0
2551
Газета Экономика Интернет-версия

09.07.2024 19:57:00

Депутаты ждут от Минфина уточнений по инвестиционному вычету

Законопроект о совершенствовании налоговой системы принят во втором чтении

Тэги: госдума, законопроект, налоговая система, налоговый вычет, прогрессивная шкала ндфл, туристический налог, льготы

Online-версия

госдума, законопроект, налоговая система, налоговый вычет, прогрессивная шкала ндфл, туристический налог, льготы Глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров намерен продолжить обсуждение законопроекта о донастройке налоговой системы. Фото с сайта www.duma.gov.ru

Госдума во вторник, 9 июля, утвердила во втором чтении пакет законопроектов о совершенствовании налоговой системы. В третьем чтении документ планируют рассмотреть уже в среду, 10 июля. При этом законодателей и бизнес-сообщество смущает отсутствие четких критериев применения федерального налогового вычета. Часть экспертов считает, что налоговые новации негативно скажутся на инвестиционном потенциале компаний.

Часть поправок в законопроект о совершенствовании налоговой системы, в число которых входят северные надбавки, приняты по поручению президента России Владимира Путина, объявил в начале пленарного заседания председатель Госдумы Вячеслав Володин. По словам главы думского комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова, ко второму чтению документа поступило 225 поправок, к принятию было рекомендовано 78 из них.

Вячеслав Володин подчеркнул, что законопроект был доработан ко второму чтению. «В частности, повышение НДФЛ (налога на доходы физлиц. – «НГ») не коснется дополнительных выплат, надбавок, которые получают граждане, работающие в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других регионах с неблагоприятными или особыми климатическими и экологическими условиями», – объявил он во вторник.

В документ о донастройке налоговой системы РФ введут прогрессивную шкалу НДФЛ. Законопроект предусматривает повышенные налоги для людей с ежегодными доходами больше 2,4 млн руб. Подчеркивается, что новые правила не коснутся большинства россиян, так как люди с ежегодным доходом меньше 2,4 млн руб. по-прежнему будут платить НДФЛ 13%. Если доход от 2,4 до 5 млн, ставка НДФЛ составит 15%. При доходе от 5 до 20 млн руб. в год ставка составит 18%, от 20 до 50 млн – 20%, свыше 50 млн – 22%. Подчеркивается, что повышенный налог будет взиматься не со всей суммы, а только с превышения соответствующих порогов.

Оценивается, что прогрессивная шкала приведет к поступлению в бюджет 533 млрд руб. дополнительных доходов в 2025 году, а в 2025–2027 годы с учетом изменения параметров стандартных налоговых вычетов – в 1,4 трлн руб.

Вячеслав Володин подчеркнул, что «все дополнительные доходы, которые появятся в связи с введением прогрессивной шкалы налоговой ставки, будут зачисляться в федеральный бюджет и направляться на поддержку тех, кто в этом больше всего нуждается, – семей с детьми, пенсионеров, ветеранов».

Также до 25% повышают налог на прибыль организаций. При этом для них отменят оборотные налоги и увеличат инвестиционный вычет. Оценивается, что повышение ставки налога на прибыль даст в бюджетную систему в 2025 году дополнительно 1,6 трлн руб., а за 2025–2027 годы – порядка 5 трлн руб.

Одновременно с повышением ставки налога на прибыль законопроект вводит федеральный инвестиционный налоговый вычет. Вычет не может превышать 50% от суммы расходов на первоначальную стоимость основного средства или амортизируемого нематериального актива. В законопроекте прописаны категории налогоплательщиков, которые не имеют права применять федеральный инвестиционный налоговый вычет: иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ; участники СЗПК; банки; организации, осуществляющие производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей, мотоциклов, стали жидкой, этана, сжиженного углеводородного газа, подакцизных нефтепродуктов, нефтяного сырья, подакцизного винограда).

При этом уточняется, что категории объектов основных средств и нематериальных активов, к которым применяется федеральный инвестиционный налоговый вычет, порядок и условия применения такого вычета, порядок определения его величины установит правительство. В частности, ранее глава Минфина Антон Силуанов сообщал, что положения по федеральному инвествычету будет оформлено в виде отдельного постановления правительства РФ. При этом именно в Российском союзе промышленников и предпринимателей выступали за то, чтобы прописать условия применения федерального инвестиционного налогового вычета на уровне отдельного закона. Часть депутатов во вторник отметили, что до сих пор не смогли ознакомиться с этим постановлением. Андрей Макаров, в свою очередь, заверил, что уже к осени постановление будет включено в законопроект.

Кроме того, предусматривается поэтапное увеличение порога для применения упрощенной системы налогообложения (УСН). Для развития малого бизнеса предлагается увеличение порогов УСН по доходам до 450 млн руб. и основным средствам до 200 млн руб. с одновременным введением обязанности по уплате НДС для налогоплательщиков с доходами более 60 млн руб. и при этом с отказом от повышенных ставок в размере 8% для «доходов» и 20% – для «доходы минус расходы», говорится в сопроводительных материалах к документу.

В рамках поправок ко второму чтению предлагается автоматически освобождать от уплаты НДС налогоплательщиков по упрощенной системе налогообложения (УСН) с доходами менее 60 млн руб.

