Покупка автомобиля становится для россиян серьезной финансовой задачей. Фото РИА Новости
Теперь уже даже средние по стране цены на новый импортный автомобиль приближаются к стоимости квартиры в небольшом подмосковном городе. Подорожавшие машины из обычного средства передвижения вновь все больше трансформируются в средство сбережения и даже, скажем так, в особую товарную «инвестицию» для тех, кому не по карману, например, покупка недвижимости. Такой же статус новой товарной «инвестиции» могут приобретать и некоторые другие непродовольственные товары, цены на которые росли в последние годы с заметным опережением официальной инфляции.
В мае средняя по России стоимость нового импортного легкового автомобиля составила более 2,4 млн руб., следует из новых данных, обнародованных в Единой межведомственной информационно-статистической системе.
Одновременно с этим цена нового отечественного легкового автомобиля составила в среднем по стране более 1,2 млн руб. Еще раз уточним: приведенные цифры – это именно средняя температура по больнице, реальная же стоимость машин существенно варьируется в зависимости от конкретных марок, моделей, регионов.
Но даже такие усредненные показатели впечатляют. Особенно если учесть, что по сравнению с маем 2019 года новые как зарубежные, так и отечественные легковые автомобили подорожали в среднем по стране более чем вдвое. Тогда их стоимость составляла, по данным официальной статистики, 990 тыс. и 550 тыс. руб. соответственно. И такой рост цен превысил накопленную за этот же период инфляцию, составившую около 41% с мая 2019-го по май 2024-го.
В итоге сегодня покупка нового импортного автомобиля равноценна приобретению, допустим, квартиры в небольшом подмосковном городе. Пример: по данным портала «Индикаторы рынка недвижимости», в мае средняя цена квадратного метра жилья в Шатуре составила чуть больше 78 тыс. руб. Можно вспомнить, что, согласно своду правил Минстроя, минимальная площадь однокомнатной квартиры должна быть 28 кв. м. И тогда получается, что стоимость однушки, еле вписавшейся в эти правила, как раз окажется в диапазоне 2,2–2,4 млн руб.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), которое аккумулирует сведения от 3 тыс. кредиторов, по состоянию на апрель рекомендованный доход заемщиков для обслуживания автокредита составил в России уже почти 117 тыс. руб., увеличившись за год примерно на 15%. Судя по обзору НБКИ, по сравнению с уровнем весны 2019 года этот рекомендованный доход увеличился более чем в полтора раза.
Приведенный в исследовании рекомендованный доход заемщиков для обслуживания автокредита учитывает показатели кредитной ставки, срока и суммы ежемесячного платежа автокредитов, выданных российскими банками в течение месяца. При расчете предполагается, что ежемесячный платеж должен составлять не более 30% рекомендованного дохода. Отметим, что помимо стоимости самого кредита на ситуацию с доступностью автомобиля влияет, конечно, и его цена.
Примечательно, что часть экспертов, оценивая ситуацию на российском авторынке, рассуждают сейчас об автомобилях не столько как о средстве передвижения, сколько как об особом инвестиционном «инструменте». «Авто все еще воспринимается как актив и инвестиция», – сообщил «НГ» аналитик компании «Полилог» Дмитрий Комягин, сославшись на проведенное исследование, в ходе которого выяснялся интерес россиян к машинам разных марок.
При появлении финансовых возможностей люди пытаются приобрести как раз новый автомобиль, отметил эксперт. Другое дело – что не всегда эти возможности есть, и тогда выбор вынужденно делается в пользу старых машин.
Хотя в таком подходе, когда автомобиль приравнивается к инвестиционным инструментам, есть, конечно, подводные камни. «Нужно учитывать, что автомобиль теряет около 20% стоимости, как только его купили», – пояснил первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Так что если мы говорим не о покупке каких-либо раритетных моделей и не о ситуации экстраординарных перекосов на рынке, тогда чем машина старше, тем обычно меньше она стоит.
И именно это и стало для экспертов поводом все же поспорить о том, считать ли автомобиль инвестицией в прямом смысле слова. «Некоторые модели, возможно, и могут выступать в качестве средства накопления или инвестиции, но только при условии, что эта «инвестиция» застрахована владельцем должным образом», – считает замгендиректора группы компаний «Автодом» и «АвтоСпецЦентр» Жанна Специальная.
В то же время ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов напомнил о том, что есть такие автовладельцы, которые готовы вкладываться в свой автомобиль, улучшая его характеристики, и это способствует росту его привлекательности в глазах других покупателей и увеличению стоимости, даже несмотря на пробег.
По мнению Баранова, вполне уместно говорить о том, что в текущей ситуации автомобиль все больше становится особого рода «инвестицией». Но все же эксперт признал, что эта трансформация зависит от множества факторов. «Например, так происходит, если ваш автомобиль – одной из тех марок, которые ушли из страны. При этом у него небольшой пробег, он стоял в гараже, его регулярно обслуживали у официального дилера», – перечислил эксперт. Тогда при продаже за него можно выручить больше средств, чем было потрачено несколько лет назад.
«Автомобиль, конечно, не инвестиция в прямом смысле слова, но, безусловно, это выгодное вложение, – продолжил эксперт по фондовому рынку компании «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк. – Можно провести аналогию с фондовым бенчмарком. На автомобильном рынке им выступает средняя стоимость авто – зарубежного или отечественного производства. Она выросла не только из-за девальвации рубля в 2023 году (эффект проявляется с лагом), но и по целому ряду других причин, что сделало автомобиль выгодным вариантом вложения средств в 2022–2023 годах».
Однако, как предупредил эксперт, все же лучше не рассчитывать на то, что тенденция опережающего инфляцию роста цен на автомобили продолжится. Как ожидает Миронюк, ужесточение конкуренции за потребителя и локализация производств будет способствовать как раз коррекции цен на автомобили.
Но, кстати, судя по данным Росстата, с опережением официальной инфляции в последние несколько лет дорожали не только автомобили, но и, допустим, ноутбуки или смартфоны, что их тоже сделало привлекательными с точки зрения вложения средств.