долл. и продолжают расти. В 2023 году нейротехнологические компании привлекали 1,4 млрд долл., что вдвое больше, чем в 2022 году», – замечают эксперты форума.
Среди этих технологий есть самые разнообразные решения. К примеру, в список 100 лучших компаний-пионеров технологий включили стартап NextSence, который занимается созданием наушников, улучшающих сон человека через воздействия на работу мозга. Другая компания Kintsugi разрабатывает программное обеспечение (ПО) на основе ИИ и образцов голоса для выявления признаков и степени тяжести психических заболеваний.
Стартап BrainQ, используя интерфейс «мозг-компьютер», разрабатывает методы лечения, воздействующие на поврежденные нейронные сети и способствующие нейровосстановлению. В самой компании указывают, что решение поможет облегчить жизнь 1 млрд человек.
Еще одна компания, включенная в список – румынская Dotlumen, – производит гарнитуру для слепых, основанную на технологии беспилотного вождения. Подчеркивается, что такая гарнитура способна полностью заменить слепому собаку-поводыря, так как распознает препятствия, где слепому не следует ходить.
В целом в списке «100 пионеров технологий» довольно много компаний, занимающихся теми или иными решениями в улучшении качества жизни человека и его здоровья. Так, стартап из Индии разрабатывает портативный неинвазивный тест для ранней диагностики рака молочной железы. Juvena Therapeutics занимается разработкой препаратов, лечащих в том числе различные виды хронических мышечных дистрофий. Другой стартап из США нацелен на помощь людям с ограниченными возможностями найти работу и повысить собственный уровень производительности.
Все представленные ВЭФ стартапы – это потенциальные компании-«единороги». Напомним, «единорогом» принято называть компанию, которая достигла оценки в 1 млрд долл. в течение не более чем 10 лет с момента основания, при этом не проходила первичное размещение на бирже (IPO) и остается в собственности своих создателей не менее чем на четверть.
На сегодняшний день в мире насчитывается свыше 1,5 тыс. «единорогов», рассказывали эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ). Почти половина из списка – компании из США. При этом каждый четвертый «единорог» (412) находился в странах БРИКС (объединение Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР). Причем только в Китае свыше 300 компаний, в Индии – почти 90, а в России – ни одной, рассказывали эксперты.
Причина такого разброса проста: компаниям-«единорогам» жизненно необходимо привлечение венчурного финансирования. «Единороги» – это именно порождение венчурного рынка. Инвесторы в поиске потенциальных «единорогов» ищут не ренты, а взрывного роста стоимости компании. Ожидание этого роста может растянуться на несколько лет и сопровождаться дополнительными возрастающими затратами на исследования и разработки, выход на новые рынки, рекламу. Это рискованные инвестиции, которые могут и вовсе не окупиться: бизнес, выбранный инвестором, вполне может прогореть», – рассказывал автор исследования ВШЭ Кирилл Тюрчев (см. «НГ» от 03.10.23).
«Инвесторы в нашей стране вкладываются в классические рынки: недвижимости и финансовый. Сейчас, с учетом санкционного режима, в России появилось много возможностей зарабатывать быстро и качественно, получать сумасшедшую маржинальность – выше 10–20–30%. Поэтому многие инвесторы не рассматривают такие рискованные направления, как венчурный рынок, когда есть классический рынок с огромной маржой», – говорил член генсовета «Деловой России» Алексей Порошин.
Что касается общемировых венчурных инвестиций, то они вернулись на уровень 2018–2020 годов, составив около 300 млрд долл. по итогам 2023 года, следовало из обзора ЦМАКП. По итогам 4,5 месяца этого года объем венчурных инвестиций почти достиг 120 млрд долл. И почти половина всех венчурных инвестиций сегодня приходится на США.