0
5409
Газета Экономика Интернет-версия

14.08.2024 20:41:00

В Китае нашли новый ускоритель роста ВВП

Экономику малых высот оценивают в сотни миллиардов долларов

Тэги: китай, экономика малых высот, летательные аппараты, коммерческое применение

On-Line версия

китай, экономика малых высот, летательные аппараты, коммерческое применение Китай создает и активно использует летательные аппараты самых разных типов. Фото AVIC/Xinhua

В Китае бурно развивается так называемая экономика малых высот, в которой используются как беспилотники, так и небольшие управляемые летательные аппараты. В КНР ожидают, что именно этот сектор станет стимулом для экономического роста в стране из-за возникновения спроса на новые материалы, коммуникации, новые алгоритмы и новые формы расчетов. Китайцы ожидают, что оборот экономики малых высот может достигнуть 300 млрд долл. уже в ближайшие годы. В России рынок беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в лучшем случае может достигнуть 1 млрд долл. в ближайшие годы.

В КНР бурно развивается экономика малых высот, под которой понимается коммерческое применение дронов, воздушных такси, дирижаблей и других пилотируемых и беспилотных аппаратов на низких высотах. Об этом новом экономическом тренде пишет центральная газета «Жэньминь Жибао». В начале августа 2024 года свой первый демонстрационный полет совершил гражданский пилотируемый дирижабль AS 700, который летел со скоростью 60 км/ч на высоте 500 м. AS 700 представляет собой тип однокапсульного пилотируемого дирижабля с максимальной вместимостью 10 человек, включая одного пилота. Новый воздушный аппарат может развивать скорость до 100 км/ч. Дирижабль рассчитан на максимальную дальность полета в 700 км, он способен держаться в воздухе до 10 часов. Применять его предполагается преимущественно для туристических поездок. При этом только в апреле этого года Китай объявил о запуске в серийное производство дирижаблей, предназначенных для воздушного туризма.

В сегменте экономики малых высот Китай активно развивает и новые маршруты для вертолетных такси. В конце прошлой недели пилотируемый коммерческий пассажирский вертолет впервые вылетел из города Куньшунь в провинции Цзянсу в шанхайский аэропорт Пудун. Ожидается, что этим маршрутом будут пользоваться до 30 тыс. пассажиров в год. Благодаря низковысотному транспорту время пути между городами сократится с нескольких часов до 20 мин.

Активно развивается и использование беспилотников в коммерческих целях. Китайские службы экспресс-доставки используют небольшие БПЛА для доставки легких предметов, вроде документов, ключей или лекарства. Доставляются эти предметы теперь примерно в два раза быстрее, замечает «Жэньминь Жибао». В первой половине этого года в Китае было зарегистрировано почти 608 тыс. новых беспилотников, что на 48% больше, чем в конце прошлого года. По данным Управления гражданской авиации Китая, у дронов совокупный налет достиг почти 10 млн часов, что на 134 тыс. часов больше, чем за аналогичный период прошлого года.

«По состоянию на конец 2023-го в Китае было зарегистрировано свыше 1,2 млн беспилотных летательных аппаратов, что на 32% больше, чем годом ранее. Беспилотники в стране эксплуатируют 19 тыс. компаний», – сообщал ранее замдиректора транспортного департамента Управления гражданской авиации КНР Шан Кэцзя.

Китай развивает также беспилотную доставку более тяжелых грузов. Ранее в августе местные инженеры отправили в тестовый полет самый большой в Китае беспилотник грузоподъемностью 2 т., разработанный компанией Sichuan Tengden Sci-tech Innovation. Созданный компанией Tengden беспилотник с размахом крыльев 16,1 м и высотой 4,6 м немного больше самого популярного в мире легкого самолета – четырехместного Cessna 172, обращает внимание агентство Reuters.

Ранее в июне китайцы провели пробный полет грузового беспилотника, разработанного государственной корпорацией Aviation Industry Corp of China (AVIC), ведущим аэрокосмическим предприятием. Его грузоподъемность составляет 700 кг, а радиус полета – 520 км. В следующем году AVIC также планирует испытать свой дрон, грузоподъемностью также 2 т. В Китае уверены, что грузовые дроны помогут сократить сроки доставки и снизить транспортные расходы, а также расширить возможности доставки в места, где отсутствуют обычные авиационные возможности, например на крыши в густонаселенных городах. Экономика малых высот будет способствовать развитию логистики, сельского хозяйства, картографии и других отраслей, пишут китайские госСМИ.

«Гражданские беспилотники получили широкое применение в сельском хозяйстве, лесоводстве, животноводстве, рыболовстве, а также в сфере развлечений и аэрофотосъемки. Мы очень оптимистично смотрим на перспективы применения БПЛА», – говорил замдиректора департамента по организации воздушного движения Управления гражданской авиации КНР Ло Хунцзян.

В Управлении гражданской авиации масштаб экономики, связанный с использованием дронов на высотах до 1 км, по состоянию на конец 2023 года оценивали в 500 млрд юаней (70 млрд долл.). Масштабы сектора увеличатся до 279 млрд долл. к 2030 году. В Белой книге по развитию экономики малых высот, которая была опубликована в конце 2023 года Международной академией цифровой экономики в Шэньчжэне перспективы экономики малых высотах оценивались диапазоном от 422 до 700 млрд долл.

