Динамика курсов основных валют, вероятно, будет оставаться волатильной. Фото Reuters
В конце недели правительство РФ смягчило требование об обязательной репатриации валютной выручки крупнейшими российскими экспортерами. Теперь они обязаны зачислять на свои счета в уполномоченных банках не менее 60% иностранной валюты, полученной по внешнеторговым контрактам вместо прежних 80%. По мнению экспертов, мера призвана вернуть рубль в «привычный коридор» после его укрепления под действием новых санкций США. Однако не все аналитики согласны с тем, что сокращение нормы возврата валюты поможет ослабить рубль, полагая, что его волатильность будет сохраняться.
«Решение принято с учетом стабилизации курса национальной валюты и достижения достаточного уровня валютной ликвидности», – объяснили в правительстве РФ снижение нормы возврата валютной выручки. Требование об обязательной репатриации валюты и продаже валютной выручки было введено указом президента РФ еще в октябре 2023 года. В апреле этого года мера была продлена сразу на год, до 30 апреля 2025 года. Тогда же был увеличен срок зачисления экспортерами валютной выручки на свои счета с 90 до 120 дней.
Это требование по-прежнему касается фиксированного перечня экспортеров, состоящего из 43 групп компаний, работающих в отраслях топливно-энергетического комплекса, черной и цветной металлургии, химической и лесной промышленности, зернового хозяйства. Компании из этого списка должны зачислять на свои счета в российских банках не менее 60% инвалюты, полученной от их экспортных контрактов.
В правительстве РФ подчеркивали, что мера об обязательной продаже валютной выручки показала свою эффективность и стабилизировала ситуацию на внутреннем валютном рынке. Обратного мнения придерживались в Центробанке. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорила, что эти валютные операции не оказывают значимого влияния на динамику курса рубля. «Что касается обязательной продажи валютной выручки, мы считаем, что важность этой меры для рынков второстепенна. Скорее она имеет психологическое значение для некоторых экономических субъектов, которые не анализируют торговые балансы», – подчеркивала она, ожидая, что в дальнейшем жесткость требований будет ослабевать.
При этом многие аналитики прогнозировали, что укрепление рубля после недавнего введения американских санкций против Московской биржи и прекращения биржевых торгов долларом и евро в России может подтолкнуть власти к корректировке режима обязательной продажи экспортной выручки.
Спрос на валюту низкий, а экспортеры должны ее активно продавать из-за указа об обязательной продаже валютной выручки, объясняют аналитики SberCIB Investment Research. По мнению директора по инвестициям «Астра Управление активами» Дмитрия Полевого, смягчение требований к экспортерам – барьер для чрезмерного укрепления рубля.
С ним согласен и главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. «Указ об обязательной продаже валютной выручки является эффективным инструментом, который помогает удерживать курс рубля стабильным в приемлемом для экспортеров, импортеров и других экономических агентов диапазоне», – подчеркивает он. А после введения санкций США на Мосбиржу рубль перешел к стремительному укреплению из-за вероятного сжатия импорта вследствие проблем с платежами с дружественными странами, а также вероятного избавления компаний и граждан от ставших еще более «токсичными» долларов и евро. «Столь «крепкий курс» рубля (курс юаня падал ниже 11, доллар в район 80) является невыгодным для экспортно ориентированной российской экономики и бюджета. Поэтому власти задействовали инструмент для возвращения курса рубля в уже привычные диапазоны, в которых рубль находился последние 8 месяцев – 87–94 за доллар, 93–101 за евро и 11,8–12,8 за юань», – указывает аналитик. По его мнению, рубль в ближайшие недели вернется в эти диапазоны и будет торговаться в них в ближайшие месяцы.
«Повышенная волатильность курса рубля к бивалютной корзине, которая наблюдалась после объявления новых ограничений со стороны США, была определена дисбалансом спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем рынке. То есть проблемы с трансграничными платежами за импорт усилились, что привело к снижению спроса на валюту, в то время как экспортные потоки продолжили поступать. Дополнительный объем предложения формировался также за счет обязательной продажи валютной выручки от экспортеров. Ко всему прочему, приближается налоговый период, который также вынуждает экспортеров продавать валюту под рублевую ликвидность для фискальных платежей. Не забываем также и про и продажи валюты ЦБ в размере 8,1 млрд руб. в день. В этих условиях наиболее разумным решением для выравнивания баланса спроса и предложения и улучшения условий для экспортно ориентированных компаний (которые теряют доходы в периоды ослабления рубля и получают дополнительную нагрузку из-за указа об обязательной репатриации валютной выручки) является послабление в части возвращения доходов из-за границы в валюте», – рассуждает аналитик «Цифра брокер» Наталия Пырьева.
