Счетная палата РФ фиксирует рост расходов регионов на обслуживание государственных долгов. Фото РИА Новости
Баланс доходов и расходов у федерального и региональных бюджетов выглядит в 2024 году вполне благополучно. Дефицит федерального бюджета в текущем году ниже прошлогоднего. А доходы региональных бюджетов вообще превышают их текущие расходы. Месяц назад Институт Гайдара подтвердил финансовую устойчивость большинства субъектов Федерации (см. «НГ» от 14.05.24). А во вторник, 11 июня, этот же вывод подтвердила и Счетная палата РФ.
Федеральный бюджет РФ в январе–мае 2024 года исполнен с дефицитом 983 млрд руб., или 0,5% ВВП, сообщил Минфин. Эти показатели существенно лучше прошлогодних, а также бюджетных ориентиров на конец 2024 года. Год назад Минфин докладывал, что дефицит федерального бюджета за первые месяцы 2023 года превышал 3,03 трлн руб., или 1,8% ВВП. При этом по всем международным стандартам и представлениям бюджетный дефицит государства ниже 3% его ВВП считается весьма благополучным показателем, который говорит об устойчивости государственных финансов этого государства.
Последние корректировки закона о бюджете-2024 предусматривают бюджетный дефицит в размере 2,12 трлн руб., или 1,1% ВВП.
Доходы бюджета за пять месяцев составили 14,289 трлн руб., что на 45,5% больше показателя января–мая 2023 года, расходы – 15,272 трлн руб., что выше уровня предыдущего года на 18,9%, сообщил Минфин. Ведомство Антона Силуанова отмечает, что в поступлении ключевых ненефтегазовых доходов – как федерального бюджета, так и бюджетной системы в целом – наблюдается устойчивая положительная динамика.
Доходы федерального бюджета сегодня выше прошлогодних на 34%. Доходы бюджетной системы в целом, то есть с учетом бюджетов регионов, выше прошлогодних на 28%.
Нефтегазовые доходы составили 4,951 трлн руб., превысив показатель аналогичного периода предыдущего года (+73,5%), преимущественно вследствие роста цен на российскую нефть. Поступление нефтегазовых доходов при этом сложилось на уровне, превышающем их базовый размер. И в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития в последующие месяцы также ожидается устойчивое превышение поступлений нефтегазовых доходов над их базовым уровнем. Базовые нефтегазовые доходы составили в январе–мае 4,343 трлн руб., превысив уровень прошлого года на 32,7%.
Накопление дополнительных нефтегазовых доходов в периоды благоприятной ценовой конъюнктуры и использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами бюджетного правила обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов.
Во вторник, 11 июня, Счетная палата (СП) РФ подвела итоги исполнения бюджетов за первый квартал 2024 года. В частности, СП выявила существенный рост расходов регионов на обслуживание государственного долга в январе–марте. Об этом говорится в оперативном докладе Счетной палаты РФ о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов за январь–март. «Несмотря на снижение доли рыночных заимствований в структуре совокупного долга регионов с 7,2% по состоянию на 1 января 2024 года до 4,8% по состоянию на 1 апреля 2024 года, необходимо отметить существенный рост расходов на обслуживание госдолга консолидированных бюджетов регионов в отчетном периоде», – сказано в отчете СП.
Счетная палата отмечает, что расходы регионов на обслуживание государственного долга выросли на 6,8%. Это связано с ростом со второго полугодия 2023 года ключевой ставки Центробанка. А также со значительным увеличением оборотов по коммерческим кредитам в связи с действием механизмов единого налогового платежа, когда для покрытия кассовых разрывов в течение каждого месяца требовалось дополнительное привлечение коммерческих кредитов, которые погашались в конце месяца за счет поступивших доходов.
Исполнение консолидированных бюджетов регионов показало в первом квартале незначительный рост доходов (на 3,6%) и сдержанный рост расходов (на 5,9%).
Темпы роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов российских регионов в конце 2023-го и первом квартале 2024 года существенно замедлились. Для реализации майского указа президента РФ о национальных целях развития до 2030 и 2036 года может потребоваться дополнительная финансовая помощь регионам, считает Александр Дерюгин, руководитель лаборатории бюджетной политики Института Гайдара. Кроме того, по мнению экономиста, может потребоваться перенастройка бюджетной политики Центра в отношении регионов для создания более сильного выравнивающего эффекта (см. «НГ» от 14.05.24).
Правительство РФ должно списать большую часть задолженности российских регионов до 1 октября. Такое поручение дал президент Владимир Путин. Списание должно производиться «при условии целевого направления высвобождающихся средств на реализацию инфраструктурных проектов и поддержку инвестиций в порядке, согласованном комиссией Госсовета РФ по направлению «Экономика и финансы».
В конце февраля 2024 года президент РФ Владимир Путин предложил списать две трети задолженности регионов по бюджетным кредитам. А сэкономленные 200 млрд руб. должны быть направлены ими на поддержку инвестиций и в инфраструктурные проекты. «Надо снизить долговую нагрузку субъектов Федерации. Считаю необходимым списать 2/3 задолженности регионов по бюджетным кредитам. По оценке, это позволит им сохранить около 200 млрд руб. ежегодно с 2025 по 2028 год», – сказал глава государства.