В Госдуме обещают максимальную открытость обсуждений и споров вокруг бюджета 2025 года. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Правительство РФ внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2025–2027 годы. Главные приоритеты проекта – выполнение всех социальных обязательств государства, обеспечение расходов на оборону и технологический суверенитет. Новый финансовый план предусматривает весьма скромный бюджетный дефицит на уровне 1% ВВП, что будет ниже показателей текущего года. Голосование проекта в первом чтении запланировано на 24 октября. А первое обсуждение в думских комитетах должно начаться уже 14 октября. Депутаты обещают транслировать все бюджетные дискуссии напрямую в интернет.
Проект федерального бюджета на 2025–2027 годы был внесен в Государственную думу в понедельник, 30 сентября, полностью в электронном виде.
В ближайшие три года исполнение федерального бюджета ожидается с дефицитом на уровне 0,5% ВВП в следующем году, а также с дефицитом в 0,9 и 1,1% ВВП в 2026 и 2027 годах соответственно. Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета станут государственные заимствования. При этом объем госдолга России останется на безопасном уровне в 18%, обещают в правительстве.
Приоритетами подготовленного проекта называется выполнение социальных обязательств перед гражданами, а также обеспечение финансирования расходов на оборону и безопасность (включая поддержку участников СВО и их семей). Среди главных приоритетов бюджетной политики назван и технологический суверенитет.
Проект бюджета направлен в рассылку для подготовки замечаний и предложений, сообщил председатель Госдумы Вячеслав Володин. Проект федерального бюджета на 2025–2027 годы был внесен в Госдуму в порядке межведомственного электронного документооборота, поэтому 4571 страница документа поступила в парламент сразу после отправки из правительства, сообщил глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Депутаты уже определили для себя приоритеты работы над законопроектом, заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин. «Должна быть финансово обеспечена реализация задач, поставленных президентом для достижения национальных целей развития на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, созданы условия для обеспечения технологического суверенитета нашей страны. Федеральный бюджет должен решать вопросы развития, обеспечивать социальные обязательства и отвечать на вызовы, с которыми столкнулась наша страна», – заявил председатель Госдумы.
«Еще один ключевой приоритет Государственной думы в работе над бюджетом – парламентский контроль над расходованием бюджетных средств. В процессе подготовки бюджета к первому чтению мы детально проанализируем каждую госпрограмму. Введено большое количество мер поддержки, льгот и преференций в самых разных сферах. Необходимо контролировать, насколько эффективно работают принятые решения», – подчеркнул Володин.
«Все вопросы, связанные с бюджетом, государственными программами, параметрами бюджета, внебюджетных фондов, законопроектами, которые прилагаются к бюджету, будут рассматриваться комитетом по бюджету с трансляцией в интернете, чтобы любой мог посмотреть и определить свое отношение, а заодно и увидеть отношение фракций, депутатов, узнать, какую аргументацию выдвигают те или иные авторы инициатив», – сказал Андрей Макаров.
В новом проекте бюджета запланирован рост доходов с нынешних 36 трлн руб. до 40,3 трлн руб. в 2025 году и 43,2 трлн руб. в 2027-м. Государственные расходы увеличатся с нынешних 41,5 трлн руб. в этом году до почти 46 трлн руб. в 2027 году.
Одновременно с внесением проекта нового бюджета Минфин уточнил и некоторые параметры исполнения бюджета текущего года. Так, ведомство Антона Силуанова повысило оценку дефицита федерального бюджета до 3,296 трлн руб., или 1,7% ВВП, с текущих 2,12 трлн руб., или 1,1% ВВП. Эти изменения следуют из пояснительной записки к проекту бюджета на 2025–2027 годы.
Доходы бюджета в 2024 году составят 36,111 трлн руб., или 18,4% ВВП. Нефтегазовые доходы в 2024 году ожидаются в объеме 11,309 трлн руб., или 5,8% ВВП, их доля в общем объеме доходов оценивается в 31,3%. В том числе базовые нефтегазовые доходы составят 9,751 трлн руб., или 5% ВВП, дополнительные – 1,559 трлн руб., или 0,8% ВВП. Ненефтегазовые доходы ожидаются в размере 24,801 трлн руб., или 12,7% ВВП, доля в общем объеме – 68,7%. Расходы бюджета в 2024 году прогнозируются на уровне 39,407 трлн руб. (20,1% ВВП). Ненефтегазовый дефицит ожидается в 2024 году на уровне 7,5% ВВП, или 14,605 трлн руб.
В части источников финансирования дефицита ожидаются заимствования в 2024 году в размере 2,541 трлн руб. Ранее Минфин сокращал программу внутренних заимствований на 146,445 млрд руб. – до 2,479 трлн руб. с 2,625 трлн руб. в связи с изменением структуры доходов и других источников финансирования дефицита бюджета.
Одновременно с проектом бюджета в Госдуму внесен и законопроект о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) в 2025 году до 22,44 тыс. руб. «Независимая газета» уже писала, что эта мера, по оценкам министра труда Антона Котякова, затронет 4,2 млн работающих россиян (см. «НГ» от 18.09.24). Страховые пенсии в РФ в 2025 году проиндексируют на 7,3%, средний размер вырастет до 24 тыс. руб., следует из материалов к проекту бюджета.
В новом проекте правительство определило и график пополнения Фонда национального благосостояния (ФНБ). В 2024 году ФНБ будет пополнен на 38,8 млрд руб. В 2025 году фонд пополнится на 1,64 трлн руб., в 2026-м – на 1,9 трлн руб., в 2027 году – на 1,28 трлн руб.
При этом за счет нефтегазовых доходов пополнение в текущем году ожидается в размере 44,9 млрд руб. В 2025 году – пополнение на 1,56 трлн руб., в 2026-м – на 1,83 трлн руб., в 2027 году – на 1,23 трлн руб.
Использование средств фонда в 2024 году ожидается в размере 1,3 трлн руб., как и было изначально запланировано, в 2025 году снизится до 600 млн руб., в последующие годы его использование не предусмотрено.
Общий объем ФНБ к концу 2024 года составит 11,055 трлн руб., или 5,6% ВВП. К концу следующего года – 12,883 трлн руб., или около 6% ВВП. К концу 2026 года фонд будет увеличен до 14,927 трлн руб., или 6,5% ВВП.