Курс рубля в начале октября заставил экспертов перейти к мрачным прогнозам инфляции. Фото агентства «Москва»
Словесные интервенции Центробанка (ЦБ) стали настолько прямолинейными, насколько это только возможно. Буквально в лоб говорится о том, что регулятору надо было ужесточать денежно-кредитную политику сильнее, быстрее и раньше, чем он осмелился сделать. До следующего заседания совета директоров, посвященного ключевой ставке, еще около 20 дней. Но эксперты уже перечисляют факторы, которые скорее всего станут для ЦБ аргументами в пользу очередного повышения ставки: ситуация с госфинансированием, прописанные для естественных монополий ориентиры, вновь происходящие инфляционные всплески и сумасшествие рубля, обвалившегося на фоне подпрыгнувшей нефти.
Сейчас на инфляцию влияют те меры, которые были предприняты Центробанком в течение прошлогодней осени, а также во время первого и второго кварталов 2024-го. И раз годовая инфляция так и не опустилась до целевого значения 4%, а наоборот, до сих пор топчется в диапазоне 8,5–9%, – значит, регулятор недодавил. Примерно так рассуждают в ЦБ.
«Нам надо было действовать более решительно и ужесточать денежно-кредитную политику раньше и быстрее», – объявил зампред ЦБ Алексей Заботкин. Ранее в Центробанке поясняли «НГ», что полностью решения по ключевой ставке транслируются в инфляцию в течение 3–6 кварталов и эффект от прошлых решений «не полностью реализовался» (см. номер от 15.09.24).
Заботкин еще раз напомнил, что ЦБ не исключает нового повышения ключевой ставки на ближайшем, октябрьском заседании совета директоров. Также было четко сказано о том, что если Центробанк и будет пересматривать цель по инфляции, то только в сторону понижения: однажды таргет может стать меньше 4%, но никак не больше. С учетом сегодняшних экономических предпосылок это означает лишь одно: в ближайшее время мягче не станет, раз даже 4-процентная инфляция, которая и сама пока труднодостижима, – не окончательная цель.
Примечательно, что в Центробанке аккуратно, но сослались на события-2022, преподнеся их как одну из причин, почему регулятору до сих пор не удалось победить инфляцию. «К концу 2021 года сложились условия для возможности снижения цели по инфляции. Но обстоятельства, которые возникли в 2022 году и далее, откладывают это решение до тех пор, пока инфляция не стабилизируется на нашей текущей цели в 4%», – пояснил Заботкин (цитата ТАСС).
Некоторые эксперты заявили о «мрачных ожиданиях» по поводу того, что будет происходить с инфляцией в стране. Причин для опасений много: ситуация с госфинасированием – как текущая, так и будущая, прописанные для естественных монополий ориентиры, иные решения, касающиеся, допустим, утилизационного сбора на автомобили.
По данным Росстата, инфляция за неделю с 24 по 30 сентября сильно ускорилась, составив 0,19% против 0,06% и 0,1% в предыдущие две недели. И хоть речь идет, казалось бы, о микроскопических цифрах – по крайней мере если судить с позиции человека, не погруженного в статистику цен, – на самом деле для 39-й недели года рост сразу на 0,19% – «очень много». Об этом сообщили аналитики Telegram-канала MMI (ранее канал был участником регулярных экспертных опросов Центробанка).
Судя же по обзору Минэкономразвития, наиболее сильный скачок за проанализированную неделю зафиксирован в секторе услуг, где цены выросли на 0,45%. Прежде всего это произошло из-за резкого удорожания авиабилетов на внутренние рейсы – сразу на 6,5%.
Добавим теперь к этому курс национальной валюты – традиционно проинфляционный фактор в России. «Обратите внимание, как феерично быстро начал заваливаться рубль, – указали аналитики MMI. – Официальный курс доллара к рублю пробил годовой максимум, впервые с октября 2023 года поднявшись до 94,5 руб.». Это был курс ЦБ, установленный на 3 октября, после чего официальный курс на 4 октября составил уже более 95 руб. за 1 долл. Рубль продолжил дешеветь.
В итоге за последнюю неделю – с 27 сентября по 4 октября – рубль ослаб по отношению к доллару почти на 3%. Хотя в это же самое время котировки нефти Brent продемонстрировали настоящие чудеса на виражах, подскочив на 5% и перепрыгнув за отметку 75 долл. за баррель. Казалось бы, очень благоприятное развитие событий для российской нацвалюты, рубль мог бы укрепиться – вместо этого он поскользнулся и упал.