Сильный рубль снижает поступления в бюджет, говорит доцент Финансового университета Сергей Суверов. Однако укрепление рубля служит делу борьбы с инфляцией, потому что это является антиинфляционным фактором. Однако решение же о смягчении требований обязательной продажи валютной выручки может привести к некоторому ослаблению рубля. «Экспортеры выигрывают от этого нововведения, но в минусе остаются мотивы борьбы с инфляцией. Если рубль из-за смягчения требований обязательной продажи выручки падает, то это вызовет дополнительные инфляционные риски», – рассуждает эксперт.
«Меньшее количество валютной выручки, конвертируемое в рубли, может ослабить поддержку курса национальной валюты, что может вызвать некоторую девальвацию рубля, особенно при неблагоприятных внешнеэкономических условиях. А если ослабление рубля будет значительным, это может привести к росту цен на импортные товары и услуги, что может ускорить инфляционные процессы в стране», – добавляет руководитель департамента «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман.
Как считает аналитик «БКС Мир инвестиций» Денис Буйволов, решение правительства по смягчению требований позволит приблизить курс рубля к более низким, экономически обоснованным уровням. «Юань краткосрочно может подойти поближе к 13, а доллар (по индикаторам срочного рынка) – в направлении 90. Более серьезное восстановление инвалют краткосрочно маловероятно, поскольку приближается налоговый период (пик 28 июня), а цены на нефть в последнее время держатся на достаточно комфортных уровнях. Кроме того, из-за санкционного давления могут сохраняться проблемы в расчетах за импорт, вследствие чего спрос на иностранные деньги нестабилен», – рассуждает он.
Однако финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов сомневается в том, что решение властей приведет к существенному ослаблению национальной валюты. «Ситуация на валютном рынке остается неопределенной. Если снижение порога обязательной продажи валютной выручки не приведет к ожидаемому снижению волатильности на рынке, следует ожидать дополнительных мер со стороны ЦБ РФ», – не исключает он.
Доцент РЭУ им. Плеханова Вадим Ковригин также полагает, что смягчение требований не слишком повлияет на курс рубля. Он уверен, что в первые дни после санкций США против Мосбиржи экспортеры, пользуясь временным лагом между получением выручки и ее продажей, сократили реализацию долларов – слишком увеличились спрэды и волатильность. «Продажи валютной выручки в следующие недели они будут наращивать – из-за нереализованной ранее части выручки. Поэтому ждать какого-то серьезного изменения курса рубля не следует. От такого небольшого смягчения обязательств по реализации валютной выручки совокупный объем предложения резко не изменится. А спрос на валюту останется чрезмерно эмоциональным и подверженным резким изменениям», – прогнозирует он. По мнению Ковригина, в ближайшие недели повышенная волатильность рубля будет сохраняться.
Как считает финансовый аналитик Павел Рябов (Telegram-канал Spydell_finance), после нововведений валютный рынок России найдет новую точку равновесия, а экономические субъекты адаптируются под новые правила, и ситуация нормализуется.
Он напоминает, что ранее важнейшим поставщиком ликвидности на валютный рынок были физлица (в том числе валютные спекулянты), нерезиденты (в основном из недружественных стран) и малые-средние компании (преимущественно импортеры, которые могли формировать до 15–20% от оборота торгов). А теперь на рынке будут доминировать банки, инвестфонды и крупнейшие компании. «Это типичный срез внебиржевого рынка развитых стран, где валютный рынок концентрируется именно во внебиржевом сегменте. Но там внебиржевой рынок эффективно работает, так как работает международный межбанк, а в России этого нет по известным причинам – только внутренний котел», – объясняет аналитик. С 2022 года основной спрос на валюту создают импортеры. Рябов полагает, что рубль будет иметь тенденцию к укреплению на фоне притока валюты от экспортеров. «Валютный рынок еще долго будет раскачивать в обе стороны, но пока экспортная выручка поступает на фоне ограничений по импорту и снижению способности к оттоку капитала – рубль будет иметь тенденцию к укреплению чисто технически», – прогнозирует он. В более долгосрочной перспективе может возникнуть и тенденция на девальвацию рубля.