Использовать автоматизированные линии при производстве может далеко не каждое промышленное предприятие. Фото агентства городских новостей "Москва"
Российские власти ставят своей целью провести в стране ускоренную роботизацию. Пока что в стране насчитывается менее 13 тыс. промышленных роботов, следует из анализа Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ВШЭ). Их в своем производстве использует лишь каждое пятое промышленное предприятие. При этом чиновники ставят задачу до конца 2030 года увеличить использование роботов в семь раз, доведя их численность до 100 тыс. штук. По мнению экспертов, основной ограничитель для роботизации в России – дороговизна внедрения промышленных роботов и отсутствие квалифицированных кадров для их создания.
Ученые из ВШЭ обращают внимание на неоднородность использования промышленных роботов в РФ. Топ-10 по числу используемых роботов образуют регионы с развитым промышленным комплексом Центрального, Приволжского и Северо-Западного федеральных округов. «Все эти субъекты РФ объединяет наличие собственных автомобилестроительных площадок, выпускающих легковые либо грузовые автомобили (Татарстан, Калужская, Нижегородская области и др.), а также автобусы (Нижегородская область и др.)», – уточняют в ВШЭ. Так, в половине регионов-лидеров в структуре объема отгруженной продукции обрабатывающих производств значительную долю (от 14% до почти 27%) занимает машиностроение.
Лидером же по числу применяемых промышленных роботов является Санкт-Петербург (1,3 тыс.). Регион находится на первом месте и по числу замещенных рабочих мест (численности производственного персонала) на одного промышленного робота (в среднем 23,6 человека). Схожая ситуация наблюдается в Ленинградской (24,4 человека) и Калужской (54,3 человека) областях. «В остальных регионах из топ-10 при значительной численности производственного персонала число рабочих мест на одного робота существенно выше, то есть парк используемых промышленных роботов меньше», – замечают в ВШЭ. К примеру, в Свердловской области на одного робота приходится 388 рабочих мест. В Нижегородской – 171.
Подчеркнем, плотность роботизации представляет собой показатель уровня автоматизации производственных процессов и определяет отношение числа промышленных роботов к количеству сотрудников на предприятии, является одним из показателей развития экономики.
Эксперты считают, что обеспеченность робототехникой зависит от целого ряда факторов, включая соотношение между отраслями в структуре выпуска региона, уровень диверсификации промышленного комплекса, а также численность работников.
В отраслевом разрезе уровень роботизации производств неоднороден. Согласно расчетам ВШЭ, в целом только каждое пятое российское обрабатывающее предприятие использует промышленных роботов и автоматизированные линии. Ученые считают эти показатели в целом сопоставимыми с европейскими. Так, в Италии 16% предприятий использует промышленных роботов, в Германии – менее 15%.
Однако уровень существенно зависит от отрасли. В ЕС промышленные роботы активней всего используются в различных отраслях машиностроения, а также производстве металла и металлических изделий. Так, в Евросоюзе свыше трети предприятий в автомобилестроении и транспортном машиностроении задействуют робототехнику. В России же среди производителей транспортных средств только 18,4% организаций используют роботов этого класса, сообщают исследователи.
Четверть европейских производителей металла и металлических изделий применяют в своей деятельности промышленных роботов. В России в этих отраслях робототехника востребована чуть меньше (20,5%).
И наоборот, в России по масштабам роботизации лидирует производство лекарственных препаратов. Здесь каждое третье предприятие использует роботов и автоматизированные линии. В ЕС же таковых менее 14%. Выше уровень роботизации и в производстве резиновых и пластмассовых изделий, минеральной продукции, отмечают в ВШЭ. У РФ уровень роботизации здесь почти 30%, у ЕС – 21,4%.
Также среди российских пользователей промышленной робототехники шире представлены менее технологичные отрасли, вроде производства текстильных изделий, одежды, кожи и изделий из кожи. Здесь доля пользователей роботов составляет 15% в РФ против 6,4% в ЕС, обращают внимание эксперты. Схожая ситуация сложилась и в отраслях по обработке древесины, производству изделий из дерева и бумаги (20,8% против 11,5%). «Среди российских пищевых производств (выпуск продуктов, напитков, табачных изделий) промышленных роботов используют почти четверть предприятий (23,2% против 7,9%)», – уточняют в ВШЭ.
Российские власти при этом ставят цели по дальнейшему наращиванию уровня роботизации в РФ. На прошлой неделе, выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), президент РФ Владимир Путин объявил, что России за короткий срок необходимо войти в топ-25 стран по плотности роботизации, что означает установку более 100 тыс. роботов.