«Полагаем, что среди основных причин ослабления рубля – действие внешних ограничений, мешающих притоку экспортной валютной выручки на российский рынок. Одновременно восстанавливается спрос на валюту со стороны импортеров после того, как импорт на какое-то время оказался под давлением из-за проблем с внешними платежами и расчетами, – комментирует начальник отдела компании «Велес Капитал» Юрий Кравченко. – Кроме того, в первую неделю октября из-за праздников закрыты китайские рынки, что, вероятно, создает сложности для российского рынка в части привлечения юаневой ликвидности. Это приводит к ослаблению рубля против юаня, а также против «токсичных» валют».
Эксперт имел в виду национальный праздник «Золотая неделя», который отмечается в КНР с 1 по 7 октября (а в этом году 1 октября – особая дата: КНР исполнилось 75 лет). «Сейчас каникулы в Китае. Рынок «тонкий», и баланс спроса и предложения валюты очень неустойчивый», – согласился главный экономист компании «БКС Мир инвестиций» Илья Федоров.
Ослабление рубля, в свою очередь, действительно усугубляет проинфляционные риски в среднесрочном периоде. Так что с высокой вероятностью оно будет в числе факторов, поддерживающих жесткую позицию регулятора, считает Кравченко.
В очередной раз эксперты разделились на два лагеря: на тех, кто прогнозирует новое повышение ключевой ставки, и на тех, кто сомневается в таком развитии событий.
«По нашим ожиданиям, на ближайшем заседании ЦБ примет решение о повышении ключевой ставки до 20% годовых, а также скорректирует свой макропрогноз в сторону повышения», – сказал ведущий эксперт «Центра развития» Высшей школы экономики Игорь Сафонов. Ключевым аргументом, как полагает экономист, станет рост государственных расходов уже в текущем году по сравнению с изначальными проектировками, а также более высокая траектория госрасходов в последующие годы. Еще одним весомым аргументом может служить текущая динамика цен, резко ускорившаяся на последней неделе сентября.
Однако, как полагает Федоров, на самом деле сейчас нет особой необходимости спешить с дальнейшим повышением ключевой ставки. Пока надо в полной мере оценить итоги сентября и затем октября. Ведь, по словам эксперта, некоторые опережающие индикаторы уже свидетельствуют о развороте тенденций в экономике.
Управляющий директор компании «Риком-Траст» Дмитрий Целищев предупредил, что все-таки любым принимаемым мерам есть предел, в том числе решениям по ключевой ставке. «Сейчас уровень ставки 20% выглядит максимальным, который уже заложен в ценах, – сказал он. – Мы не ожидаем повышения на ближайшем заседании регулятора, но и полностью не исключаем такую вероятность».
«Пока было так, что решения Центробанка совпадали с публичной риторикой его представителей. Однако сейчас есть нюанс. Ставка резко выросла, но и инфляция тоже выросла, поэтому, вероятно, сейчас мы видим попытки регулятора защитить свою денежно-кредитную политику», – комментирует руководитель аналитического направления Института экономики роста Сергей Васильковский.
И именно это противоречие, порождающее все больше вопросов к действиям ЦБ, к ожиданиям и реальности и к последствиям принимаемых регулятором решений, может, по предположению эксперта, даже удержать совет директоров ЦБ от дальнейшего повышения ставки. Тем более что столь жесткие словесные интервенции тоже не добавляют позитивного настроя участникам экономической деятельности.
* * *
Экономическую ситуацию в РФ комментировали и авторы общественно-политических Telegram-каналов.
«Очень своевременные числа опубликовал ФОМ. Исследователи спросили народ о материальном положении. 59% россиян считают своё материальное положение средним; 23% - хорошим и 17% - плохим. В феврале 2022 года: 54% - 20% - 25%, - отмечают авторы канала «Мюсли вслух». - 69% не видят изменений в своем материальном положении за последние 2-3 месяца; 19% считают, что оно ухудшилось, и 10% - улучшилось. В феврале 2022 года: 60% - 28% - 11%».«Владимир Путин, на встрече с лауреатами и финалистами Всероссийского конкурса «Учитель года», коснулся вопроса совершенствования образовательной инфраструктуры, - пишет «Мейстер». - Так, по его словам, до конца года в России откроют 400 новых школ. А в новых регионах, где ситуация со школами обстоит особенно плохо из-за пренебрежения прежних властей, власти будут уделять этому вопросу особое внимание. Все познается в сравнении, поэтому нелишним будет вспомнить, сколько школ в России строили в предыдущие годы. К примеру, в 2023 году в стране появилось 237 подобных объектов, в 2022 году – 252. За период 2019-2022 годов, по словам министра образования Кравцова, была построена 851 школа. То есть темп явно ускорился, и новых объектов открылось много, несмотря на всем известные перипетии. Отметим, что в совокупности это уже больше запланированного на период 2019-24 годов по федпрограмме числа школ (1300). То есть поставленная цель будет перевыполнена».