Фото агентства городских новостей "Москва"
За три года количество заказов в российском продуктовом онлайн-ретейле увеличилось почти в девять раз, а объемы продаж – примерно в шесть раз. По итогам 2024 года аналитики ожидают дальнейший рост – на 35 и на 48% соответственно. Как показал отраслевой опрос «НГ», после всех шоковых событий россияне сформировали несколько потребительских стратегий. «Гурманы» вернулись к экспериментам с деликатесами. «Альтернативщики» начали покупать больше продуктов, замещая таким образом иные траты. А «рационалисты» в условиях высокой инфляции все более дотошно изучают на сайтах продуктовые цены.
Оборот продуктовой онлайн-розницы в стране растет с существенным опережением всей розничной торговли, которая и сама тоже бьет рекорды.
Эта тенденция, напрямую влияющая на перспективы рынка складской недвижимости, анализируется в новом исследовании компании IBC Real Estate; его результаты были представлены на конференции в среду.
Как напомнила руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай, тот рост, который продемонстрировала по итогам 2023 года вся розничная торговля в РФ (по данным Росстата, на 8% в сопоставимых ценах) – это «исторический максимум с 2008 года».
По прогнозам, которые приводятся в исследовании, по итогам 2024-го оборот всей розничной торговли в стране вырастет еще примерно на 8% и достигнет почти 53 трлн руб., из которых более 25 трлн руб. будут приходиться на оборот продуктами питания.
Доля именно онлайн-продаж в обороте продуктов питания, как ожидается, увеличится до 4,3%. Сама по себе такая доля выглядит, казалось бы, скромно, однако, судя по выводам исследователей, у этого сегмента большой потенциал роста с учетом текущей динамики. Ведь онлайн-продажи продуктов питания растут стремительно, с опережением роста всей розницы.
Так, судя по обнародованным данным, за последние три года количество заказов в продуктовом онлайн-ретейле увеличилось почти в 9 раз, а объемы продаж – примерно в 6 раз. По итогам 2024 года аналитиками ожидается дальнейший рост – на 35 и на 48% соответственно: до 820 млн заказов и до 1,2 трлн руб.
Особое внимание эксперты уделяют причинам растущей потребительской активности на рынке товаров повседневного спроса и, в частности, на рынке продуктов питания.
Например, как следует из обзоров исследовательского холдинга «Ромир», в ходе которых анализируются реальные покупки россиян, в этом году по сравнению с прошлогодними значениями существенно увеличились и недельные расходы российских семей, и средний чек. По последним доступным на конец июня данным, объем недельных расходов россиян сейчас почти на 21% превышает прошлогодний уровень, средний чек превышает прошлогодние показатели примерно на 18%. И это при официальной годовой инфляции, составляющей около 8,5%.
То ли официальный показатель инфляции оказался чересчур заниженным, то ли российские потребители действительно стали больше покупать и чаще выбирать более дорогие товары.
Судя по опросу, проведенному «НГ» среди отраслевых экспертов, применительно к российскому потребительскому рынку в равной степени справедливы как оптимистические выводы о том, что покупатели стали приобретать больше разнообразных товаров, так и пессимистические выводы о том, что высокая инфляция бьет по кошелькам граждан, вынуждая их экономить то на качестве, то на объемах покупок. Ведь все зависит от того, о каких именно социальных группах мы говорим. Тем более что даже одна и та же семья в разных ситуациях может прибегать к неодинаковым стратегиям.
После всех шоковых событий последних лет можно говорить о нескольких сформировавшихся потребительских стратегиях, которые напрямую влияют на продуктовую онлайн-розницу.
«Безусловно, инфляция вносит свой вклад, однако наблюдается и увеличение спроса на отдельные категории товаров, связанное с желанием потребителей «порадовать себя», – сообщила «НГ» директор по работе с клиентами холдинга «Ромир» Анастасия Сидорина. Она указала на переключение внутри одной и той же товарной категории спроса на более дорогие продукты. «Например, в мясном сегменте наблюдается переход от более доступных курицы и свинины к говядине, крольчатине. Также наблюдается переход к рыбе, включая красную. Аналогичная тенденция прослеживается и в других категориях», – сообщила Сидорина.
И вполне ожидаемо, что такие «гурманы» отправляются за деликатесами в том числе в онлайн, будь то маркетплейсы, предоставляющие доступ к разными поставщикам, или специализированные сайты нишевых производителей.