«С учетом демографических вызовов, с которыми мы столкнулись, объективного дефицита кадров важнейшее условие достижения темпов экономического роста связано с повышением производительности труда», – заявил он. «Важно обеспечить это (увеличение инвестиций и обновление российских предприятий. – «НГ») на качественно новой технологической основе с широким применением автоматизации», – подчеркнул президент.
В мае этого года задача по вхождению до 2030 года в число ведущих стран мира по плотности роботизации была закреплена и в новом майском указе президента РФ. Согласно расчетам Минпромторга, для ее решения предприятия должны использовать 94 тыс. роботов к концу текущего десятилетия.
Также в июне правительство РФ объявило о планах по запуску национального проекта по развитию станкоинструментальной промышленности и робототехники, который объединит широкий портфель инструментов поддержки отрасли – как существующих, так и новых мер. Среди прочего планируется к 2026 году создать три центра развития промышленной робототехники, которые будут предоставлять услуги по разработке, инжинирингу, проектированию решений для различных отраслей экономики; прорабатывается возможность запуска льготного лизинга и кредитования приобретения промышленных роботов.
Пока же уровень роботизации РФ пока далек от мирового. Мировые лидеры по плотности роботизации – Южная Корея, Сингапур и Германия. Согласно отчету World Robotics от Международной федерации робототехники (IFR), в прошлом году в Южной Корее использовалось свыше 1 тыс. роботов на 1 тыс. человек, в Сингапуре – 730 роботов, в Германии – 415 роботов на 10 тыс. человек. Чуть менее 400 роботов на 10 тыс. человек приходится в Японии и Китае.
В целом же в мире используется уже свыше 3,9 млн роботов, а средняя плотность их использования превысила 150 роботов на 10 тыс. работников, что вдвое выше, чем шесть лет назад, следовало из отчета. Для сравнения: в России этот показатель составляет 10 роботов на 10 тыс. человек, сообщали в Национальной ассоциации участников рынка робототехники.
Будучи еще помощником президента РФ, Максим Орешкин отмечал, что уровень роботизации в России в 15 раз ниже, чем в среднем в мире. Однако, по его словам, это гигантский потенциал для роста российской экономики.
«В России абсолютный уровень роботизации критически низок для решения амбициозных задач по перестройке экономики», – обращает внимание доцент РЭУ им. Плеханова Максим Максимов. Он подчеркивает: роботизация – это отнюдь не дешевый процесс. «Далеко не каждое предприятие, даже имея выраженную необходимость во внедрении роботов, может себе это позволить», – отмечает он.
«Впрочем, государственные структуры стремятся сделать роботизацию более доступной для широкого бизнеса. Роботы были внесены в постановление, в рамках которого предоставляется компенсация скидки для производителя, который предоставляет скидку конечному покупателю. Субсидируемая скидка увеличена до 50% от стоимости продукции. Это означает, что отечественных роботов или иные средства, схожие с ними по функционалу, можно покупать со скидкой до 50%, которую государство вернет производителю. На производителей роботов также распространяется механизм льготных гарантий для банков на приобретение оборотных средств при поставке роботов», – добавляет Максимов.
«Роботизация промышленности требует дополнительных инвестиций, а в последние пару лет Банком России проводится жесткая денежно-кредитная политика, в связи с чем кредитование модернизации предприятий обходится значительно дороже, чем во время более мягкой монетарной политики, и его могут просто откладывать до лучшего момента времени», – соглашается аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
Ключевая проблема отставания РФ по уровню роботизации – высокая стоимость приобретения и внедрения промышленных роботов. «Импортные модели и технологии стоят дорого: один промышленный робот может стоить от 50 тыс. до 100 тыс. долларов. Не каждая российская компания может себе это позволить», – сообщает директор по стратегии «Финам» Ярослав Кабаков.
Другой значимой проблемой является дефицит квалифицированных специалистов. «Для работы с робототехническими системами требуются инженеры и операторы с высокой квалификацией, знаниями в области программирования, электроники и механики. В России ощущается значительный дефицит таких кадров, что затрудняет внедрение автоматизации», – продолжает эксперт. Недостаток инфраструктуры и поддержки со стороны государства, по его мнению, также мешает развитию роботизации.
«Роботизация производства повышает качество и в конечном итоге снижает стоимость. Ключевую роль роботизация играет в условиях обозначившегося кадрового голода и демографических ям, распространяющихся волнами по половозрастной пирамиде нашей страны», - добавляет исполнительный директор «ДиСи Инжиниринг» Глеб Антипов.