Глобальная экономика малых высот будет расти в первую очередь за счет роста объема мирового рынка беспилотных авиационных систем (БАС). По оценкам Drone Industry Insight, объем мирового рынка для применения в коммерческом секторе будет расти в среднем на 9,4% в год – с 26,3 млрд долл. в 2021 году до 41,3 млрд долл. в 2026-м. Агентство Grand View Research прогнозирует рост объема всех сегментов глобального рынка дронов к 2025 году до 84 млрд долл., а Huawei – до 200 млрд долл. к 2027 году.

Российский рынок дронов пока выглядит более скромно. Объем производства дронов в России по итогам 2022 года в Gaskar Group оценивали в 14 млрд руб. и прогнозируют среднегодовой темп роста в 20–25%. Количество произведенных БАС коммерческого назначения в России за прошлый год выросло на 20%, по данным ассоциации «Аэронекст».

В исследовании российского рынка беспилотных авиационных систем, проведенного ассоциацией «Аэронекст», указывалось, что российский рынок БПЛА по итогам прошлого года достиг отметки в 33,7 млрд руб. Подчеркивалось, что рост обеспечили в первую очередь продажи спецтехники для нужд спецоперации (СВО). При этом в исследовании подчеркивалось, что это «совокупная оценка продаж гражданских БАС, услуг с их применением, а также продаж БАС специального назначения для целей СВО».

Рынок БАС в гражданском секторе оценивается в менее 20 млрд руб., однако он вырос за последний год на 35%, указывают в ассоциации. По оптимистичным прогнозам, в 2024 году объем российского рынка БАС для гражданского применения может вырасти до 49,4 млрд руб., а к 2026 году – до 96,9 млрд руб., считают исследователи. Из-за запрета на использование БПЛА на большей части территории России недополученный объем выручки от услуг с применением БАС составил около 34%.

Запреты на использование беспилотников привели к тому, что около 60% компаний-эксплуатантов работают в серой зоне. Они не получают разрешения на полеты и не регистрируют свои воздушные суда.

В конце прошлого года в РФ был утвержден нацпроект «Беспилотные авиационные системы». Объем его финансирования из федерального бюджета до 2030 года должен составить 696 млрд руб. К концу этого срока ожидается производство 32,5 тыс. гражданских авиабеспилотников в год.

Как говорит главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Федор Борисов, необходимо развивать именно беспилотные дроны, которые управляются без внешнего пилота. Пока же в основном используются те, где есть внешний пилот.

Управление российскими БПЛА пока не интегрированы в единое воздушное пространство. 

«Проблемой, которая препятствует развитию рынка БПЛА в России, являются режимы эксплуатации. Во многих регионах она запрещена либо сильно ограничена. Согласно ст. 16 Воздушного кодекса РФ, предусматривается два режима использования воздушного пространства – уведомительный и разрешительный. Разрешительная практика полетов увеличивает сроки выполнения заказов, так как процедура согласования плана полета с различными службами может занимать значительное время. Уведомительная практика используется только при полетах БВС вне населенных пунктов на высоте до 150 метров в светлое время суток и вне диспетчерских зон. В Китае существует Единая государственная цифровая платформа для выдачи разрешений на полеты, которая действует в автоматическом режиме, такого нет в России», – рассказывает профессор Поволжского института управления имени Столыпина – филиала РАНХиГС Екатерина Авдеева.

«Пока в воздухе работает один дрон, другой беспилотник к работе не допускается. В результате, пока один БПЛА мониторит нефтепровод, другой на этом же участке не может взлететь для осмотра линий электропередач», – поясняет Федор Борисов. И эта проблема будет решена при интеграции беспилотников в единое воздушное пространство.

По мнению исполнительного директора агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, есть несколько причин отставания России в сфере низковысотной и беспилотной авиации от Китая. «Первая причина – это эффект масштаба экономики. У КНР, в сравнении с РФ, кратно выше ВВП, кратно больше население, больше компаний. Вторая причина нашего отставания – это мировое технологическое лидерство КНР в части беспилотных технологий и серьезное технологическое развитие КНР в части новых сегментов, таких как аэротакси. Третья причина отставания – более гибкое нормативное регулирование, которое уже сегодня позволяет китайским компаниям легально вести бизнес, попадающий под определение экономики малых высот», – резюмирует он.


Читайте также


Глава США допустил введение вторичных санкций против РФ раньше, чем через 50 дней...

Глава США допустил введение вторичных санкций против РФ раньше, чем через 50 дней...

Юрий Паниев

Орбан обозначил новую модель Евросоюза

0
572
Китайский автопром диктует свои правила российскому рынку

Китайский автопром диктует свои правила российскому рынку

Анастасия Башкатова

Кризис продаж рикошетом ударит по другим критически значимым отраслям

0
4522
Урсула фон дер Ляйен возвращается из Китая с пустым чемоданом

Урсула фон дер Ляйен возвращается из Китая с пустым чемоданом

Владимир Скосырев

Юбилейный саммит Китай–ЕС прошел без салюта

0
7465
Противоречия между Вашингтоном и Пекином

Противоречия между Вашингтоном и Пекином

Данила Моисеев

Мировая политика сквозь призму американских и российских интересов в Азии

0
573

Другие новости