Глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров намерен продолжить обсуждение законопроекта о донастройке налоговой системы. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Госдума во вторник, 9 июля, утвердила во втором чтении пакет законопроектов о совершенствовании налоговой системы. В третьем чтении документ планируют рассмотреть уже в среду, 10 июля. При этом законодателей и бизнес-сообщество смущает отсутствие четких критериев применения федерального налогового вычета. Часть экспертов считает, что налоговые новации негативно скажутся на инвестиционном потенциале компаний.
Часть поправок в законопроект о совершенствовании налоговой системы, в число которых входят северные надбавки, приняты по поручению президента России Владимира Путина, объявил в начале пленарного заседания председатель Госдумы Вячеслав Володин. По словам главы думского комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова, ко второму чтению документа поступило 225 поправок, к принятию было рекомендовано 78 из них.
Вячеслав Володин подчеркнул, что законопроект был доработан ко второму чтению. «В частности, повышение НДФЛ (налога на доходы физлиц. – «НГ») не коснется дополнительных выплат, надбавок, которые получают граждане, работающие в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других регионах с неблагоприятными или особыми климатическими и экологическими условиями», – объявил он во вторник.
В документ о донастройке налоговой системы РФ введут прогрессивную шкалу НДФЛ. Законопроект предусматривает повышенные налоги для людей с ежегодными доходами больше 2,4 млн руб. Подчеркивается, что новые правила не коснутся большинства россиян, так как люди с ежегодным доходом меньше 2,4 млн руб. по-прежнему будут платить НДФЛ 13%. Если доход от 2,4 до 5 млн, ставка НДФЛ составит 15%. При доходе от 5 до 20 млн руб. в год ставка составит 18%, от 20 до 50 млн – 20%, свыше 50 млн – 22%. Подчеркивается, что повышенный налог будет взиматься не со всей суммы, а только с превышения соответствующих порогов.
Оценивается, что прогрессивная шкала приведет к поступлению в бюджет 533 млрд руб. дополнительных доходов в 2025 году, а в 2025–2027 годы с учетом изменения параметров стандартных налоговых вычетов – в 1,4 трлн руб.
Вячеслав Володин подчеркнул, что «все дополнительные доходы, которые появятся в связи с введением прогрессивной шкалы налоговой ставки, будут зачисляться в федеральный бюджет и направляться на поддержку тех, кто в этом больше всего нуждается, – семей с детьми, пенсионеров, ветеранов».
Также до 25% повышают налог на прибыль организаций. При этом для них отменят оборотные налоги и увеличат инвестиционный вычет. Оценивается, что повышение ставки налога на прибыль даст в бюджетную систему в 2025 году дополнительно 1,6 трлн руб., а за 2025–2027 годы – порядка 5 трлн руб.
Одновременно с повышением ставки налога на прибыль законопроект вводит федеральный инвестиционный налоговый вычет. Вычет не может превышать 50% от суммы расходов на первоначальную стоимость основного средства или амортизируемого нематериального актива. В законопроекте прописаны категории налогоплательщиков, которые не имеют права применять федеральный инвестиционный налоговый вычет: иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ; участники СЗПК; банки; организации, осуществляющие производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей, мотоциклов, стали жидкой, этана, сжиженного углеводородного газа, подакцизных нефтепродуктов, нефтяного сырья, подакцизного винограда).
При этом уточняется, что категории объектов основных средств и нематериальных активов, к которым применяется федеральный инвестиционный налоговый вычет, порядок и условия применения такого вычета, порядок определения его величины установит правительство. В частности, ранее глава Минфина Антон Силуанов сообщал, что положения по федеральному инвествычету будет оформлено в виде отдельного постановления правительства РФ. При этом именно в Российском союзе промышленников и предпринимателей выступали за то, чтобы прописать условия применения федерального инвестиционного налогового вычета на уровне отдельного закона. Часть депутатов во вторник отметили, что до сих пор не смогли ознакомиться с этим постановлением. Андрей Макаров, в свою очередь, заверил, что уже к осени постановление будет включено в законопроект.
Кроме того, предусматривается поэтапное увеличение порога для применения упрощенной системы налогообложения (УСН). Для развития малого бизнеса предлагается увеличение порогов УСН по доходам до 450 млн руб. и основным средствам до 200 млн руб. с одновременным введением обязанности по уплате НДС для налогоплательщиков с доходами более 60 млн руб. и при этом с отказом от повышенных ставок в размере 8% для «доходов» и 20% – для «доходы минус расходы», говорится в сопроводительных материалах к документу.
В рамках поправок ко второму чтению предлагается автоматически освобождать от уплаты НДС налогоплательщиков по упрощенной системе налогообложения (УСН) с доходами менее 60 млн руб.
