Расходование бюджетных средств на многие исторические памятники в Счетной палате называют неэффективным. Фото со страницы «Строительный альянс» в «ВКонтакте» |
В отчете СП по итогам проверки объектов в Калужской, Саратовской и Ульяновской областей указывается, что мероприятия федерального проекта «Сохранение культурного и исторического наследия» пока реализуются недостаточно эффективно. Так, в 2022–2023 годах выделенные на проект бюджетные ассигнования были использованы не полностью, а достижение результатов было обеспечено за счет корректировки плановых показателей.
Как уточняют в ведомстве Бориса Ковальчука, в ходе выездных проверок на объекты реставрации было выявлено значительное количество нарушений и недостатков, в том числе: отсутствие разрешений на реставрационные работы, ненадлежащая организация авторского и технического надзора, приемка работ, не соответствующих научно-проектной документации, несоблюдение сроков выполнения работ, оплата невыполненных работ и пр.
«Всего было проинспектировано 9 реставрируемых объектов, по 6 из них отмечены различные нарушения и недостатки, включая несвоевременный ввод в эксплуатацию», – указывают аудиторы.
При этом федеральный проект стартовал в 2022 году и продлится до 2030 года, напоминает аудитор СП Сергей Штогрин. «И как показала проверка, в 2022 и 2023 годах Минкультуры в целом обеспечило реализацию мероприятий проекта и достижение его основных показателей. В то же время мы отмечаем, что показатели и результаты проекта пересматривались», – подчеркивает он. «И в случае сохранения первоначальной версии паспорта проекта в 2022 году результаты не были бы достигнуты по 8 мероприятиям из 18, а в 2023 году – по 4 из 15», – уточняет Штогрин.
По информации СП, проверка показала, что сроки ввода в эксплуатацию ряда объектов неоднократно переносились, при этом стоимость работ увеличилась. «По мнению Счетной палаты, перенос сроков реставрационных работ в условиях роста цен на строительные ресурсы может приводить к дополнительным расходам бюджетной системы», – констатировал аудитор. Одновременно отвлекаются ресурсы на поддержание деятельности учреждений культуры, которые ранее размещались в реставрируемых объектах, в том числе на компенсацию выпадающих доходов из-за невозможности оказания услуг в прежних объемах, продолжает он.
Наибольшее количество нарушений, по сообщению СП, установлено в ходе проверки работ в Саратовском театре оперы и балета. В частности, там были выявлены случаи оплаты невыполненных работ на сумму 11,7 млн руб. и неправомерной оплаты НДС на сумму 10,1 млн руб. А также факты уничтожения или повреждения предметов охраны объекта культурного наследия, которые также являются свидетельствами причинения материального ущерба, считают в СП.
«Первоначально планировалось ввести объект (театр оперы и балета. – «НГ») в эксплуатацию в 2022 году, затем сроки были перенесены на 2024 год. На момент проверки ввод объекта не обеспечен, договор с подрядной организацией расторгнут, работы на объекте остановлены», – рассказал аудитор.
И это не единственные подобные примеры. Так, в ходе проверки СП также было установлено «неэффективное расходование средств» на реставрацию купеческого дома в Саратовской области на 7,5 млн руб. и торгового дома на 3 млн руб.
В Калужской области у аудиторов возникли вопросы к реставрационным работам ансамбля «Пафнутьево-Боровский монастырь» XVII века. «Минкультуры РФ и правительством Калужской области в 2023 году были заключены два соглашения на предоставление межбюджетных трансфертов на сумму 353,2 млн руб. и за счет средств Резервного фонда правительства РФ – на сумму 246,7 млн руб», – сообщили в ведомстве. В результате проверки аудиторов выяснилось, что стоимость работ увеличилась на 13,6 млн руб., из которых 3,5 млн были оплачены.
Зачастую бюджетные средства вообще не используются, рассказывают в Счетной палате. Так, Министерством культуры Саратовской области в 2021 году не были использованы средства в размере 290,7 млн руб., а в Калужской области в 2023 году не смогли потратить 205 млн руб. казенных средств.
По итогам проведенной проверки Счетная палата направила информационные письма Минкультуры России, губернаторам и председателю правительства регионов, в которых прошли проверки, обращение в Генпрокуратуру РФ. Также направлен отчет о результатах в Совет Федерации, Государственную думу и администрацию президента.
Заметим, еще весной этого года президент РФ Владимир Путин утвердил перечень поручений по реализации послания Федеральному собранию. В частности, он поручил обеспечить разработку, утвердить и реализовать программу сохранения объектов культурного наследия народов РФ на период до 2030 года. В рамках этого поручения к 2030 году при участии ДОМ.РФ необходимо привести в удовлетворительное состояние не менее 1 тыс. объектов культурного наследия.
В начале июня этого года ДОМ.РФ, Минкульт России и Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) договорились о работе над сохранением и восстановлением объектов культурного наследия (ОКН). Стороны подписали соответствующее соглашение на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Они, в частности, обязались работать над мерами по реставрации ОКН в неудовлетворительном состоянии, а также обеспечивать им современное использование. Для этого они обещают обратить внимание на механизмы привлечения вложений.
Уточняется, что по программе по восстановлению ОКН планируется обновить не менее 1 тыс. объектов к 2030 году. Это в Забайкальском крае, Новгородской, Рязанской, Смоленской, Ярославской, Самарской, Нижегородской и Тверской областях.
«На сегодня в России насчитывается более 155 тыс. объектов культурного наследия. Состояние порядка 30 тыс. из них характеризуется как неудовлетворительное», – говорила министр культуры РФ Ольга Любимова.
И численность таких объектов растет. В 2019 году в РФ насчитывалось свыше 126 тыс. объектов культурного наследия, из которых состояние свыше 19 тыс. оценивалось как неудовлетворительное. К 2023 году число таких объектов выросло до 27,4 тыс. при общей численности в 157 тыс. зданий, следует из данных СП.
Сам федеральный проект «Сохранение культурного и исторического наследия», который входит в состав госпрограммы «Развитие культуры», действует с 2022 по 2030 год. В рамках проекта запланировано свыше 350 проектов по сохранению объектов культурного наследия. И почти 80% всех средств федерального проекта направлены на финансирование мероприятий, связанных с сохранением объектов культурного наследия, напоминают аудиторы. Так, в 2022 году на эти цели было направлено свыше 13,7 млрд руб. бюджетных средств, а в 2023-м – около 5,6 млрд руб.
В Счетной палате такие траты считают недостаточными. «Мероприятия федерального проекта «Сохранение культурного и исторического наследия» государственной программы РФ «Развитие культуры» отражают лишь незначительную часть мер, направленных на сохранение объектов культурного наследия, и существенного влияния на сохранение культурного наследия не оказывают», – заявляют в ведомстве. При этом количество объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии, ежегодно увеличивается, резюмируют в СП.