В Минфине всегда подчеркивали, что все заложенные бюджетные и социальные обязательства будут исполнены. Фото Льва Исраеляна
До внесения правительством проекта нового бюджета в Госдуму времени все меньше. А экспертных прогнозов по поводу того, какой дефицит грозит стране, все больше. Пока одни аналитики предполагают, что разница между доходами и расходами казны может достичь в этом году 4 трлн руб. (это в 2–2,5 раза больше, чем ожидал Минфин), другие обрисовывают перспективу накопленного многотриллионного дефицита на горизонте шести лет. Главные опасения у экспертов вызывают все те же, что и раньше, факторы: нефть, рубль и процентные ставки, влияющие на доступность займов в том числе для государства.
Федеральный бюджет РФ может недополучить за 2024 год около 1,3 трлн руб. ожидаемых поступлений. И это грозит увеличением дефицита бюджета по итогам года сразу примерно до 4 трлн руб.
Такие оценки приводятся в мониторинге Института экономической политики (ИЭП) им. Е.Т. Гайдара и Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте (РАНХиГС).
Тем самым речь идет о возможном увеличении дефицита сразу в 2–2,5 раза. Ведь изначально в федеральный бюджет-2024 был заложен дефицит в размере примерно 1,6 трлн руб., или 0,9% российского ВВП. Затем Минфин повысил оценку на 2024 год до 2,1 трлн руб., или 1,1% ВВП.
Ситуация на грани. С одной стороны, как сообщают авторы мониторинга, федеральный бюджет «продолжает демонстрировать равномерное и синхронное выполнение запланированных объемов доходов и расходов». Но, с другой стороны, нефтяные котировки не дают расслабиться. «Возможное снижение цены на нефть и стабилизация обменного курса рубля на более высоком уровне, чем в первом полугодии 2024-го, могут негативно повлиять на ситуацию с доходами до конца года», – сообщили ведущий научный сотрудник ИЭП Илья Соколов и старший научный сотрудник лаборатории бюджетной политики РАНХиГС Татьяна Тищенко. О том, как на бюджет влияет соотношение нефтяных цен и курса рубля,см. подробнее «НГ» от 11.09.24.
И еще одна развилка. Опять-таки, с одной стороны, эксперты уверяют, что даже такой размер дефицита, достигающий 4 трлн руб., «не представляет угрозу макроэкономической стабильности», это немногим более 2% ВВП. Но, с другой стороны, рост дефицита потребует «форсированного наращивания объемов привлекаемых заимствований», причем «независимо от складывающейся неблагоприятной конъюнктуры на рынке внутреннего долга». Другими словами, Минфину придется больше занимать на внутреннем рынке, чтобы компенсировать нехватку средств.
Почему же конъюнктура неблагоприятна? Потому что, следуя за логикой аналитиков, Центробанк повышает ключевую ставку, снижая тем самым доступность кредитования не только для потребителей, бизнеса, но и для самого государства в лице Минфина. «При текущей ключевой ставке занимать приходится под высокую доходность, что неизбежно выльется в рост процентных платежей на длительном временном горизонте», – пишут Соколов и Тищенко.
Руководитель отдела компании «Финам» Ольга Беленькая в комментарии для «НГ» тоже указала на напряженность, связанную с очень высокой стоимостью заимствований для Минфина. И тут выяснилось любопытное расхождение в выводах экспертов.
Например, аналитики ИЭП и РАНХиГС даже дали своеобразный совет Министерству финансов, как можно сгладить негативные последствия высоких процентных ставок. «Минфину выгоднее отказаться от размещения облигаций федерального займа (ОФЗ) с постоянным купонным доходом и увеличивать долю долга с переменными купонными выплатами, однако последние, в свою очередь, менее привлекательны для инвесторов», – сообщили Соколов и Тищенко.
Возможно, такая рекомендация объясняется верой экспертов в то, что однажды Центробанк приступит к снижению своей ключевой ставки – и тогда Минфин уже сможет благодаря плавающему режиму сэкономить на будущих выплатах по госдолгу.