Из других новшеств – замена курортного сбора туристическим налогом. Указывается, что это будет местный налог, и муниципалитеты будут самостоятельно определять необходимость его введения и размеры ставок. Налог будет уплачиваться в бюджет по месту нахождения гостиниц. Налог не будет исчисляться со стоимости услуги по проживанию некоторых категорий граждан, в том числе участников специальной военной операции. Как следует из материалов правительства, внесенных ко второму чтению, ставка налога будет расти постепенно – начиная с 1% от стоимости проживания в 2025 году и прибавляя по 1 процентному пункту в год до 2029 года (с 2029 года и далее – не выше 5%). Как сообщил ранее глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, сумма туристического налога исключается из дохода гостиниц.

Также были расширены льготы для IT-сектора и радиоэлектроники. Высокотехнологичные компании смогут платить пониженную ставку налога на прибыль в размере 5% до 2030 года. Первоначальная редакция ограничивала эту ставку 2027 годом. До конца 2024 года ставка составляет 0%. Также устанавливается возможность применения к расходам на права пользования российскими программами для ЭВМ повышенного коэффициента 2, что позволит компаниям уменьшать сумму налога на прибыль. А регионы в 2025–2030 годах смогут устанавливать для малых технологических компаний пониженную ставку налога на прибыль, зачисляемого в их бюджеты.

При этом в поправках увеличивается диапазон ставок налога на игорный бизнес в отношении процессинговых центров интерактивных ставок букмекерских контор, которые устанавливаются региональными законами, до 9,5–10 млн с 2,5–3 млн руб. за один такой центр. В случаях, кода ставка налога не определена законом субъекта РФ, их налогообложение будет осуществляться по ставке 9,5 млн руб. за центр (сейчас – 2,5 млн руб.).

Также во вторник депутаты во втором чтении приняли законопроект о ежегодной выплате работающим родителям, имеющим двух и более детей. Ее получат семьи, у которых размер среднедушевого дохода не превышает полуторакратную величину прожиточного минимума на душу населения в том регионе, где проживает заявитель. Размер ежегодной выплаты – это разница между суммой налога на доходы физических лиц (за год, предшествующий году обращения за указанной выплатой), исчисленного соответственно по ставке в 13%, и суммой данного налога, рассчитанного с того же дохода по ставке 6% в полном объеме. По словам Вячеслава Володина, «выплата коснется около 4 млн семей, в которых воспитывают более 10 млн детей».

Как считает депутат Госдумы Оксана Дмитриева, в проекте закона о совершенствовании налоговой системы РФ задача по плавному переходу с УСН на общий режим выполнена крайне противоречиво. 

«С одной стороны, создан переходный режим для предприятий с доходами от 265 млн до 450 млн, где имеют место пониженная ставка налога на прибыль (доходов) и уменьшенные ставки по НДС. Однако собственно предел перехода на упрощенную систему налогообложения снижен практически в четыре раза, до 60 млн руб. Поэтому условия в совокупности для малого бизнеса ухудшаются, и не случайно дополнительные доходы за счет уплаты НДС малыми предприятиями, которые ранее от этого налога были освобождены, составят 348 млрд руб.», – подчеркивает она.

Исполнительный директор Института экономики роста им. Столыпина Антон Свириденко обращает внимание, что теперь применяющих упрощенную систему налогообложения при обороте до 60 млн руб. автоматически освобождают от НДС, в то время как в прошлой редакции это было правом. В остальном существенных поправок нет, подчеркивает он.

Основные изменения в налоговых поправках ко второму чтению носят уточняющий характер, считает руководитель отдела макроэкономического анализа «Финам» Ольга Беленькая. Она считает, что усиление прогрессивной шкалы НДФЛ пока является в целом мягким (по оценке Минфина, он затронет около 3% трудоспособного населения). «Возможное замедление роста потребительских расходов вследствие изменения налоговой нагрузки на состоятельных граждан и часть среднего класса может быть частично компенсировано налоговым кешбэком для многодетных семей с невысоким уровнем дохода и другими социальными пособиями», – рассуждает эксперт.

Однако налоговая нагрузка на корпоративный сектор достаточно серьезно увеличится, продолжает она. «Прежде всего речь идет о повышении ставки корпоративного налога на прибыль, увеличении рентных налогов для сырьевых отраслей, вероятном увеличении налоговой нагрузки на предприятия малого и среднего предпринимательства (МСП) сферы услуг (торговля, кафе и рестораны) с оборотом свыше 60 млн руб. в год», – перечисляет аналитик.

Как считает Беленькая, повышение налога на прибыль оставляет у компаний меньше ресурсов для развития и негативно влияет на инвестиционную активность. «Особенно в условиях, когда заемные ресурсы труднодоступны из-за высокой стоимости заимствований. В итоге компании могут сократить свои инвестиционные планы. В какой-то мере это может компенсироваться вынужденными инвестициями бизнеса (госзаказ, импортозамещение, трудосберегающие технологии в условиях острого кадрового дефицита) и налоговыми стимулами. Но и условия федерального инвестиционного налогового вычета пока неясны. Для инвесторов повышение налога на прибыль может означать сокращение базы для дивидендов. Вполне вероятно, что производители постараются перенести в цену товаров и услуг возросшую налоговую нагрузку», – рассуждает эксперт.



Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
386
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
419
О вопросах участников СВО в процессе обновления элиты

О вопросах участников СВО в процессе обновления элиты

Политики хотят высказываться от имени ветеранов боевых действий и выдавать свои интересы за их взгляды

0
559
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
1227

Другие новости