У Сидориной несколько объяснений, почему происходит такой всплеск интереса к более дорогим продуктам: это и стабилизация потребительских настроений и ожиданий, и рост благосостояния населения, который выражается, в частности, в зарплатном буме. «Высвободившийся объем средств перераспределяется в пользу товаров повседневного спроса, в первую очередь продуктов питания, которые позволяют получить быстрое удовлетворение от покупки», – отметила она.
Но одновременно с этим эксперт отметила и неготовность части потребителей к крупным тратам в долгосрочной перспективе, что тоже приводит к смещению спроса, к выбору, условно говоря, альтернативных вариантов: если не дорогостоящие товары длительного пользования, то хотя бы более дорогая еда.
Эту же стратегию упомянула первый вице-президент Союза интернет-торговли Екатерина Авдеева. «Люди меняют привычки. Для многих продукты питания стали альтернативой приобретения других товаров, удовлетворяющих потребности второго круга, – пояснила эксперт. – Например, люди могут не пойти в кинотеатр, а заказать еду и посмотреть фильм дома». Эксперт привела и другой пример: россияне стали меньше тратить на зарубежные поездки, и этот объем высвободившихся средств вполне может направляться, допустим, на обустройство жизни на даче, что тоже предполагает увеличение расходов на продукты питания. И такие покупатели тоже часто «отправляются» именно в онлайн-магазины. Тем более что зоны, доступные для доставки, теперь расширились, а сами сроки доставки сократились.
Наконец, никуда не делись и рациональные покупатели, которые, реагируя на любые кризисные явления и на растущие цены, начинают еще более досконально выбирать товары с учетом оптимального соотношения цены и качества. И онлайн-формат дает таким «рационалистам» возможность удобно и быстро провести мониторинг цен в поисках скидок и акций. Тем самым как склонность к излишествам, так и стремление сэкономить – и то и другое играет на руку продуктовому онлайн-сегменту в целом.
Изменения внутри ретейла, развитие онлайн-форматов само по себе тоже подстегивает спрос потребителей.
«В продуктовом сегменте очень ярко проявился главный тренд интернет-торговли последних лет – увеличение роли регионов: наибольший рост отмечен в регионах, где изначально была низкая база, – рассказал «НГ» президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. – Так, в Москве и Санкт-Петербурге объемы онлайн-продаж продуктов в первом квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 30%, а в регионах Сибири, Дальнего Востока – в несколько раз больше. Рост более чем на 300% наблюдается в Бурятии, Тыве, на Сахалине. Рост в диапазоне от 200 до 290% – на Чукотке, в Магаданской области, на Камчатке, в Чечне, Дагестане, Амурской области, Якутии, Приморском крае, Забайкалье и т.д.».
И более 90% доставок продуктов питания независимо от региона — это доставка из традиционных магазинов как через собственные курьерские службы, так и с привлечением сервисов экспресс-доставки. «Такая ситуация объясняется прежде всего высоким уровнем развития розничных продуктовых сетей в России и формированием этой категории рынка через существующую инфраструктуру», – пояснил он.
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев тоже указал на расширение современной инфраструктуры и сервисов розничной торговли для потребителей по всей стране. «Федеральные торговые сети стали активно развивать присутствие в отдаленных регионах», – подтвердил он.
Меняется и сам ассортимент, что тоже привлекает потребителей и в онлайне, и в оффлайне. «Эффект новизны на фоне ротации брендов в розничной торговле стимулирует интерес потребителей к покупкам. На рынок товаров повседневного спроса в прошлом году вышло порядка 7 тыс. новых брендов: преимущественно это новинки от российских производителей и собственные торговые марки сетей, – обратил внимание Караваев. – Покупатели с большим интересом воспринимают отечественные новинки и больше доверяют локальным брендам, а также собственным маркам сетей, на которые приходится уже более 20% выручки крупных ретейлеров».
Влияют на спрос еще и представители рынка общественного питания, тоже внедряющие новые форматы, добавила Авдеева. «Те же рестораны переходят к модели доставки готовой еды на дом потребителю. Часть таких объектов полностью работает на доставку», – пояснила она.
Наконец, говоря о тенденциях электронной коммерции, не стоит забывать о поколенческом факторе. Как уточнила Авдеева, с 2010 года, то есть за период формирования и развития в стране сегмента онлайн-торговли,«выросло поколение 15-летних, которые пользуются только онлайн-покупками». И эти поколения будут определять дальнейшую цифровизацию отрасли.