Успешное восстановление после ранений требует индивидуального подхода. Фото агентства «Москва»
Правительство совершенствует меры поддержки участников специальной военной операции. Как показала практика, меры должны носить межведомственный характер, чтобы оперативно обеспечивать участников СВО всем необходимым, включая действительно качественную медицинскую помощь и подходящие под каждый индивидуальный случай технические средства реабилитации. Властями прорабатывается каждое звено цепочки. Так, в ближайшее время Минобороны запустит в дополнение к фонду «Защитники Отечества» Военно-социальный центр, специализирующийся на действующих военнослужащих, а Минпромторг сконцентрируется в том числе на импортозамещении компонентов для производства протезов.
В ближайшее время в стране начнет работу Военно-социальный центр – аналог фонда «Защитники Отечества», но заниматься он будет действующими военнослужащими. Об этом рассказала в понедельник замминистра обороны Анна Цивилева на пленарном заседании форума «Надежда на технологии», посвященного реабилитационной индустрии и точкам ее роста.
Как затем уточнила замминистра, в Москве этот центр будет запущен «буквально в течение, наверное, даже текущего месяца». А в дальнейшем офисы центра появятся также в военных округах для удобства военнослужащих.
Цивилева напомнила, что фонд «Защитники Отечества» «занимается демобилизованными – теми, кто выходит за периметр Министерства обороны». Он продемонстрировал эффективность, упростив предоставление всех необходимых мер поддержки и гарантий ветеранам СВО и членам семей погибших бойцов. Но теперь актуален вопрос выстраивания такой же системы для действующих военнослужащих.
Новый Военно-социальный центр будет работать по принципу «одного окна» со своей цифровой платформой, которая позволит максимально оперативно отслеживать все меры социальной поддержки, положенные участникам СВО, пояснила Цивилева.
Также она рассказала о недавнем посещении окружного госпиталя в Хабаровском крае и о том, что вопросов, требующих решения, много, – они связаны с оказанием помощи раненым, а также тем, кто из-за полученных ранений вынужден затем оформлять инвалидность. Без межведомственного подхода в решении этих вопросов не обойтись.
«Москва, Санкт-Петербург, Московская область обеспечены высококвалифицированными стационарами, лечебными учреждениями, протезными предприятиями, чего не скажешь о наших регионах. И зачастую, к сожалению, раненых сразу после операции отправляют в длительные перелеты с пересадками, для того чтобы они прошли либо долечивание, либо консультацию протезиста, – пояснила Цивилева. – В рамках длительных перелетов мы повторно травмируем ребят, у них расходятся швы, и мы получаем потом повторное длительное лечение в госпиталях: ребята находятся там зачастую шесть – восемь месяцев, год». Во избежание таких последствий необходимо наладить эффективную работу в том числе на местах – в самих регионах.
При этом, судя по сделанным разъяснениям, еще одна задача – организовать бесшовное взаимодействие Военно-социального центра с фондом «Защитники Отечества», чтобы люди после демобилизации плавно переходили из периметра Министерства обороны под начало фонда.
Кроме того, особое внимание спикерами форума было уделено обеспечению участников СВО техническими средствами реабилитации, например протезами. Ведь именно от качественного протезирования зависят наиболее полное физическое восстановление и социальная интеграция. Это предполагает как индивидуальный подход к лечению, реабилитации и протезированию, так и в принципе наличие необходимой для раненых продукции.
Напомним, в Минтруде уже указывали на растущую в России потребность в высокотехнологичных протезах из-за увеличения доли инвалидов трудоспособного возраста. Как сообщал осенью прошлого года замглавы Минтруда Алексей Вовченко, более половины – 54% – участников специальной военной операции, которые проходят медико-социальную экспертизу, имеют ампутации; из них 80% – ампутации нижних конечностей. И речь идет прежде всего о молодом возрасте.
«Среди гражданских инвалидов такого процента с ампутацией нет», – уточнял также Вовченко. Тем более что у гражданских инвалидов ампутации обычно связаны с диабетом, и это, как правило, старческие нарушения, сосудистые отклонения.
Так что с учетом актуальности проблемы другой немаловажный вопрос – наличие протезов необходимого качества и разнообразных модификаций. Как сообщил, выступая на форуме глава Минпрома Антон Алиханов, в российской реабилитационной индустрии уже была проделана большая работа. «Минпромторг примерно 10 лет занимается этой отраслью. В 2017 году была сформирована соответствующая стратегия, и примерно на 2,7 млрд руб. поддержки было оказано производителям по различным мерам. Это субсидирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), компенсация затрат на апробацию и внедрение новых изделий, различные другие меры поддержки. И сегодня мы видим результат – это сотни производителей с очень широкой номенклатурой», – сообщил министр. Так что, по его оценкам, рынок действительно уже сформирован, хотя определенные процессы консолидации на нем еще фиксируются.
По уточнению Алиханова, дальнейшая поддержка реабилитационной индустрии будет оказана за счет общесистемных мер. «Для этого используем механизм обратного инжиниринга, софинансирование НИОКР в части электронно-компонентной базы, это будет доработка 719-го постановления в части совершенствования требований к локализации конкретной продукции на территории страны», – перечислил глава Минпрома.
К ключевым задачам Алиханов отнес дальнейшее импортозамещение – допустим, редукторов или сервоприводов, что актуально не только для реабилитационной индустрии, но и для робототехники в целом. Министр упомянул импортозамещение и некоторых других компонентов, уточнив, что, с одной стороны, эти элементы могут показаться не такими существенными, ведь, по экспертным оценкам, на них порой приходится лишь 5–10% от стоимости всей продукции. Но с другой стороны, они подчас оказываются критически важными для производства.