Российские работники с возрастом порой начинают ощущать, как резко обесценивается их труд и опыт. Фото агентства «Москва»
Трудовая мобильность далеко не всегда обеспечивает работнику переход на наиболее оплачиваемые места. Даже наоборот: частая смена «сомнительных» работодателей чревата ухудшением статуса. Дело в том, что «хороший» работодатель как раз не готов быстро расставаться с сотрудниками, он вкладывается в их профессиональный рост внутри компании. Это показал анализ карьерных траекторий австрийских работников. В России ситуация еще противоречивее. На рынке труда РФ зарплатный пик строго ограничен возрастом: чем старше работник, тем, похоже, более шаткое у него положение на карьерной лестнице.
Заработки высокооплачиваемых работников в течение жизни растут, а низкооплачиваемых – стагнируют и даже снижаются. Почему? Первые в отличие от вторых «правильно» и не так часто меняют работу, выбирая все более «качественных» работодателей.
Таков вывод исследования, посвященного карьерным траекториям австрийских работников. Несмотря на географическую специфичность, исследование крайне интересно приложить к российским реалиям. Видимо, именно потому на эти выводы и обратили внимание авторы портала «Эконс», сделавшие из исследования выжимку на русском языке.
Уточним: портал «Эконс» ведут сотрудники Центрального банка (ЦБ) России с целью популяризации научных изысканий по тем вопросам, которые непосредственно попадают в поле зрения регулятора; однако публикуемые на портале материалы не выражают позицию ЦБ. Зарплаты работников, без преувеличения, одна из знаковых тем для российского регулятора, особенно сейчас.
Итак, речь идет о новом исследовании, подготовленном экономистами из Федерального резервного банка Ричмонда (США). В своей работе они проанализировали карьерные траектории поколения австрийцев, родившихся в 1960–1962 годах, с самого начала их работы в возрасте около 24 лет – до 55 лет. Среди них исследователи выделили 10% самых высокооплачиваемых и 10% самых низкооплачиваемых 55-летних, проследив изменения их трудовых доходов и занятости на протяжении всей карьеры. Окончательная выборка состоит из почти 110 тыс. отдельных индивидуальных историй карьеры, связанных примерно с 183 тыс. работодателей.
Предпосылки такие. «Одно из основных понятий рынка труда – концепция карьерной лестницы, механизма, с помощью которого работники получают лучшие возможности трудоустройства и повышение заработка по мере приобретения опыта, навыков и квалификации. Считается, что смена работы – важнейший компонент подъема по карьерной лестнице», – пояснили эксперты. Но на практике все оказалось намного противоречивее: вовсе не всегда ступени карьерной лестницы направлены вверх, в сторону роста заработка.
«Ретроспективный анализ свидетельствует, что реальная зарплата «богатых» (в конце карьеры) работников на протяжении их трудовой жизни стабильно растет, в то время как зарплата «бедных» практически не меняется и даже снижается после 40 лет, демонстрируя отсутствие для них восходящей карьерной лестницы», – сообщается в опубликованных материалах.
В конкретных показателях это выглядит так: «Работник, находящийся в нижней части распределения доходов в возрасте 55 лет, работает в фирме, которая платит в реальном выражении в среднем на 20% меньше, чем его первый работодатель, – выяснили экономисты. – Напротив, «богатые» работники… на протяжении всей карьеры испытывают устойчивый рост реальной заработной платы, которая к их 55 годам более чем в 2,5 раза больше той, которую они получали у своего первого работодателя».
Можно предположить, что «бедные» работники не могут обеспечить себе значительного роста заработной платы просто из-за того, что они, видимо, реже меняют работодателей, чем более «богатые» работники. Однако проведенное исследование привело к прямо противоположному и оттого на первый взгляд парадоксальному результату: «В любом возрасте более «богатые» работники, напротив, меняют работодателей реже». Тем самым именно меньшая трудовая мобильность приводит к большему росту зарплаты.
Авторы исследования приводят с опорой на свои эмпирические наблюдения такое объяснение для этого парадокса: «бедные» работники не всегда переходят в лучшие фирмы, чаще как раз наоборот. В результате, перескакивая с места на место и меняя подчас сомнительных работодателей, они имеют меньше возможностей для обучения, расширения человеческого капитала – знаний, умений и навыков. Их конкурентоспособность на рынке труда вовсе не растет, сколько бы таких мест они ни сменили.
А скажем так, «хорошая» компания, напротив, предоставляет работникам возможности для обучения, профессионального роста. И такой серьезный настрой как раз не предполагает, что работодатель будет готов быстро расстаться с теми сотрудниками, в которых он уже вложился как в своих надежных и конкурентоспособных соратников.
«Таким образом, фирма, предлагающая высококачественную среду обучения, может повысить и зарплату работника в долгосрочной перспективе, так как он имеет возможность улучшить свою квалификацию», – добавили эксперты. И вполне логично, что, имея такой багаж, работник, решившись наконец поменять место трудоустройства, начинает выбирать из вариантов, которые предполагают еще более высокие зарплаты и еще более привлекательные для него условия, позволяющие дальше профессионально развиваться.
Корпоративная культура, подход работодателя к развитию человеческого капитала своих сотрудников, конечно, важный фактор и на российском рынке труда, подтвердили опрошенные «НГ» аналитики. Но, по их мнению, для российской экономики стоит все же сделать особую оговорку.
«На рост заработных плат в процессе трудовой деятельности влияет также возрастной период. Быстрее всего заработная плата растет в период с 25 до 40–45 лет, а потом рост идет медленно, потому что человек достигает своего карьерного потолка», – поделилась с «НГ» своими оценками доцент Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Людмила Иванова-Швец.
Стоит отметить, что проблема негласного, но при этом очень заметного в официальной статистике возрастного ограничителя зарплат стала в российской экономике хронической. По последним данным Росстата, которые приводятся для октября 2023 года, больше всего получают работники 30–34 лет – в целом по стране почти 86 тыс. руб. в месяц при среднем для всех возрастных групп показателе 74 тыс. руб. в месяц. Это пик.
А в следующих возрастных группах средний уровень зарплат уже падает. В итоге 30-летние зарабатывают почти на 10% больше, чем занятые в экономике одновременно с ними же 40-летние, и примерно на 20% больше, чем 50-летние. И эта пропорция кардинально не меняется годами.