Из других новшеств – замена курортного сбора туристическим налогом. Указывается, что это будет местный налог, и муниципалитеты будут самостоятельно определять необходимость его введения и размеры ставок. Налог будет уплачиваться в бюджет по месту нахождения гостиниц. Налог не будет исчисляться со стоимости услуги по проживанию некоторых категорий граждан, в том числе участников специальной военной операции. Как следует из материалов правительства, внесенных ко второму чтению, ставка налога будет расти постепенно – начиная с 1% от стоимости проживания в 2025 году и прибавляя по 1 процентному пункту в год до 2029 года (с 2029 года и далее – не выше 5%). Как сообщил ранее глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, сумма туристического налога исключается из дохода гостиниц.
Также были расширены льготы для IT-сектора и радиоэлектроники. Высокотехнологичные компании смогут платить пониженную ставку налога на прибыль в размере 5% до 2030 года. Первоначальная редакция ограничивала эту ставку 2027 годом. До конца 2024 года ставка составляет 0%. Также устанавливается возможность применения к расходам на права пользования российскими программами для ЭВМ повышенного коэффициента 2, что позволит компаниям уменьшать сумму налога на прибыль. А регионы в 2025–2030 годах смогут устанавливать для малых технологических компаний пониженную ставку налога на прибыль, зачисляемого в их бюджеты.
При этом в поправках увеличивается диапазон ставок налога на игорный бизнес в отношении процессинговых центров интерактивных ставок букмекерских контор, которые устанавливаются региональными законами, до 9,5–10 млн с 2,5–3 млн руб. за один такой центр. В случаях, кода ставка налога не определена законом субъекта РФ, их налогообложение будет осуществляться по ставке 9,5 млн руб. за центр (сейчас – 2,5 млн руб.).
Также во вторник депутаты во втором чтении приняли законопроект о ежегодной выплате работающим родителям, имеющим двух и более детей. Ее получат семьи, у которых размер среднедушевого дохода не превышает полуторакратную величину прожиточного минимума на душу населения в том регионе, где проживает заявитель. Размер ежегодной выплаты – это разница между суммой налога на доходы физических лиц (за год, предшествующий году обращения за указанной выплатой), исчисленного соответственно по ставке в 13%, и суммой данного налога, рассчитанного с того же дохода по ставке 6% в полном объеме. По словам Вячеслава Володина, «выплата коснется около 4 млн семей, в которых воспитывают более 10 млн детей».
Как считает депутат Госдумы Оксана Дмитриева, в проекте закона о совершенствовании налоговой системы РФ задача по плавному переходу с УСН на общий режим выполнена крайне противоречиво.
«С одной стороны, создан переходный режим для предприятий с доходами от 265 млн до 450 млн, где имеют место пониженная ставка налога на прибыль (доходов) и уменьшенные ставки по НДС. Однако собственно предел перехода на упрощенную систему налогообложения снижен практически в четыре раза, до 60 млн руб. Поэтому условия в совокупности для малого бизнеса ухудшаются, и не случайно дополнительные доходы за счет уплаты НДС малыми предприятиями, которые ранее от этого налога были освобождены, составят 348 млрд руб.», – подчеркивает она.
Исполнительный директор Института экономики роста им. Столыпина Антон Свириденко обращает внимание, что теперь применяющих упрощенную систему налогообложения при обороте до 60 млн руб. автоматически освобождают от НДС, в то время как в прошлой редакции это было правом. В остальном существенных поправок нет, подчеркивает он.Основные изменения в налоговых поправках ко второму чтению носят уточняющий характер, считает руководитель отдела макроэкономического анализа «Финам» Ольга Беленькая. Она считает, что усиление прогрессивной шкалы НДФЛ пока является в целом мягким (по оценке Минфина, он затронет около 3% трудоспособного населения). «Возможное замедление роста потребительских расходов вследствие изменения налоговой нагрузки на состоятельных граждан и часть среднего класса может быть частично компенсировано налоговым кешбэком для многодетных семей с невысоким уровнем дохода и другими социальными пособиями», – рассуждает эксперт.
Однако налоговая нагрузка на корпоративный сектор достаточно серьезно увеличится, продолжает она. «Прежде всего речь идет о повышении ставки корпоративного налога на прибыль, увеличении рентных налогов для сырьевых отраслей, вероятном увеличении налоговой нагрузки на предприятия малого и среднего предпринимательства (МСП) сферы услуг (торговля, кафе и рестораны) с оборотом свыше 60 млн руб. в год», – перечисляет аналитик.
Как считает Беленькая, повышение налога на прибыль оставляет у компаний меньше ресурсов для развития и негативно влияет на инвестиционную активность. «Особенно в условиях, когда заемные ресурсы труднодоступны из-за высокой стоимости заимствований. В итоге компании могут сократить свои инвестиционные планы. В какой-то мере это может компенсироваться вынужденными инвестициями бизнеса (госзаказ, импортозамещение, трудосберегающие технологии в условиях острого кадрового дефицита) и налоговыми стимулами. Но и условия федерального инвестиционного налогового вычета пока неясны. Для инвесторов повышение налога на прибыль может означать сокращение базы для дивидендов. Вполне вероятно, что производители постараются перенести в цену товаров и услуг возросшую налоговую нагрузку», – рассуждает эксперт.