Но одновременно с этим конкретно сейчас, как уточнила Беленькая, облигации федерального займа с плавающим купоном как раз наиболее остро «реагируют» на текущее повышение ключевой ставки Центробанка. И сейчас нагрузка на бюджетную систему как раз увеличивается.
«Кроме того, финансирование дефицита бюджета за счет размещения ОФЗ, приобретаемых банками, приводит к увеличению инфляции, и Центробанку приходится это компенсировать все той же жесткой денежно-кредитной политикой, оказывающей тормозящее влияние на экономику», – добавила Беленькая. Замкнутый круг.
Примерно о тех же рисках предупреждали и в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН в недавнем выпуске квартального прогноза ВВП. Как следовало из рассуждений экономистов, хоть ситуация с дефицитом бюджета пока и выглядит контролируемой, высокие процентные ставки по государственным облигациям, колебания сырьевых цен и сокращение добычи и экспорта углеводородов могут привести к необходимости что-либо в бюджете скорректировать.
И если ситуация с доходами будет все более неподвластна финансовым властям, корректировать придется расходы. Допустим, гипотетически это могут быть расходы на некоторые субсидируемые из бюджета инвестиции. И тут причина даже вполне веская, ведь из-за растущих процентных ставок разница между рыночными ставками и льготными становится все значительнее. На определенном этапе это уже, видимо, будет слишком накладно для бюджета. Но эксперты не исключали сокращения расходов и по другим направлениям.
Причем, что примечательно, такие предположения в разных формулировках делаются, несмотря на то что сам Минфин время от времени, наоборот, настойчиво напоминает: «Все заложенные бюджетные и социальные обязательства будут исполнены».
Президент Владимир Путин перечислил во вторник приоритеты госфинансирования. «Как и в предыдущие три года, в числе приоритетов государственных расходов должны оставаться социальная поддержка граждан, укрепление обороноспособности страны, интеграция регионов Донбасса и Новороссии, а также технологическое развитие отечественной экономики и социальной сферы, расширение и укрепление инфраструктуры, обновление городов и поселков, повышение качества жизни граждан», – сказал президент на совещании по экономическим вопросам.
Чтобы добиться заметных позитивных изменений, со следующего года будут запущены новые национальные проекты. И для их успешной реализации нужно предусмотреть в необходимом объеме финансовые ресурсы. «Здесь в том числе должны сработать стратегические решения по донастройке налоговой системы», – пояснил президент. И добавил: «Чтобы уверенно, последовательно достигать национальных целей развития, важно сохранить ответственную бюджетную политику, гарантировать устойчивость и сбалансированность не только федерального бюджета, но и всей системы государственных финансов, причем как на ближайшую трехлетку, так и на более отдаленную перспективу».
Экспертные прогнозы на более отдаленную перспективу тоже уже появляются. Например, еще одна оценка, которая была опубликована в прессе, предполагает, что накопленный за 2025–2030 годы бюджетный дефицит может составить почти 11 трлн руб.
Цифра выглядит устрашающе, однако, как сказал «НГ» главный экономист компании «БКС Мир инвестиций» Илья Федоров, 11 трлн на 6 лет – это менее 2 трлн в год. «И это совсем немного с учетом текущего уровня госдолга, размера и структуры расходов», – считает он. Тревожнее другое – высокая вероятность того, что изыскивать средства на балансировку бюджета придется не один год, потому что их будет не хватать уже хронически.
«В ближайшие дни должны быть озвучены основные параметры, которые закладывают Министерство финансов и правительство в целом в проект бюджета на следующий год и плановый период. До этого судить о точности сделанных экспертами прогнозов как минимум преждевременно», – говорит директор Центра региональной политики Президентской Академии Владимир Климанов.
При этом, по его словам, «нужно согласиться, что риски увеличения дефицита федерального бюджета имеются». «В следующем году после вступления в силу корректировок налоговой системы доходы федерального бюджета вырастут, но и расходы сократить вряд ли удастся, – считает он. – Об этом можно судить хотя бы по целому ряду недавно принятых решений». Имеется в виду прежде всего новая компоновка национальных проектов, да и в целом необходимость обеспечить повышенную индексацию пенсий и других пособий и выплат с учетом высокой инфляции.